Sep 28, 2019 20:37
عَنْ سِمَاكِ بْنِ حَرْبٍ ، قَالَ : سَمِعْتُ عِيَاضًا الأَشْعَرِيَّ ، يَقُولُ : لَمَّا نَزَلَتْ {فَسَوْفَ يَأْتِي اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ} قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : هُمْ قَوْمُكَ يَا أَبَا مُوسَى ، وَأَوْمَأَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِهِ إِلَى أَبِي مُوسَى الأَشْعَرِيِّ. هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحٌ عَلَى شَرْطِ مُسْلِمٍ وَلَمْ يُخْرِجَاهُ.
Передается от Симака ибн Харба: «Я слышал, как ‘Ийяд аль-Ашари говорил: «Когда был ниспослан аят «…то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (Коран, 5:54), Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они твой народ» и указал своей рукой на Абу Мусу аль-Ашари»».
Аль-Хаким сказал: «Этот хадис достоверен по условиям Муслима, хоть он и не привел его в своем сборнике».
(Аль-Хаким, «Аль-Мустадрак» (Дар аль-Марифа, 3/38), №3272. Мухаккык Абдуссалям ибн Мухаммад 'Алуш сказал, что хадис хасан (хорошей степени). Аз-Захаби сказал в «Тальхис»: «Согласно условиям Муслима»).
Имам Абуль-Касим аль-Кушейри (376 - 465 гг. х) сказал:
فأتباع أبى الحسن الأشعرى من قومه لأن كل موضع أضيف فيه قوم إلى نبي أريد به الأتباع
«Последователи Абуль-Хасана (аль-Аш'ари) и есть его народ. Потому что всегда, когда говорят народ Пророка, подразумевают его последователей». («Тафсир аль-Куртуби», 8/52)
Имам Абу Бакр аль-Байхаки (384 - 458 гг. х) сказал:
قَالَ الْبَيْهَقِيّ وَذَلِكَ لما وجد فِيهِ من الْفَضِيلَة الجليلة والمرتبة الشَّرِيفَة للْإِمَام أَبِي الْحسن الْأَشْعَرِيّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ فَهُوَ من قوم أَبِي مُوسَى وَأَوْلَاده الَّذين أُوتُوا الْعلم ورزقوا الْفَهم مَخْصُوصًا من بَينهم بتقوية السّنة وقمع الْبِدْعَة بِإِظْهَار الْحجَّة ورد الشُّبْهَة وَالْأَشْبَه أَن يكون رَسُول اللَّه صَلَّى عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّمَا جعل قوم أَبِي مُوسَى من قوم يُحِبهُمْ اللَّه وَيُحِبُّونَهُ لما علم من صِحَة دينهم وَعرف من قُوَّة يقينهم فَمن نحا فِي علم الْأُصُول نحوهم وَتبع فِي نفى التَّشْبِيه مَعَ مُلَازمَة الْكتاب وَالسّنة قَوْلهم جعل من جُمْلَتهمْ
«И это из-за того, что в этом хадисе рассказывается о великом достоинстве и благородном положении имама Абуль-Хасана аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах. Он же является из племени Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, и его потомков, которым было дано особое понимание в укреплении Сунны и подавлении новшеств, представляя ясные доводы и отвергая сомнения. И похоже, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал племя Абу Мусы людьми, которых любит Аллах и которые любят Его, исходя из того, что он знал о правильности их религии и силе их веры (имана). Следовательно, те, кто пошли в науке основ религии (усуль) по их пути и следуют в отрицании подобия Аллаха творениям (ташбиха) их мнению, придерживаясь Корана и Сунны, являются из их числа». (Ибн Асакир, «Табйин казиб аль-муфтари»)
Имам аль-Байхаки,
ашариты,
Абуль-Касим аль-Кушайри