19 сентября 107-го году чучхе (2018 г.). Позднее днём
КАК сказал, ресторан назывался 평양랭면식당 - "сиктан (столовая, ресторан) Пхёньянская холодная лапша". Так его, должно быть, назвали в угоду интуристам, ну, и, разумеется, местному Интуристу - пхёньянская холодная лапша, благодаря усилиям писателей и журналистов, стала известна в мире. Чем ещё заманить к себе иностранцев, как не именем! Ресторан, похоже, и был для интуристов, потому что в соседнем зале столовалась толпа китайцев, а в следующем ещё одна. Забегая вперёд, хочу сказать, что ничего особенного в пхёньянской лапше в Пхёньяне я не нашёл. Лапша как лапша. Куда катится КНДР! Всё испортили, всё опошлили! А ведь какая была в "Оннюгване" 옥류관! Тут, конечно, злопыхатели припомнят мне мои же слова, что в молодости всё кажется вкуснее, слаще и ароматнее, даже селёдка. Ну и пусть. Дон Альтобелло сказал в Godfather 3 (я "Годфазера", все три фильма, пересматриваю регулярно, примерно раз или два раза в год или в квартал; я считаю, такие фильмы, как "Годфазер", должен посмотреть каждый цивилизованный человек, хотя бы раз за жизнь): "I've lost the lust for women, and now my mind is clear". Так и я, войдя в соответствующий возраст, могу судить о вещах трезво, не поддаваясь эмоциям. Куда вкуснее пхёньянской пхёньянской пхёньянская, которую я кушал в Тэчжоне...
Когда мы поднялись на второй этаж, стол был уже накрыт. Мы встали вокруг стола - перед каждым из нас стоял десяток бронзовых плошек. Нас ожидал индивидуальный корейский комплексный обед. Такие обеды, в бронзовых чашках, раньше в старину подавали королям. Для такого стола было даже придумано особое название - сурасан 수라상 水刺床.
Бронзовую посуду корейцы называют юги 유기, или попросту ноткырыт 놋그릇, "бронзовая посуда". К слову, о "бронзе".
В любом словаре, толковом и переводном, написано, что нот 놋 или нотсве 놋쇠 - это сплав меди с цинком. По всему получается, что это латунь. То, что это латунь, я выучил ещё в университете. Однако, как-то заинтересовавшись, я изучил этот вопрос и выяснил, что корейская "латунная" утварь, в том числе знаменитая панчча юги 방짜유기, та самая, которая стояла перед нами в кэсонском ресторане, изготавливается не из сплава меди с цинком, а из сплава меди с оловом. Стало быть, она не латунная, а бронзовая! Подтверждение этому нашёл в многотомной
энциклопедии корейской традиционной культуры. В ней, в частности, написано, что так - нотсве - корейцы, не различая, называли любые сплавы меди - с оловом, цинком. Надо будет написать об этом лексикографам.
Бронзовую посуду нечасто увидишь в домах. Сейчас всюду - в домах, в столовках - фарфор, пластик, а прежде, до прихода современной цивилизации, бронза была в почёте. Посуда из неё, пусть и была тяжёлой, была прочна, не билась и, кроме того, считалась посудой, защищённой природой от бактерий, прочих паразитов. А мыли её, в то время не было моющих средств, просто --- обтирали рисовой соломой. Обтёр или обтёрла, и вот посудина сверкает как новенькая. К слову, она, бронзовая посуда, в Южной Корее признана национальным культурным сокровищем, и, говорят, снова обретает популярность (благодаря своим бактерицидным свойствам; интересно, кто сказал про бактерицидность?). Но я только слышал, что она популярна, а пока что в домах видел только фарфор да пластик. Чаще бронзовую посуду можно увидеть на поминальных столиках, почему я и не большой почитатель её. Вот бронзового Будду я бы поставил перед собой с удовольствием! Так или иначе, если кто-то желает откушать из бактерицидной традиционной бронзовой посуды, добро пожаловать в Кэсон. Только там, только в ресторанах для иностранцев, ревностно поддерживают древние традиции корейского народа!
Меня в корейских ноткырыт привлекает один момент - исторический. Историки пишут (с этим мнением согласны даже корейские учёные), что толчок развитию культуры бронзы на Корейском полуострове дала и оказала на неё влияние южносибирская бронзовая культура минусинских скифов, то бишь моих предков. Я неоднократно указывал на этот факт, а также на прочие сходства и связи культур наших народов, своим собеседникам в задушевных беседах, однако, к сожалению, дело дальше моих деклараций не шло. Единственным моим успешным аргументом в пользу общности, с которым не могли поспорить норовистые оппоненты, был факт наличия у всех нас так называемого монгольского пятна на наших задницах. С пятном они ничего не могли поделать. Его они не могли отрицать. Как говорится, что есть, то есть. Да достаточно посмотреть на лица, на глаза. Некоторым корейцам самое место в Южной Сибири...
Как водится в КНДР, нас посадили за большой стол китайского стиля. Непременные признаки таких ресторанных столов - он круглый, и на нём стоит lazy Suzy, вращаемая штука посерине стола. Корейские же столы - небольшие, часто на одного человека, прямоугольной формы, и, главное, невысокие, высотой см 40, не выше.
Еда была хороша! Мне понравилось всё. Правы были те, кто хвалил кэсонскую кухню. О региональных кухнях Кореи (всей Кореи) можно почитать
здесь.
Здесь я получил ещё одно подтверждение своей гипотезе - гипотезе о том, что с продовольствием, конкретно, с рисом, в КНДР всё хорошо. Риса положили с верхом, раза в полтора больше, чем дают в столовках на Юге. Для окончательной верификации надо посетить корейский дом.
За такой обед не грех выпить. Велели принести сочжу - нам принесли Масиннёнскую, желудёвую. Так она названа по горнолыжному курорту Масик. Ай хороша!
Желающие могут заказать спиртное стопариками (так было в советских ресторанах).
Рюмка простой женьшеневой (вроде "Русской") стоит 100 вон, рюмка женьшеневой "Корё" - 280 (получается, она вроде "Московской" или "Столичной"). Рюмка обычной водки стоит 200, "красного виски" (наверно, Джони Уокер ред лебел) - 500, рюмка неизвестно скольколетнего Чиваса - тоже 500, "чёрного виски" (ууу, блэк лэбел!) - 760, рюмка "коньяка (V.S.O.P)" - 1200, рюмка Баллантайнза - 2600. Самый дорогой напиток - "коньяк (X.O.)". Рюмка его стоит зарплату рабочего - 4000 вон.
Можно выпить пиво. Кружка жигулёвского стоит 50 вон, "Тэдонгана" - 75. Баварское стоит 100 вон.
Чаи. Женьшеневый стоит 40 вон, чёрный байховый - 50.
________________________________________________________________________
После обеда нас отвезли в гостиницу. Мы оставили в номерах чемоданы и немедленно отправились осматривать исторические достопримечательности.