Море волнуется - два, или автоколебания

Nov 25, 2014 00:05


Целили в коммунизм, а попали в Россию.

Новости о "протесте преподавателей" в родном институте переползли с "Дождя" на "Эхо Москвы".
Там же появилась статья Бориса Майорова с интересным названием "Детективная история создания МФТИ - главного достижения Русской науки". Такими темпами вместо публикаций в ведущих мировых научных журналах мы можем стать известными благодаря публикациям на Эхе Москвы.



Заголовок опять - что надо. Действительно, какую ещё историю, как не детективную, необходимо рассказывать, когда разговор идет о "протестах" и "скандалах". Говорить о создании МФТИ как о главном достижении Русской науки - на совести автора. Действительно, создание такого сильного учебного заведения - достижение нашей науки и образования, но называть его "главным"? Байконур и ОИЯИ, например, обидятся, и правильно сделают. И правильно сказать о достижении советской науки, или, если уж совсем корректно, "русской науки советского периода" (сам придумал, ибо считаю, что советское от русского не отделить, как и русское от советского).

МФТИ или ФизТех - это Московский Физико-технический Институт, который неофициально был основан академиком А. М. Иоффе в 1918 году как отдел Рентгеновского института. После этого, согласно неофициальной истории института, в 1921 году существование ФТИ было утверждено Правительством как самостоятельное учреждение “Физико-технический институт”. Изначально преподавание в ФТИ происходило по англо-саксонской системе образования в корне отличной от существовавшей в Царской России системы, унаследованной от Германии и Голландии.
Здесь правильно говорить скорее не об основании, пусть и «неофициальном», а о предпосылках, истоках. Как у историков есть такое понятие - «первое упоминание в летописи», например, города. До этого «первого упоминания» дома уже стояли, но о них как о городе ещё никто не знал. Дома - это то, из чего город вырос. И то, что делал Абрам Федорович Иоффе по отношению к тому, что мы сейчас называем «МФТИ», это эти самые «дома»-источники. Думаю, если бы Абрам Федорович узнал, что преподавание у него велось по «англо-саксонской системе», он бы очень удивился. Да,в том числе и на эту систему ориентировались, и многие идеи из той системы легли в то, что мы сейчас называем «Система Физтеха» Но это не было передирание под кальку, а адаптация с учетом собственного опыта, условий и возможностий.

Надо понимать, что ФТИ всегда был глубоко законспирированной научной школой и готовил научные кадры широкого профиля для выполнения таких сверхсекретных задач, как создание атомной и водородной бомбы. ФТИ был долгое время засекреченным образовательным институтом, который курировал человек, имя которого предпочитают не связывать с ФизТехом, это “отец ядерного проекта СССР” Л. П. Берия. В качестве подтверждения могу предложить рассекреченное письмо академика А. М. Иоффе, где он просит Л. П. Берию выделить деньги на праздник юбилея ФТИ.

Подобные задачи не могут быть не засекреченными. Ни в засекреченности, ни в участии Лаврентия Павловича Берии лично я ничего плохого не вижу. Если в том числе благодаря организаторским талантам Лаврентия Павловича Берии Физтех стал тем, чем стал - что же в этом плохого?

Именно Л. П. Берия продвигал и финансировал физико-технический институт. По его мнению, институт должен был готовить не просто учёных, а учёных-военных и учёных-разведчиков. Поэтому методика образования даже в нынешнем МФТИ включает в себя  нетрадиционные методы образования, характерные для разведывательных школ. И эти методы до сих пор дают превосходные результаты.

Интересно узнать, как автор узнал о «нетрадиционных» методах образования и мнению товарища Берии о том, каких специалистов надо готовить. Лично я когда учился в нынешнем МФТИ, ничего радикально «нетрадиционного» в процессе образования не заметил. Умение запоминать большие объемы информации, анализировать, видеть причинно-следственные связи необходимо и разведчику, и ученому, и другим профессиям, между прочим, тому же финансовому аналитику. Поэтому, думаю, и эффективные методы для обучения этим умениям для всех профессий в принципе одинаковые.

Так продолжалось до того момента, пока успехи ядерного проекта не убедили руководство СССР не только в действенности образовательной систем ФТИ, но и в том, что институт должен существовать официально, чтобы развиваться взаимодействуя с мировой наукой. В результате чего ФТИ совершил свой “каминг-аут” в 1946 году, который сегодня считается годом основания института. В качестве ширмы был использован Московский Государственный Университет, подразделением которого ФТИ стал на бумаге. Однако в реальности на карте ФТИ появился в далёком на тот момент от Москвы городе Долгопрудном. И преподавали там люди имевшие очень малое отношение к МГУ.

С 1946 года в ФТИ уже официально, проводится в жизнь специальная система образования студентов, известная как “система ФизТеха” у истоков которой стоят академики А. И. Алиханов, С. И. Вавилов, И. М. Виноградов, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, Н. Н. Семёнов и С. А. Христианович, позднее к ним присоединились Г. С. Ландсберг и М. А. Леонто́вич и многие другие. ФТИ стал официальным местом работы для многих рядовых ученых, которые совершенно секретно работали над ядерным проектом СССР во время второй мировой войны и после. Один из таких учёных был моим семинаристом по физике с первого по третий курсы.

Вот это и есть наше «первое упоминание в летописи».

“Система ФизТеха” оказалась настолько хороша, что в течение пяти лет другие ведущие ВУЗы страны взвыли от возмущения, потому что на ФизТех начали уходить лучшие студенты и преподаватели. Вдобавок к этому в ФТИ находили пристанище студенты и преподаватели еврейской национальности, изгнанные из других ВУЗов. Летом 1951 года в результате антисемитских интриг руководства МГУ МФТИ был расформирован.

