Во мне есть «Я», большее, чем я сам.
(Юнус Эмре, турецкий суфий 13 в.)
Не все суфии учат. Никому не известные, рядом с нами живут Мастера, чья задача не включает функции обучения, а потому их истинная суть останется навсегда скрытой.
Путешествуя в Турции этим летом, мы стали невольными свидетелями любопытного эпизода. Дело было вечером: мы стояли у входа в теккию дервишей Мевлеви, ожидая, когда нас пригласят для участия в зикре. Как я писала ранее, нашим Проводником в этом путешествии был турецкий суфий-алевит, профессор
Ходжа Ахмет Ташин. Ожидая, мы заметили, как Ходжа сердечно приветствовал простоватого на вид человека, сидевшего в таверне по соседству с теккией. Профессор подвел его к нашей группе и рассказал ему, откуда мы прибыли. Мужчина выглядел сконфуженным, глуповато ухмыляясь и бормоча: «А... вот вы откуда, а... понял, понял». За сим он извинился и быстро растворился в толпе.
Несколько дней спустя в Анкаре, рядом с мавзолеем Хаджи Байрама (о котором пойдет речь ниже), профессор, объясняя нам разницу в роли явных и скрытых Мастеров, рассказал, что в любое время на земле находятся некоторое число суфиев высочайшего ранга, выполняющих особые задачи. Они никогда не учат открыто, и их невозможно узнать в толпе. Ходжа Ахмет сказал тогда, что человек, встреченный нами у теккии Мевлеви, был одним из главных суфийских мэтров Коньи, но мы никогда не узнали бы его, поскольку он не желал быть распознанным.
Порой одной из задач скрытого Учителя бывает пестование преемника, который будет учить открыто. Именно так было в случае двух великих суфиев Анатолии 14-го века, известных как Сомунджу Баба и Хаджи Байрам.
(Об их истории в 2022 году был снят турецкий сериал «Путь любви: Хаджи Байрам Вали», который я включила в
список «фильмов для души» и очень рекомендую посмотреть всем, кто испытывает интерес к суфийской Традиции).
Киноафиша сериала «Путь любви: Хаджи Байрам Вали»
Рассказывают, что, неся корзину с хлебом по улицам Бурсы, Сомунджу Баба обычно зазывал покупателей так: «Хлеб, о правоверные, хлеб! Свежий за двадцать монет, черствый - за сорок...» Однажды его остановил на улице молодой человек и спросил: «Сомунджу Баба, как может статься, чтобы черствый хлеб стоил дороже свежего?» Старец ответил ему: «Я рад, что ты спросил, сынок. Черствый хлеб был испечен вчера, поэтому он на один день ближе к аср-и-саадат, чем свежий. Вот почему он стоит дороже».
Аср-и-саадат называют время, когда Архангел Гавриил дал Пророку ﷺ откровение. Своим парадоксальным выражением Сомунджу Баба напоминал людям, что тонкая преобразующая сила, данная в откровении с каждым учением, имеет тенденцию рассеиваться под действием времени. Мы заблуждаемся, полагая, что можем достичь чего-либо, слепо следуя омертвевшим ритуалам, некогда содержащим живую закваску Традиции. В суфийской символике «хлеб» часто представляет собой хлеб надсущный или «пищу для души», поэтому Сомунджу Баба хотел, чтобы люди осознали, что питательность сегодняшнего «хлеба» может быть вовсе не такой, как «вчерашнего», даже если он приготовлен по старому рецепту.
Сомунджу Баба в одежде пекаря (кадр из сериала)
Сомунджу Баба учил не проповедями и не назиданиями, хотя любил использовать притчи и суфийские истории. Главное, он создавал для своих учеников обучающие ситуации, заставляя их проходить через испытания - часто очень сложные, но имевшие силу преобразовать внутреннее существо искателя.
Именно так он поступал с главным своим учеником, известным впоследствии как Хаджи Байрам Вали. Настоящее имя Хаджи Байрама было Нуман, и он родился в пригороде Анкары в 1352 году. Имя «Байрам» дал ему Сомунджу Баба, когда принял его в ученики.
До встречи с Учителем Нуман был высокообразованным муллой и философом, преподававшим в медресе Мелике-Хатун в Анкаре. Первое, что сделал Сомунджу Баба, согласившись обучать Нумана, - заставил его оставить должность преподавателя медресе, которая, по мнению Учителя, питала эго муллы Нумана, его гордыню и рассудочность, заслоняя сущность ученика от действия трансформирующей силы - бараки. Признавая мудрость Мастера, позже Хаджи Байрам Вали говорил: «Высокомерие подобно камню, привязанному к поясу. С ним невозможно ни летать, ни плавать».
Чтобы найти истинного себя, Нуман должен был вначале потерять то, что он считал собой, как это описано в Евангелии: «Потерявший душу свою ради Меня ее обрящет» (Мф, 16:25). Этому посвящены стихи Байрама:
Рефрен «Познай себя!» относит нас к высказыванию Пророка ﷺ: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа».
