Oct 29, 2019 15:44
Чешская живопись
28 октября я посетила Veletržní palác и составила первое впечатление о чешской живописи.
Для начала пару слов о живописи вообще.
Во-первых, что за слово замечательное - Живопись. Прямо отражает суть! Ни в английском, ни в чешском такого нет.
Во-вторых, надо сказать, что для меня большую часть сознательной жизни живописи как таковой не существовало. Я воспринимала красоту только в музыке, литературе, философии, а через визуальный канал - максимум красоту природных пейзажей вживую или на фотографиях. И только после экстремальных экспериментов с психикой 2 года назад мне открылось визуальное искусство: я стала понимать красоту живописи, танцев, мультипликации, женского тела и т.д.
В отличие от музыки живопись не нужно «расслушивать» прежде чем мозг начнёт воспринимать её как следует, её можно смотреть и воспринимать сразу же.
На уровне общего впечатления - чешская живопись очень депрессивная, большинство картин так или иначе на тему смерти, угасания. Прогулка раз за разом возвращала меня к размышлениям о том, каково наблюдать апокалипсис с крыши, в одиночку либо в обнимку с любимым человеком. Или, например, в картинах Микулаша Медека (Mikuláš Medek), напоминающих «Шагающий дом Халка», смерти и угасания как таковых нет, но они тоже очень депрессивные.
Чехи отсчитывают историю своего народного искусства с основания Чехословакии в 1918 году, поэтому в музее два больших отдела - «с 1918 по 1930» и «с 1930 по наше время». Плюс дополнительные выставки какие-то.
Удивительно, что в таком важном для чехов месте такие маловместительные лифты - на 6 человек, причём он не поедет, даже если 7м человеком зайдёт восьмилетняя девочка. Наверное, в обычные дни совсем мало народу ходит.
Больше всего мне понравились картины маслом Йозефа Истлера (Josef Istler), всё как я люблю, приятно позалипать и в общий смысл, и в красоту отдельных мазков. У Франтишека Музыки (František Muzika) гениальные картины про смерть, я думаю, художники Мор.Утопии ими вдохновлялись. Eugene De la Croix «Всадник, на которого напал ягуар» -- минимум мазков, максимум смысла. Josef Čapek «Oheň» 1938: совсем масломинимализм, это цикл из шести картин, на каждой из которых очень схематично нарисованная женщина, одетая в чешский бесик, кричит «Пожар!» Очень красиво. И почему-то напомнило Don’t Starve.
Из современного искусства - Karel Nepraš, «Větší domlouvá menšímu» (1970) и «Great Dialogue». Судя по выдаче гугла, они же самые известные. «Větší domlouvá menšímu» переведено на английский как «The Bigger Rebukes the Smaller», но rebukes - это что-то однозначно негативное, тогда как domlouvá по-чешски, это, насколько я поняла, необязательно плохое. Может быть, бОльший поучает меньшего… Всего двумя цепями художник изобразил, что бОльший не просто поучает в одни ворота, меньший даёт важную обратную связь и именно эта обратная связь приводит в движение дальнейшие процессы в голове бОльшего.
Худшие картины - это Karel Černý и Václav Bartovský. Никакого искусства, нечто посредственно написанное маслом, что смотрится более-менее, потому что любая ерунда смотрится неплохо, если она написана маслом. Похоже на музей израильской живописи в Тель-Авиве)
Я посмотрела в интернете, у обоих много замечательных интересных картин. Я верю, что они великие художники, но в галерее, видимо, самые отстойные их работы висят.
Много залов посвящены архитектуре, зачастую не самых интересных зданий. Например, один в один ДАС на Шверника.
То ли у чехов картин не хватает, то ли специфика, связанная с рельефом страны… Чтобы уметь так мастерски влепливать дома на склонах и скалах, архитектура должна быть в особом почёте)
Milan Knižak догадался аж дырки в холсте делать, которые символизируют раны. Это что называется «сломать 4ю стену в живописи».
Toyen «Zámek Lacoste» 1943. Вся лиса - лишь набросок на стене, единственное, что настоящее - это лапа, которой она убивает голубя. Как, например, бог: он не существует, единственное, что реально - это жертвы крестовых походов и святой инквизиции. Впрочем, есть много таких воображаемых субъектов.
Очень крутая картина «Операция» Максимилиана Оппенгеймера. Внимание приковано к месту разреза, всё остальное вокруг - детально, но как-то шиворот на выворот, как будто зритель пребывает в некоем ИСС от шока.
В 1931 году был какой-то фестиваль «Сто лет электричеству» и некто Zdeněk Pešánek делал для него интересные светящиеся статуи, в стиле скорее 80х, чем 30х (хотя я точно не знаю, насчёт дат, но точно не 30х).
Коль скоро чехи испокон веков гордятся своим стеклом, много внимания в музее уделено также стеклу.
Таковы мои обрывочные впечатления о чешском искусстве. С другой стороны, не знаю, как должен в идеале выглядеть отчёт о походе в худ.музей… я в этом новичок)
Вопросы для знатоков:
Что написано на третьей безымянной картине, которая на стекле, Зденека Мацека (Zdeněk Macek)? Там как будто поверху какой-то французский текст, но из-под него проглядывают отдельные буквы на каком-то другом языке. Я не поняла.
У Зденека Скленаря (Zdeněk Sklenář) картина «Ладожское озеро»… Я вроде неплохо снакома с Ладожским озером… Не поняла, что он хотел сказать. Где? Почему?
не забыть (мысли),
искусство