Первичность и порядок в приобретении знаний

Mar 05, 2012 11:45



Ранее мы касались вопроса того, что для талибуль ильма незнание основ приобретения знаний является причиной, которая отдаляет его от поставленной цели.

В сегодняшней теме хотели затронуть вопрос «Порядок в Знаниях».

То есть, с чего начинать приобретение знаний? Каков должен быть порядок? Что должно быть первоочередным в этом?

С дозволения Всевышнего Аллаха в этой теме постараемся ознакомить вас с мнениями ученых по этим вопросам.

Сказал ханафитский ученый Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи (6 век по хиджре) по этому поводу:

وينبغى لطالبِ العلمِ أن يختارَ مِن كلِّ علْمٍ أحْسنَه , وما يحتاجُ إليه فى أمرِ دينِه فى الحالِ ، ثم ما يحتاجُ إليه فى المآل .
ويُقدِّم علْمَ التوحيدِ والمعرفةِ ويعرِف اللهَ تعالى بالدليلِ ، فإنَّ إيمانَ المقلِّدِ ـ وإن كان صحيحًا عنْدنا ـ لكن يكون آثمًا بترْكِ الإستدلالِ

«Требующему знания следует выбирать из всех видов наук самую лучшую, ту, в которой он нуждается в данный момент для исповедания своей религии, а далее ту науку, которая необходима ему в будущем.

Поэтому ему следует в первую очередь изучить Науку единобожия и познания Всевышнего Аллаха (Его атрибутов) при помощи доказательств.

Не смотря на то, что вера мукаллида считается достоверной по нашему мнению, но все же он впадает в грех из-за того, что оставляет поиск доказательств».

Источник: Бурхануль Ислам Аз Зарнуджи: Талимуль Мутааллим Тарикъат Тааллум: 19
Хартум: Ад Дарус Суданийя лиль Кутуб: 1425/2004

Османлынский ученый Осман Пазари, который написал шарх к книге «Талимуль Мутааллим», после слов автора - «ему следует в первую очередь изучить Науку единобожия» - разъясняя эти слова говорит:

أي الكلامَ ولو مِن الرَّسائلِ المترْجَمةِ مِن العربي إلى الترْكي كوصيّةِ البِرْكِوي والرُّومي وما اُستخرِج مِن المعتمادتِ كالذي استخْرجْناه لا بد لكلِّ مؤمنٍ ومؤمنةٍ منه .
ولذ قيلَ : مَن علِم أن المتعلِّمَ لم يعلَمْ عقائدَه ولم يُعلِّمْ أولاً علْمَ العقائدِ يُخشى على المعلِّمِ الكفر , لأنَّ الرِّضا بكفرِ الغيْرِ كفرٌ عندَ البعضِ

«То есть первичность дается Науке Калям (акида). Можно даже изучать эту науку из переведенных с арабского на турецкий книг, как васыйи Биркиви и Руми и из того, что мы собрали из достоверных книг. Это должен знать каждый верующий и верующая.

По этой причине было сказано следующее: Если учитель поймет, что ученик не знает акиду (необходимый минимум) и первым делом не обучит его акиде, то есть опасность того, что учитель попадет в куфр. Потому что, согласие с куфром кого-либо по мнению некоторых ученых является куфром».

Источник: Осман Пазари: Тафхимуль Мутафаххим: 37
Истанбул: 1321

Примечание: Хотели обратить внимание, что под первичностью в вопросе приобретения знаний не имеется ввиду, что человек обязан годами изучать вопросы Акиды и не имеет права переходить к изучению других областей науки. Основы Науки Тавхид можно приобрести иншаАллах за короткое время. И не будет проблемой параллельное изучение других предметов, но с условием, что это не вредит основному предмету. А не так как практикуются в некоторых джамаатах вопрос Акиды изучают по одной книге в течении пяти лет, а в других областях не имеют элементарных знаний.