(Все стихотворные переводы на русский в этой заметке сделаны АсСалам. Подстрочники перевода стихов Хаджи Байрама на английский взяты
отсюда).
По указанию Сомунджу Бабы Нуман овладевал различными мирскими занятиями; одним из них было положение главы ремесленных гильдий. (В те времена, в 13-14 веках, такие сообщества назывались «Ахи» («братья») и часто являлись также суфийскими обучающими группами, о чем я более подробно расскажу в следующих заметках. Они широко распространились в Анкаре, и их возглавляли выборные старейшины, имевшие высокий авторитет).
Хаджи Байрам, кадр из сериала
Частая смена деятельности, материальные тяготы, овладение занятиями, «неподобающими» ученому, и в то же время отказ от того, к чему привязалась душа муллы, - все это было для Нумана нелегкими испытаниями. Однако в горниле терзаний очищалась и закалялась сущность дервиша, чему посвящены его строки:
(Говоря о «Гордости Вселенной», Хаджи Байрам имел в виду Пророка ﷺ и его известное высказывание «Моя бедность - моя гордость», «факри фахри»).
Роспись свода в мавзолее Хаджи Байрама (здесь и далее мои фотографии, если не указано иное)
Среди тайных учеников Сомунджу Бабы был Амир Бухари, выдающийся ученый и зять султана Баязида I.
Когда султан Баязид построил знаменитую мечеть Улу Джами в Бурсе, на церемонии ее открытия он пригласил Амира Бухари как самого уважаемого имама общины возглавить первую пятничную молитву. Однако, ко всеобщему удивлению, Амир Бухари отклонил приглашение, заявив, что эта честь должна быть отдана его шейху - Хамиду Вали, величайшему святому Бурсы. Никто в городе не знал этого имени, и Баязид спросил Амира, кто же этот тайный шейх. Амир ответил, что его шейх - тот, кто известен как Сомунджу Баба, пекарь, чей хлеб кормил всех строителей мечети.
Амир Бухари и Хаджи Байрам (кадр из сериала)
Султан согласился, и Амир обратился к Отцу-Пекарю, чтобы тот прочел проповедь общине. Сомунджу Баба сказал: «Что же ты наделал, Амир? Ты разоблачил нас!» Чувствуя себя крайне неловко, Учитель, тем не менее, поднялся на минбар и прочитал свою знаменитую проповедь, где раскрыл семь уровней смысла суры Аль-Фатиха, открывающей Коран.
(Во всех священных писаниях заложено до семи уровней понимания - от наиболее очевидного до самого сокровенного. Более глубокие значения слов Книги открываются человеку, одно за другим, по мере его продвижения по Пути. Великие суфийские мастера, включая Аттара и Руми, упоминали семь стадий в развитии человека. Семь уровней смысла священных книг соответствуют этим семи ступеням. Руми однажды сказал об Аттаре: «Он преодолел семь городов Любви, а мы прошлись лишь по одной улице». Говоря «мы», Руми как бы ставит себя в позицию обычного человека - прием, используемый суфиями, чтобы, как в зеркале, показать нам наше истинное положение).
Сомунджу Баба не был новичком ни в одном из семи городов Любви, о чем свидетельствуют его разъяснения значений суры Аль-Фатиха, а также написанные им поэтические строки, относящие его к плеяде суфийских мистиков:
Сомунджу Баба (кадр из сериала)
Поскольку тайна Отца-Пекаря была раскрыта Амиром Бухари, на следующий день после своей удивительной проповеди Сомунджу Баба в сопровождении Хаджи Байрама покинул Бурсу, отправившись в паломничество. Отец-Пекарь провел своего ученика через множество испытаний, через взлеты и падения. Хаджи Байрам был на вершине почестей, служа при дворе советником султана Баязида, но лишился всего в 1402 году, когда армия султана потерпела поражение в битве при Анкаре. Хаджи Байрам вместе с Сомунджу Бабой тогда поселился в деревне на берегу реки Джейхан в Адане, где оба суфия прожили несколько лет, пережидая смутные времена. Урок, преподанный превратностями судьбы, был отражен Хаджи Байрамом в этих строках:
(Фраза «Горе нам!..», использованная Хаджи Байрамом в первом стансе, взята им из Корана: «Воистину, они - потерпевшие убыток, которые отрицали свою встречу с Господом, пока внезапно не наступил для них Час (знамения смерти), и они сказали: «Горе нам, что мы не помышляли об этом» (6:31)).
В последние годы жизни Сомунджу Баба жил в Аксарае, а Хаджи Байрам в это время вернулся в Анкару, где стал вновь преподавать в медресе. В 1412 году в Аксарае Отец-Пекарь перешел в лучший мир, и в этом городе сейчас находится его гробница и мечеть, названная в его честь.
