Все, абсолютно все хоть сколько-то эффективные направления психотерапии работают одинаково, если смотреть на активность ЦНС. От копания в детских переживаниях по Фрейду до моей любимой циничной бесчувственной поведенческой терапии. И тут исходный запрос роли не играет, псевдонемотивированные вспышки ярости у военных (пресловутое ПТСР) и страдания
(
Read more... )
Должны, да:)
Вот только тут есть аж целых три существенных нюанса.
Первый - у них самих такая база должна быть. Причём желательно современная, а не та, какую им их родители выдали (а то можно отлично поругаться на тему того, должен банный день быть раз в неделю или две:))))))
Второй - большинство детей подхватывают очень много чего как обезьянки, напрямую. Но нейроотличные часто - нет, нужно проговаривать словами, и конкретными словами (полчаса вопить про "хреново оделся, не мог одеться прилично, мать позоришь" - не конкретно).
И третий и вовсе смешной.
Я как-то у Дример впилилась в хороший пример. Там было про то, как дети учатся говорить на разных языках, и в частности кейс, когда у родителей есть родной язык (емнип греческий), но живёт семья в месте, где говорят на другом языке. И вот родители считают, что конечно же ребёнок тоже должен говорить на их родном языке, но если в лоб спросить, на каком языке они говорят с ребёнком, или хотя бы при ребёнке, то выясняется что как раз не на родном. То есть от ребёнка ожидают, что он сам начнёт говорить на том языке, которого он по факту вообще ни разу в жизни не слышал.
Так вот, оно не только про язык, оно ещё много про что. Если ребёнок не видел, как родители (ну ок, или другие взрослые) поступают в конкретной ситуации, потому что ребёнка туда с собой не берут, и ребёнку не рассказывали о таких ситуациях, не обсуждали их хотя бы на примере книжек или мультфильмов - то этого куска базы ему просто не дали. Ну ок, часть может перекрыться за счёт общения с более везучими ровесниками, но тут опять же, может повезти с ними, а может и не сложиться.
Так что я скорее считаю, что хорошо бы такую базу дублировать в школе и в садике. Именно в формате что "в идеале об этом рассказывают родители, но на всякий случай лучше повторить". А в идеале и вообще глобально менять культуру обсуждения всякого, чтобы прояснение подразумеваемого было обычным делом.
Reply
Я тут не сторонник копания в прошлом. Скорей сторонник делания будущего.
Допущенные в прошлом косяки учитывать - это да. И учитывать нейробиологию тоже надо. И быть примером не на словах, а на деле.
А вот про школы и садики тут дичайший оффтопик, слишком разные объёмы затрагиваемых тем. upd: Это лучше обсуждать отдельно.
Reply
А прояснение подразумеваемого - то, что мы как раз можем локально. Запинать всё окружение в такой подход требует усилий, конечно, но не запредельных.
Reply
Leave a comment