Сказал муфассир Абу Абдиллях Аль Къуртуби (600-671 х/1204-1274 м) когда затронул вопрос тавхида Всевышнего Аллаха:

وهذه المسألةُ أفضَلُ للطالبِ مِن حِفْظِ ديوانٍ كاملٍ في الفقهِ ، لأنَّ جميعَ العِباداتِ البَدَنيّةِ لا تصِحّ إلا بتصحيحِ هذهِ المسألةِ في القلْبِ ، فافهَمْ ذلك

«Этот вопрос намного важнее для требующего знания, чем заучивание наизусть полностью одного сборника стихов по фикху.

Потому что все поклонения тела не будут правильными, пока не будет правильным этот вопрос в сердце. Пойми же это!».

Источник: Абу Абдиллях Аль Къуртуби: Аль Джамиу ли Ахкамиль Къуран: 16/421
Бейрут: Ар Рисаля: 1427/2007

Примечание: Все действия мукалляфов являются строением на убеждениях/акиде. Если его убеждения неправильные, то Аллах Всевышний не примет у него ни одного дела. Поэтому, каждый мукалляф, так же как талибуль ильм, должен в первую очередь направить свое внимание на вопросы акиды, в частности на познание Сифатов Всевышнего Аллаха и познание Тавхида.

Конечно же, каждый человек не сможет одинаково углубиться в эти вопросы. В свою очередь естественно будет разным углубленность в эти вопросы обычного мусульманина и требующего знаний.

Наряду с тем, что мы обращаем внимание на важность этого вопроса в наше время приобретение знаний в области Тавхида в действительности же стало не легким делом. Потому что исламский мир заполонён книгами написанными под заголовком «Тавхид», но противоречащими аклю и наклю. По этой причине мы советуем требующим знаний в этой области обращаться, на сколько это возможно, к наиболее древним книгам известных авторов.

Сказал маликитский факих Абу Бакр Ибнуль Араби (468-543 х/1076-1148 м) в своем тафсире «Ахкамуль Къуран» по поводу познания Всевышнего Аллаха:

فإنَّ شرَفَ العلْمِ بشرَفِ المعلومِ ، والباري أشرَفُ المعلوماتِ ; فالعلمُ بأسمائِه أشرفُ العلومِ

«Поистине почет знания в соотношении почета изученного этим знанием. А Создатель является самым почетным из изучаемых.

Приобретать знания о Его Именах (и Атрибутах) является самым почетным из знаний».

Источник: Абу Бакр Ибнуль Араби: Ахкамуль Къуран: 2/338
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1424/2003

Сказал ханбалитский ученый Ибнуль Каййим Аль Джавзийя (691-751 х/1292- 1350 м) по поводу самого почетного знания:

فإنَّ العلْمَ باللهِ وأسْمائِه وصِفاتِه هو أشرَفُ العلومِ على الإطلاق , وهو مطلوبٌ لنفْسِه مرادٌ لذاتِه

«Поистине знать Аллаха, Его имена и атрибуты является самым почетным (знанием) из всех наук абсолютно.

И это наука, требуемая сама собой и желаемая в своей сущности».

Источник: Ибнуль Каййим: Мифтаху Дарис Саада: 1/535
Саудийя: Дару Ибни Аффан: 1416/1996

Сказал ханбалитский ученый Ибн Раджаб (736-795 х/1335-1393 м) рассказывая о полезных знаниях:

العلمُ النافعُ ما عرَّف العبدَ بربِّه ، ودلَّه عليه حتى عرِفه ووحَّدَه وأنِس به واستَحى مِن قُرْبِه وعَبَده كأنه يَراه

«Полезное знание это знание, которое знакомит раба с его Господом, и направляет к Нему, чтобы раб познал Его, единил Его, любил Его и стыдился от Его близости, и поклонялся Ему так, как будто видит Его».

Источник: Ибн Раджаб: Фадлю Ильмис Саляфи аля Ильмиль Халаф: 67
Даруль Башаир: 1403

Примечание: Знание, которое приводит раба к этим пользам это в первую очередь познание Всевышнего Аллаха, потом такое воспитание своего нафса, при котором это познание Аллаха Всевышнего привело бы к утверждению в его сердце величия Аллаха и страха перед Ним.

Источник: Al-Fatava Forum

ильм, акыда, знание

Previous post Next post
Up