Имам ибн Фурак о том, как понимать слова "Аллах над творениями"

Aug 13, 2011 13:37


Сказал Имам Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (ум. 406 г.х.), да смилуется над ним Аллах, в своей книге «Мушкиль аль-Хадис»:

قال الإمام ابن فورك رحمه الله: (و اعلم انا اذا قلنا ان الله عز ذكره(( فوق ما خلق ))لم نرجع به الى فوقية المكان والارتفاع على الأمكنة با المسافة والاشراف عليها با المماسة لشيء منها بل قلنا انه فوقها يحتمل وجهين احدهما , أن يراد به أنه قاهر لها مستول عليها اثباتا لاحاطة قدرته بها وشمول قهره لها , وكونها تحت تدبيره جارية على حسب علمة ومشيئته والوجة الثاني ان يراد به انه فوقها على معنى انه مباين لها با الصفة والنعت , وان ما يجوز على المحدثات من العيب والنقص والعجز والأفة والحاجة لا يصح شيء من ذلك عليه ولا يجوز وصفة به وهذا متعاف في اللغة ان يقال (( فلان فوق فلان )) ويراد بذالك رفعة المرتبة والمنزلة والله (فوق خلقة ) على الوجهين جميعا وانما يمتنع الوجه الثالث وهو ان يكون على معنى التحيز في جهة والاختصاص ببقعة دون بقعة) اهـ. مشكل الحديث ص/ 64

«Знай, когда мы говорим что Аллах Всемогущий и Великий «над творениями» мы не относим это к нахождению на высоком месте или возвышенности места в смысле расстояния, или что Он руководит творениями прикасаясь к ним, а наоборот мы говорим, что выражение «над ними» несет два смысла:

Первое: может иметь смысл, что Он обладает мощью над ними и властвует над ним, подтверждая этим, что Его всемогущество охватывает творения и Его мощь доходит и до них. То, что творения находятся под Его контролем, который осуществляется в соответствии с Его знанием и волей.

Второе: может иметь смысл, что Он над творениями, в том смысле, что не похож на них в описаниях, а так же в том смысле, что допустимые для творений недостатки, слабость, нужда или беды не допустимы для Него и нельзя Его описывать подобным качеством. В арабском языке это подобно выражению: «Некий человек над другим человеком», в том смысле, что выше него по степени и уровню. Всевышний Аллах «над творениями» в этих двух смыслах.

Однако, не допускается понимание этого в третьем смысле - что Аллах находится над творениями в смысле занимания места в какой-либо стороне, или нахождении в одном месте, при этом, не находясь на другом»

[Абу Бакр ибн Фурак, «Мушкиль аль-Хадис ав таъвиль аль-ахбар аль-муташаббихати», стр. 64]

Имам Ибн Фурак, возвышение, акыда, ташбих

Previous post Next post
Up