Истинная сущность Сомунджу Бабы и его роль в Традиции оставались тайными при его жизни, и даже место упокоения его было скрыто в подземелье. Чтобы попасть туда, нужно пройти через низкую дверь мавзолея и протиснуться по узкому проходу в пещерку, в которой могут поместиться лишь трое или четверо человек. Это место под землей, однако, обладает удивительной силой. Вечной душе Отца-Пекаря мы обязаны случаем душевного исцеления, произошедшим во время нашей поездки.
Вход в мазолей Сомунджу Бабы, Аксарай
Все это вышло спонтанно, но было сыграно как по нотам - так бывает, когда в дело вступает Намерение. Получилось так, что вначале в пещерке устроились две женщины из нашей группы, затем за ними последовал Проводник Ходжа Ахмет, сев напротив. В пещерке оставалось еще одно место, но никто из Друзей почему-то не решился его занять; все уселись в узком проходе перед пещеркой и только заметили, как мимо нас, как ураган, пронеслась еще одна женщина из группы, направившись прямиком на остававшееся свободным место напротив Ходжи Ахмета. Это место как будто ждало именно ее - так оно и было.
Как мы выяснили позже, все трое женщин, оказавшихся в пещерке, страдали от одной и той же душевной проблемы - «синдрома сиротства». В детстве в той или иной форме они были покинуты своими родителями. О личных историях друг друга до того дня они не знали. Ходжа Ахмет начал читать молитвы, и - будь то действие его голоса, отраженного от стен пещеры, или соединенное намерение женщин исцелиться от давних травм, или благодать святого, присутствовавшая в намоленном месте, - так или иначе, все трое за эти минуты прошли через переживание глубокого катарсиса, прощения и очищения от давней боли. Да, это правда - я видела их глаза до и после. Это были глаза разных людей. Рассказывая о своем опыте, они сравнивали пещеру с материнской утробой, в которую человек входит, чтобы родиться вновь и выйти преображенным для новой жизни.
Удивительный эпизод на этом не закончился. Помедитировав в пещере, мы с Друзьями переместились в мечеть при мавзолее. Ходжа Ахмет начал рассказывать истории - про Сомунджу Бабу и не только, при этом подробно остановившись на истории Айюба Аль-Ансари, сподвижника Пророкаﷺ , и все мы недоумевали, почему? Все, кроме трех женщин - они прекрасно поняли, для кого она была предназначена. Айюб был сиротой, и рассказывая о нем, Ходжа Ахмет призвал быть сострадательным к сиротам, потому что нам трудно даже представить, как им тяжело в этом мире. Каким образом Проводник, не зная ничего о личной жизни трех женщин, точно определил их общую боль и смог принести им исцеление? Видимо, это останется тайной - между ним и бессмертным Присутствием Отца-Пекаря…
Проход в пещеру
Перед тем, как покинуть этот мир, Сомунджу Баба передал мандат на обучение Хаджи Байраму. Ученики Хаджи Байрама создали суфийский орден, называемый Байрами, центром которого служила основанная их Мастером теккия в Анкаре. Представление о сути тариката Байрами и о Пути суфия в целом дают эти замечательные, глубоко метафорические строфы Хаджи:
Минарет мечети рядом с мавзолеем Хаджи Байрама
(Одна из версий прочтения символизма этих строф Хаджи Байрама может быть такой: город сердца возводится между двумя мирами - преходящим, телесным миром праха («глиной») и миром Божественным, незыблемым («камнем»). Его окраины - граница миров, поэтому там можно видеть лик самого Создателя. Ученики или дервиши представлены подмастерьями, работающими над камнем, в то время как Учитель или Мастер направляет их работу. Трудясь над совершенствованием своей души, дервиши используют зикр, повторение Божественного имени, каждое произнесение которого сравнивается со скалыванием кусочка камня.
Метафора города, использованная Хаджи Байрамом, весьма всеобъемлюща; под ней можно понимать и сущность каждого человека - его духовную сердцевину, и тарикат - сообщество суфиев. Стрелы, пронзающие грудь - испытания, направленные на преодоление низшего я, которые посылаются каждому искателю на пути посвящения. Жертвенность святых, образно представленная как река из крови Влюбленных в Бога, словно река, питает город сердца.
Вход в мавзолей Хаджи Байрама
Хаджи Байрам перешел в лучший мир в Анкаре в 1430 году. Он считается одним из четырех Полюсов (Кутуб) Анатолии, среди которых Мевляна Руми, Шабан Вали и Хаджи Бекташ.
Гробница Хаджи Байрама
Сейчас в доме возле мечети Сольфасол в Анкаре, где родился святой, открыт музей. У Хаджи Байрама было пять сыновей и три дочери; потомки их дожили до наших дней. Один из младших братьев Хаджи Байрама, Абдал Мурат, стал прообразом странствующего дервиша в сериале «Путь любви».
Завершая рассказ о двух великих суфиях Анатолии, мне хотелось бы привести строки Хаджи Байрама, которые не нуждаются в пояснениях. Повторяемый в них рефрен «только Он» - илла Ху - является окончанием молитвенной формулы Ла иллахи илла Ху, «Нет богов - только Он».