Шарх хадиса о нисхождении Аллаха (нузуль)

May 24, 2011 13:40

Там же он говорит:

وقالَ ابن العَرَبِيّ : حُكِيَ عَن المُبتَدِعَة رَدّ هَذِهِ الأَحادِيث.وعَن السَّلَف إِمرارها.وعَن قَوم تَأوِيلها وبِهِ أَقُول.فَأَمّا قَوله يَنزِل فَهُو راجِع إِلَى أَفعاله لا إِلَى ذاته، بَل ذَلِكَ عِبارَة عَن مُلكه الَّذِي يَنزِل بِأَمرِهِ ونَهيه، والنُّزُول كَما يَكُون فِي الأَجسام يَكُون فِي المَعانِي، فَإِن حَمَلته فِي الحَدِيث عَلَى الحِسِّيّ فَتِلكَ صِفَة المَلَك المَبعُوث بِذَلِكَ، وإِن حَمَلته عَلَى المَعنَوِيّ بِمَعنَى أَنَّهُ لَم يَفعَل ثُمَّ فَعَلَ فَيُسَمَّى ذَلِكَ نُزُولاً عَن مَرتَبَة إِلَى مَرتَبَة، فَهِيَ عَرَبِيَّة صَحِيحَة انتَهَى

والحاصِل أَنَّهُ تَأَوَّلَهُ بِوجهَينِ : إِمّا بِأَنَّ المَعنَى يَنزِل أَمره أَو المَلَك بِأَمرِهِ، وإِمّا بِأَنَّهُ استِعارَة بِمَعنَى التَّلَطُّف بِالدّاعِينَ والإِجابَة لَهُم ونَحوه

«И сказал (Абу Бакр) Ибн аль-Араби: «рассказано от еретиков отвергание этих хадисов, а от саляфов их приведение как есть, и от народа его толкование, и я тоже это говорю.

Таким образом, Его слово «спускается» возвращено к Его действиям, а не к Нему самому, однако это формулировка об его ангеле который спускается с приказом и запретом.

Спускание же бывает как телесным, так и смысловым. Если ты отнесешь хадис на осязаемое, то это описание ангела посланного с этим. А если отнесешь к смысловому, в том смысле, что Он этого не делал и затем сделал, и это называется спусканием от одного положения к другому положению, в таком случае это правильный арабский язык».

В итоге его толкование два варианта: либо смысл в том, что спускается его дело (приказ) или ангел с его приказом, либо переносное слово от проявления милости к просящим и ответ им и прочее».

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари фи шарх Сахих аль-Бухари», хадис № 1094]

шарх, тафвид, хадис о нузуле, Имам Навави, Ибн Хаджар Аскаляни, акыда, Имам Малик, салафы, таъвиль

Previous post Next post
Up