Разработка тестов знаний требует знаний?

Jan 10, 2012 13:36

Есть в жизни довольно много дел, о которых практически каждый имеет собственное «обоснованное» мнение и даже считает, что он (она) вполне способны к выполнению этих дел. К таковым, например, относится политика, шоу-бизнес, вождение автомобиля. Вопросы управления компанией (подразделением) тоже могут считаться лидерами по количеству людей, которые готовы уверенно рассуждать на тему правильности/неправильности принятых решений и давать ценные рекомендации.

В HR сфере к таким вопросам безусловно относится оценка персонала. Как известно, многие руководители (если не большинство)  уверены в своей способности проницать кандидатов насквозь и узнавать в них будущих сотрудников.



Как ни странно, это же относится и к такой, казалось бы, специфической области как тестирование. Попроси любого бизнес-тренера «накидать» тест по его тренингу - за 10 минут Вы увидите готовый продукт, при помощи которого якобы можно измерить уровень освоения учащимися пройденного курса. Нужен опросник на определение стилей управления - полдня работы с учебником по менеджменту плюс интернет, и методика готова.

Два интересных ученых и человека - Анна Науменко и Екатерина Орел - подготовили отличную статью по этой теме. Они анализируют влияние индивидуальных особенностей составителей тестов на последующие результаты участников. И, среди прочего, они приводят данные, которые меня поразили своей ежедневной встречаемостью и при этом абсолютной глупостью:

В исследовании Р.Марсо и Ф.Пиджи учителя, завучи школ и супервизоры учебных программ оценивали навыки создания тестов у учителей [Marso, Pigge, 1989]. Выяснилось, что наиболее высоко свои навыки оценивают сами преподаватели, чуть ниже - завучи и наиболее низко - супервизоры <…>

Интересно, однако, что между реальным качеством заданий и самооценкой учителя связи обнаружено не было [Boothroyd et al., 1992], либо она и вовсе была отрицательной [Marso, Pigge, 1989]. Важно также, чтопрофессиональный опыт учителей (в исследовании Марсо и Пиджи они были разделены на три группы по опыту работы - от 1 до 3 лет, от 4 до 6 лет, от 7 до 10 лет) не влиял на качество заданий, которые они составляли.

То есть новички, проработавшие в школе всего один год, так же успешны (или неуспешны) в качестве авторов тестовых заданий, как и более опытные учителя с 10-летним стажем <…> Дело не в профессионализме, педагогическом опыте учителя или его знаниях предметной области, а в навыках конструирования тестовых заданий.

На мой взгляд, ситуация очень серьезная. Ведь на местах люди творят что хотят (и в школе, и в компаниях), и даже не подозревают, что  есть какая-то проблема в их психометрической (тестологической) некомпетентности.

Заметьте - это никак не связано с вопросом компетентности специалистов в конкретном предмете (истории, математике, ИТ, менеджменте). Дело именно в том, что разработать профессиональный измерительный инструмент - это особая тема, в которой требуются совершенно специфические знания и навыки.

Ведь, например, ни одному врачу не приходит в голову «не зная броду» начать всерьез делать градусники или тонометры. Медицина проделала огромный путь, где в начале пути измерение температуры троганием лба, а на текущий момент это электронные приборы и динамическая термометрия.

Очевидно, что врач должен уметь пользоваться этими предметами, но это никак не означает, что он самопально соорудит что-то стоящее.

______

Так может и нам уже пора осознать, что есть особые технологии производства  «термометров» в психологии и педагогике (тесты, опросники)? А ведь они действительно ЕСТЬ! И, что самое главное, они позволяют достигать достаточно высокого качества измерения,  принципиально отличного от настряпанных на скорую руку измерителей непонятно чего.

статьи, психометрика, тесты

Previous post Next post
Up