Впервые прослушивая композицию "Jai Hanuman" c альбома Global Fusion много лет назад, я еще не знал, что эта композиция связана с балийским танцем ке́чак, а тот в свою очередь с более древним индонезийским ритуалом. Узнал я об этом несколько позже, услышав оригинал, которой показался знакомым благодаря ритму и характерному возгласу певцов.
Global Fusion, альбом Лакшминараяна Субраманиама - индийского музыканта и композитора, виртуоза,исполняющего музыку на электронной скрипке. Л. Субраманиям - автор многочисленных записей, от традиционных индийских раг до джаза, многие из которых записаны в сотрудничестве с знаменитыми индийскими и западными музыкантами. Являясь представителем южноиндийского стиля Карнатак, он также издал несколько музыкальных антологий, представляющих образцы многочисленных направлений индийской музыки. На альбоме Global Fusion, записанном в 1998 году, представлены разнообразные музыкальные традиции: от японского кото, испанской гитары и китайского эрху до диджериду (музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии). Именно он звучит, наряду с индонезийским хором, в композиции "Jai Hanuman".
Кечак является одной из форм гамелана - наиболее известного индонезийского стиля музицирования. Изначально кечак являлся вокальной формой, сопровождавшей традиционный ритуальный танец sanghyang, исполняемый юными девушками. Название кечак ономатопеически произошло от звука «чак». Его повторяли певцы на протяжении всего ритуала, во время которого девушки, исполняющие танец, входили в транс. Традиционно, этот ритуал, связанный с экзорцизмом, играл важную роль в жизни всей деревни. Существует несколько форм sanghyang, при которых синхронный танец девушек сопровождает мужской и женский хор. По одной из версий, в 30-х годах XX столетия, во время оккупации Бали, немецкий художник и музыкант Вальтер Шпис добавил к ритуальному хору кечак элементы знаменитого эпоса Рамаяна. Ритуал получил форму театрализованной драмы и стал проводиться как представление для туристов.
Современный кечак исполняется обычно мужским хором, количество певцов может доходить до двух сотен. Одетые в традиционные юбки, они располагаются плотными концентрическими кругами вокруг небольшого пространства, в центре которого развивается танцевальная драма. Во время исполнения кечака употребляются классические индонезийские 5 и 7 ступенчатые звукоряды. В метрическом рисунке используются как минимум 4 ритмических паттерна - синкопированные и простые. Певцы располагаются таким образом, что каждая четверть круга представляет тот или иной ритмический рисунок, что позволяет сохранить баланс и взаимосвязь всего хора во время исполнения. Во главе хора находится лидер - Juru Tarek, который для управления музыкантами использует определенные голосовые возгласы. Ему помогают еще несколько человек Juru Kelempung и Juru Gending, каждый из которых отвечает за поддержание ритма и мелодической линии. Из-за сложного полиритмического рисунка пения и количества певцов помощников может быть несколько. В представлении участвуют две сольные партии, исполняемые мужчиной и женщиной; женская партия подчеркивает грусть Ситы, плененной демонами. Еще один участник представления - Dalang, рассказчик описывающий происходящее действие, в то время как основные герои эпоса никогда не говорят. Танец в кечак достаточно прост и формализован, хор также использует простые жесты, в основном руками, подчеркивающие настроение исполняемого фрагмента; большинство из них выполняется сидя.
На Западе кечак стал популярен благодаря известному собирателю традиционной музыки Дэвиду Льюистону. Его полевые записи, собранные на Бали, были изданы в 1967 году в серии Explorer американского лейбла Nonesuch Records, и включены в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки Конгресса.
Ancient Cak записана в деревне Anbianbase, недалеко от провинции Gianyar
из коллекции Musique du Monde
Фотография сделана в 1935г