Моя кафкиана

Mar 30, 2012 01:05



В каждом дне нужно отыскать мгновение, ради которого стоило этот день прожить. Сегодня для меня таким мгновением стал целый час, проведённый на спектакле «Письма к Фелиции» Кирилла Сбитнева.

На малой сцене Центра им. Мейерхольда три актрисы пересказывают письма Кафки к своей невесте и выдержки из его дневника. Три очень разные по внешности и энергетике женщины, как три мойры, плетут из слов нить жизни писателя. Словно монахини, во всём чёрном, они исполняют под Верди и Брамса танец больной души, насыщенный странными звуками. В комнате, завешанной чёрной бумагой, с огромным белым пером в стороне, валяется на полу чёрное конфетти - бесконечные буквы, которые Франц Кафка отсылал в конвертах своей Ф. Актрисы рисуют чёрными чернилами на белом полотне портрет писателя, который и правда, кажется, жил только своими романами, письмами, дневниками… Мы как будто оказываемся внутри кафкианского мира. Один на один с самым тонким, настоящим. И что же там видим?

«Дневниковая запись Кафки от 20 августа 1912 года, зафиксировавшая его первые впечатления от встречи с Фелицией, с почти брезгливой беспощадностью выделяет «костистое», «пустое», «выставлявшее свою пустоту напоказ» лицо». Кафка говорит о том, что Фелиция - человек, который, пожалуй, понимал его ещё меньше, чем все остальные. В «любовных» письмах Кафка жалуется на своё творчество, жизнь, здоровье - разве об этом пишут любимой женщине? Он обсуждает бесконечные бытовые вопросы: знакомство с родителями, формальности помолвки, аренда квартиры. Так любил ли К. свою Ф. или женитьба была мифом, позволявшим надеяться на счастье? Мне кажется, последнее. Писатель честно признаётся: он осуждён на одиночество, независимо от того, согласится ли Фелиция на брак или откажет. Женитьба для него - идея-фикс, проверка себя на нормальность, которая так и не увенчается успехом. Кафка никогда не верил в семейную идиллию, его пугала жизнь, он был слишком слаб для неё. Франц Кафка любил только свою ущербность, она стала основой его личности. Теми же чёрными чернилами, что и на портрете, актрисы рисуют себе брови: Кафка-Пьеро нашёл свою маску в комплексе неполноценности, с её помощью он и любил, и творил.

В спектакле Сбитнева писатель чуть не плачет от радости, рассказывая возлюбленной в подробностях о своём лёгочном кровотечении и обнаруженном туберкулёзе. Болезнь становится для него апогеем, ещё одним штришком к собственному портрету в чёрных красках. Тяжёлое заболевание оправдывает духовную слабость, превращается в дополнительный источник самоутверждения. Там, в болезненном бреду, к Кафке приходит ангел. Страдалец польщён божественным визитом, он ждёт ангельских слов, но ... спектакль кончается молчанием.

Видно, что режиссёр очень старался сделать постановку совершенной. Логика любого художника - противопоставить уродливому хаотичному миру своё рациональное произведение искусства, в котором каждый жест, каждый звук заранее вписан в схему, подчинён главной идее. Всего час гармонии - кажется, не так сложно, а? Но эстетическое совершенство не состоялось. У одной из актрис на трико проступили пятна пота, у другой обнажённая спина покрылась красными пятнами, у третей размазались нарисованные краской брови. Маленькая чёрная комната невыносимо раскалилась от яркого света прожекторов. Реальность внесла свои коррективы в спектакль, но именно они, а не воля автора, задали идейную целостность. Что есть творческий мир Кафки, как не душная чёрная комната? Что есть его жизнь, как не неудавшийся замысел?

театр, впечатления, центр мейерхольда, позитив

Previous post Next post
Up