Чаша, Предклассическая эра (100 г. до н.э.-200 г. н.э.), Монте-Альбан II.
Периодически сталкиваясь с сосудами, декорированными изображениями женской груди, решил собрать небольшую подборку из известных мне образцов. По-видимому, символизм подобных предметов настолько универсален, что они с неизбежностью возникали в различных независимых друг от друга культурах и широко распространены еще с неолитического периода.
- Глиняный сосуд (10 - 9века до н. э), Армения. Тройное горлышко сосуда, может представлять голову и руки, поднятые к небу. На туловище насчитывается шестнадцать стилизованных сосков.
- Амфора антропоморфного типа с крышкой (вторая пол.5 тыс. до н. э), Трипольская культура (Кукутень), Молдова. Прекрасные образцы кувшинов с женской грудью достаточно часто встречаются в этой энеолитической культуре, распространённой в IV - III тыс. до н. э. на территории Дунайско-Днепровского междуречья.
- Кувшин с клювом и двумя сосками (16в до н. э), Санторини, Греция. Во время раскопок этого древнего поселения было извлечено несколько похожих экземпляров относящихся к Минойской культуре бронзового века. Еще один тип древнегреческого сосуда, выполненный в форме женской груди - чаша Мастос. По легенде, со временем утратив свое ритуальное значение, некоторые из таких чаш могли быть изготовлены как точный слепок груди известной красавицы.
- Сосуд из Мексиканского национального музея антропологии. Мне трудно его точно идентифицировать, полагаю относиться к Постклассическому периоду (1100 - 1300 н. э), культура Каса-Гранде.
- Глиняный сосуд, изготовленный в Индии в 1975 году для проведения одного из древнейших сохранившихся ритуалов. По видимому воспроизводит традиционные образцы ведических ритуальных кувшинов. На этом образце, хранящемся в национальном музее Финляндии форма стилизованной груди несколько угловата, в то время как в большинстве случаев она более округла. Носик в виде фаллического символа присутствует далеко не всегда.
Чаша из Монте-Альбана в начале поста, другой пример керамических изделий с женскими признаками. Похожие чаши или блюда были так же распространены в Майянской культуре и большое их количество обнаружено при раскопках Холмула. Внешне схожие треножники, у которых тулово плавно переходит внизу в три ножки сосковидной формы, были широко представлены в неолитических культурах Китая. В некоторых случаях они могли символизировать вымя животного. Отличало их от Мезоамериканских то, что полые ножки составляли с туловом общий внутренний объем, в то время как чаши из Америки были независимы, а ножки с характерной прорезью часто были заполнены неким подобием гранул.