РАССУЖДАЮ О ЯЗЫКОВОЙ АТТРИЦИИ. - ПОЕЗДКА ПО ГРИБЫ. - В ГОСТЯХ

Oct 17, 2017 01:12

Я НЕУТОМИМО продолжал свои сравнительные исследования различных сфер жизни общества, в которое попал - социальной (нации, классы, половозрастные группы), экономической, политической (государство и граждане, политические партии, общественно-политические движения, США и Россия), духовной (религии, наука, искусство, образование), внутри каждой из сфер изучал виды деятельности человека, социальные институты, отношения между людьми...

Проводя исследования, я сделал немало открытий. Скажу о двух. Первое - я отметил неоднократные случаи непонимания мною того, что говорили люди. Не то, чтобы я стал страдать языковой аттрицией, утратил языковую компетенцию (явление, которое находит своё выражение в расхождении языковой спосбности и языковой активности индивида). Нет. Я считаю, что я по-прежнему прекрасно знаю русский язык, русскую грамматику, понимаю русскую речь, без запинки говорю по-русски и в диалогах на повседневные темы плаваю как дельфин в Чёрном море ("Давай, сбегаю за четушкой", "Ну, будем" из меня вылетают без сучка без задоринки), но всякий раз, когда речь заходила о политике и особенно о российском шоу-бизнесе (кстати, последнее - самая частая тема бесед долгими вечерами), я был вынужден переспрашивать: "Ась? Не понял. О чём это ты?", и мои собеседники неизменно отвечали: "Оглох, что ли? Прочисти уши", что в переводе на английский означало "Check your batteries". Впрочем, отмечено, что одним из факторов, ведущих к аттриции, является переход носителя языка к менее насыщенному информацией на родном языке коммуникативному пространству, так что этот вопрос требует дальнейшего глубокого изучения...

Другое открытие я сделал в сфере отношений между людьми. Не прошло и дня, как я узнал, что многие мои родственники, живущие неподалёку друг от друга, в радиусе километра или ста, до моего приезда не общались по полгода и даже по году. Я с изумлением смотрел, как обнимались, позабыв про меня, двоюродные и троюродные братья и сёстры, свояки и свояченицы, радовались новостям двух- или трёхлетней давности: "У тебя внук! Сколько ему? Два года? Какой большой!", "Сколько лет, сколько зим!". Я стоял в сторонке и тихонько радовался, что мой приезд оказал цементирующее влияние на клановые связи.

7 сентября

В этот день я продолжил исследования в области микологии (предварительный отчёт с соображениями по этому поводу будет представлен в ближайшее будущее).

Примечание: должно быть понятно, что я проводил это и некоторые другие исследования в дневное время. В вечернее же время я проводил социологические, социолингвистические и иные исследования. С целью их проведения я каждый день отправлялся на устраиваемые в мою честь банкеты, после которых я без сил валился на пол и спал беспробудным сном до утра. А наутро меня ждали очередные исследования...



















8 сентября

Я люблю ходить в гости к старшему кузену, старейшине клана. Он и его жена, несмотря на свой возраст, сохранили любовь друг к другу (это их нога и мотня на последнем снимке), любовь к другим, а также выдающиеся кулинарные способности (это, разумеется, относится к его жене).

Приобретя (вернее, получив) то, что они имеют, ещё при Советской власти, они нынче оказались без долгов и, довольствуясь тем, что выращивают на даче, неустанно занимаются реновейшном своей квартиры. Они принимали в гостиной, которую я назвал Малым Эрмитажем. Моё сравнение им понравилось.

Такая стерильная белизна и ровнейшие стены у кузена и в двух спальнях. А о том, что у него стоят пластиковые окна и балкон, и говорить нечего. Пластиковые окна здесь стоят почти у всех, в том числе у деревенских.










После банкета мы с братом и невесткой были не в силах идти и потому вызвали такси. Кузен живёт в километре или полутора от брата, проезд обошёлся нам в 29 рублей(!) - примерно в пятьдесят американских центов. Не помню, оставили чаевые, нет (платил не я). Другие такси обходились в два раза дороже - в доллар (69 рублей)...

Дома невестка (она не казалась пьяной) вдруг объявила: "Завтра едем на дачу копать картошку". Мне не понравилась эта затея. Не хочу копать картошку! Я сказал: "Я планировал завтра поехать в деревню. Я уже подготовил велосипед и предупредил сестру, что еду". Невестка сказала: "В деревню на велосипеде не поедешь, а картошку, пока погода хорошая, надо выкопать. Участок большой, дай Бог выкопать за день".

На мой взгляд, такие факты дополняют и уточняют наши представления о характере современного хакасского общества. Несмотря на то, что оно формально патрилинейное, реальная власть в семьях, похоже, принадлежит женщинам. Матриархальным, кажется, было и древнейшее хакасское общество. Об этом свидетельствуют сохранившиеся мифы (в них Женщины нередко одерживают победу над Мужчинами), каменные изваяния Дарительниц рода человечества и проч. Точно такой вывод я сделал ранее в отношении корейского общества. Ср. здесь корейский миф о Женщине-Солнце, реконструированный М.И. Никитиной.

Я решил поступить по-своему и хотел сообщить об этом невестке, но поскольку был не в силах чётко артикулировать свои аргументы, просто-напросто бросился на пол и потерял сознание до утра.

Россия, грибы, жить в России, Хакасия, жизнь

Previous post Next post
Up