Престыж профессора Лэнгдона

May 29, 2012 12:16


     История, достойная кисти Дэна Брауна, произошла на днях в моей жизни.

Когда-то у отца был хороший знакомый, художник по профессии. Мне он запомнился, главным образом, тем, что преобразил многие из имеющихся у нас ветхих книг, сделав им новые переплеты. Некоторые книжки он соорудил с нуля, объединив под одной обложкой несколько журналов. Так, в частности, появилась культовая «История чемпионатов мира по футболу», которую я прочел миллион раз, и до сих пор помню авторов всех мячей в ворота сборной Голландской Ост-Индии на ЧМ-38.
     К сожалению, как и многие талантливые люди, художник этот сильно пил и ушел из жизни в довольно молодом возрасте. После него в нашем доме осталось несколько картин. Одна из них - лаковая миниатюра, написанная на библейский сюжет. Сначала она висела в зале, затем, после ремонта, несколько лет пребывала в «запасниках», а сейчас, как и многие другие реликвии 90-х, переехала в деревню и заняла почетное место в нашей спальне.




Семья у нас не самая религиозная, поэтому мы никогда не вникали в смысл изображения. Рождество и рождество, мало ли картин на эту тему? Принесение даров - стандартнейший сюжет. Каспар, Балтазар и Купроникель.
     Однако же меня еще со стародавних времен занимала надпись в верхней части картины. Там написано «Рождество Престыж Бцы». С рождеством более-менее всё понятно, но всё остальное? Это на церковнославянском? И главное, причем здесь престиж? С появлением дома жутко тарахтящего диалап-модема я даже попытался на досуге загуглить эту надпись, но не нашел ничего похожего. 
     Разгадка пришла внезапно, субботним утром 2012 года: причем я смог раскрутить вопрос, не вставая с кровати. Выпростав, подобно Берти Вустеру, руку из-под одеяла, я решил воспользоваться тем, что Алиса и ее мама ушли шуметь в другую комнату, и продолжил валяться в постели. Взгляд мой натолкнулся на миниатюру. Почему же Бцы? И другая задачка. Почему нимбы наличествуют у всех левых людей вокруг, а у матери и младенца они отсутствуют? Если Браун разглядел Марию Магдалину на Тайной вечере, то чем я хуже?
     И вдруг первая зацепка. В евангельском сюжете дело вроде бы происходит в овечьей конуре, а тут обстановочка явно получше. И еще: на картине-то, оказывается, всего один тру-волхв, а остальные как-то метросексуальны.
     Крутим дальше: если на картине изображено рождение, но не Иисуса, то кого? Бцы! Разумеется, Б-цы, на самом деле. Богородицы! А «престыж» - это «Прес-той». В смысле, Пресвятой. Мария! И кудрявенькая какая! Кто скажет, что это мальчик, пусть первым бросит в меня камень.
     «Бцы», как выяснилось, стандартное сокращение иконописцев, а вот насчет «престыжа» объяснение несколько сложнее. Художник, по-видимому, не смог распознать какой-то из юсов, написанных неразборчивым врачебным почерком.
     Выскочив из-под одеяла, я помчался к компу и мигом обнаружил в Интернете оригинал. А точнее, оригиналы.










Итак, Дева Мария на этой картине есть, но она не держит ребенка, это ее держат. Причем не Анна, как можно было бы подумать, а служанка. Анна слева, Иоаким по центру. Справа еще одна служанка. 
     Здесь находим другую ошибку. Нужно переставить одну спичку, то есть один нимб: служанке он ни к чему, зато новорожденной девочке стоило пририсовать аккуратную детскую модель.
     Забавно, но теперь я смотрю на картину совсем другими глазами. Если раньше ее художественная ценность казалась мне сопоставимой с фарфоровой собачкой из книги Джерома Джерома (той самой, которая будет производить фурор в 2088 году), то сейчас я вижу перед собой настоящую тайну, уходящую своими корнями в далекий XX век.
     И когда всё объяснилось, кажется, что разгадка была совсем простой. И если вы человек верующий да еще и интересуетесь иконописью, то вам, вероятно, всё было ясно с самого начала. А вот мне потребовалось почти 20 лет, чтобы добраться до истины.
Previous post Next post
Up