Однако к этому времени “Система Физтеха” уже начала давать свои грандиозные научные результаты, и за ФТИ вступились военные-интеллектуалы в лице начальника лётно-исследовательского института генерал-лейтенанта И. Ф. Петрова, и осенью того же 1951 года ФТИ был воссоздан как самостоятельный университет и приобрел в названии букву первую букву “М”. Начиная с 1951 года, МФТИ делил первое место с МГУ по уровню физического, химического и математического образования. Причем об уровне этой конкуренции можно судить по тому факту, что студенты, выгнанные за неуспеваемость с МФТИ, шли учиться на физ-фак МГУ.

Поправка - «Система ФизТеха» не «оказалась» настолько хороша сама по себе, она оказалась настолько хороша именно благодаря тому, что на Физтех набрали ведущих ученых, лучших преподавателей и сильнейших студентов. Благодаря самоотверженной работе и основателей, и самих студентов эта система и состоялась. Само по себе ничего хорошим не оказывается, мне кажется, здесь автор перепутал причину со следствием. И делил он первое место именно потому, что математическое образование (и программа, и преподаватели) - взято с мехмата(и до сих пор так), а физическое - было с физфака + участие наших крупнейших ученых.

В силу своего неоднозначного происхождения и удаленности от официальной Москвы ФизТех всегда был научной Меккой и маленьким островком свободы для инакомыслящих людей. Даже в самые мрачные семидесятые годы брежневской эпохи в МФТИ царила более просветлённая атмосфера, чем в других Московских ВУЗах. Например, МФТИ стал пристанищем для многих евреев, которых заваливали на вступительных экзаменах в других университетах, в частности на МехМат и ВМК МГУ в конце 70-хх и начале 80-хх годов.

Одновременно с этим МФТИ долгое время оставался полувоенным ВУЗом, и вплоть до 1991 года студенты МФТИ получали так называемую ”вторую форму допуска”, которая выдаётся гражданам,  допускаемым к совершенно секретным сведениям. На военной кафедре МФТИ, учеба на которой в советское время была обязательной, преподавалось засекреченное устройство химических двигателей и систем навигации ядерных ракет и устройство ядерных боеголовок.

Инакомыслящим засекреченное устройство преподавать не станут. И «просветленная атмосфера», которая сохраняется на Физтехе до сих пор, с инакомыслием никак не связана. Эта атмосфера является органичной частью «Системы Физтеха», и я уверен, что она также является результатом работы тех же самых «отцов-основателей», наших величайших ученых. Создается она во многом благодаря совместному труду и отдыху - учебная нагрузка серьезная, одному не потянуть, а совместный творческий труд как раз и поддерживает такую атмосферу. И была она и в самом начале Физтеха, и в «самые мрачные семидесятые годы брежневской эпохи», есть и сейчас.

После распада СССР необычные навыки, полученные студентами в МФТИ, очень пригодились в голодные 1991-1993 годы. Частично выпускники МФТИ ушли в бизнес или остались в Российской науке, но большинство разъехалось, чтобы воплощать на местах по всему миру “образовательную систему ФизТеха”. Сегодня считается, что бывшие выпускники МФТИ это нечто вроде тайного научного братства, которое, когда придёт время, соберется воедино и восстановит позицию науки во всем мире.

На совести автора. После прочтения создается ощущение, что основной навык, который прививают на Физтехе это пронырливость. Также интересно узнать, что такое «позиция науки во всем мире» и как её можно восстановить, просто собрав в одном месте кучу Физтехов.

Из сказанного следует, что МФТИ - это не просто университет, это цельная и самодостаточная система образования, развитая и апробированная в России силами Российских учёных. МФТИ это уникальный университет, равного которому нет во всем мире. Преподаватели МФТИ должны готовить научные кадры, а не клянчить у государства прибавку к зарплате и деньги на ремонт аудиторий и общежитий.

Согласен, Физтех это действительно вполне цельная и самодостаточная система, развитая и апробированная… Ученые почему-то стали российскими, ну да ладно. Кстати, за разговоры о своей «уникальности» и «лучшести» многие Физтехов и недолюбливают. Лично я думаю, что надо быть скромнее и меньше кричать о своей «исключительности», а больше работать, благо всему необходимому для этого Физтехов и учат. А клянчить на всю страну не должны, согласен.

И если администрация ВУЗа этого не понимает и платит своим секретаршам в разы больше денег, чем заслуженным профессорам, то надо гнать эту администрацию в шею!

Общее впечатление от статьи у меня, если честно, не очень приятное. Основали великие ученые - но под чутким надзором кровавой гэбни. Строили секретные ракеты в атмосфере инакомыслия. Интриги, козни, заговоры присутствуют всегда, но как разговор о них помогает решить конфликтную ситуацию - лично я не понимаю.

На мой взгляд, ни к чему хорошему для Физтеха сливание институтских проблем в прессу не приведет. Такие вещи нужно решать внутри себя. Другое дело, что это проблема не только Физтеха, но её не  решить, раскрывая «детективную историю» в прессе. Вместо «сомнительная»  «детективная», а такая история рассказывается с одной целью - целью дискредитации. Дискредитация и раздувание скандала проблему не решит. Попадут такой «детективной историей» не по Кудрявцеву, а по Физтеху.

образование, МФТИ, наука

Previous post Next post
Up