Аз-Захаби о таъвиле Ибн Хузеймы

Oct 28, 2017 00:29

Ваххабиты привели слова хафиза аз-Захаби где он говорит про таъвиль имама Ибн Хузеймы хадиса об образе.

Цитата:

\\\Однако, на фоне его противостояния мутакаллимам и защиты основ правильного вероубеждения, имамы Сунны посчитали эту ошибку незначительной. Как сказал аз-Захаби:

"Ибн Хузейма вызывает чувство величия в душах (мусульман) и почтение в сердцах к его знанию, религиозности и приверженности Сунне. Его книга «ат-Таухид» является важным изданием, хотя он в ней (неверно) истолковал хадис об Образе (Аллаха). Однако следует простить того, кто аллегорически понимает некоторые атрибуты Аллаха. Что же касается праведных предшественников, то они не погружались в иносказательные толкования (Корана и хадисов)" ("ас-Сияр", 14/376). \\\

Только вот имам аз-Захаби не говорит, что он неверно истолковал хадис. Аз-Захаби просто упоминает, что Ибн Хузейма сделал таъвиль в данном случае и сразу же говорит, что Ибн Хузейме следует простить тех ученых, которые сделали таъвиль в других сифатах.

Хафиз аз-Захаби писал «Сияр» (14/376):

وكتابه في " التوحيد " مجلد كبير ، وقد تأول في ذلك حديث الصورة فليعذر من تأول بعض الصفات . وأما السلف فما خاضوا في التأويل ; بل آمنوا وكفوا ، وفوضوا علم ذلك إلى الله ورسوله ، ولو أن كل من أخطأ في اجتهاده -مع صحة إيمانه ، وتوخيه لاتباع الحق- أهدرناه ، وبدعناه ، لقل من يسلم من الأئمة معنا . رحم الله الجميع بمنه وكرمه .

«…Его книга "Ат-Таухид" большая, и в ней он сделал таъвиль хадису об образе, и пусть он простит тех, кто делает таъвиль некоторым сыфатам. Праведные предшественники же не углублялись в толкования, они верили и этого было им довольно, и оставляли знание об этом Аллаху и Его Посланнику. И если мы будем обвинять в нововведениях и пренебрегать учеными ошибившимися в своем иджтихаде, но, тем не менее, стремившимися к истине и бывшими верующими, то мало кто останется. Пусть Аллах смилуется над всеми ними».

Ваххабиты остановились на этом предложении оборвав слова аз-Захаби поясняющего позицию праведных предшественников: «…Что же касается праведных предшественников, то они не погружались в иносказательные толкования».

А ведь аз-Захаби далее говорит о тафвиде: «они верили и этого было им довольно, и оставляли знание об этом Аллаху и Его Посланнику».

Если кто-то скажет, что тут речь о тафвид аль-кейфия, и имеется ввиду оставляли знание об образе, то несколько страниц выше в «Сияр» (14/374) аз-Захаби поясняя слова имама Ибн Хузеймы об истава говорит ясно о тафвиде:

قلت : من أقر بذلك تصديقا لكتاب الله ، ولأحاديث رسول الله -صلى الله عليه وسلم- ، وآمن به مفوضا معناه إلى الله ورسوله ، ولم يخض في التأويل ولا عمق ، فهو المسلم المتبع ، ومن أنكر ذلك ، فلم يدر بثبوت ذلك في الكتاب والسنة فهو مقصر ، والله يعفو عنه ، إذ لم يوجب الله على كل مسلم حفظ ما ورد في ذلك ، ومن أنكر ذلك بعد العلم ، وقفا غير سبيل السلف الصالح ، وتمعقل على النص ، فأمره إلى الله ، نعوذ بالله من الضلال والهوى .

«Тот, кто утвердил то, подтверждая истинность Книги Аллаха и Хадисов Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, и уверовал в это, уповая [вверяя] его смысл Аллаху и Его Посланнику, не погружаясь в толкование и не углубляясь, то такой - мусульманин, последовавший [Корану и Сунне]. Тот же, кто отверг то, и не знал об утверждённости того в Книге [Аллаха] и Сунне, то он - проявивший упущение, и Аллах простит ему, так как Аллах не обязал каждого мусульманина знать наизусть то, что пришло об этом. Тот же, кто отверг это после [того, как до него дошло] знание [об этом], остановившись не на пути праведных предшественников, то его удел - у Аллаха, и прибегаем к Аллаху от заблуждения и страсти».

Хафиз аз-Захаби не называет тех, кто делает таъвиль джахмитами, не считает, что они отрицают сифаты Аллаха, и сам же в добавок ко всему придерживается тафвида. Тафвид - метод, который его учитель Ибн Таймия назвал безбожием в книге "Дар ат-Та`арид" (1/205):

فتبين ان قول اهل التفويض الذي يزعمون انهم متبعون للسنة و السلف من شر اقوال اهل البدع و الالحاد

«Стало очевидным, что слова сторонников тафвиида, которые заявляют, что следуют Сунне и салаф (праведным предшественникам), относятся к категории самых мерзких речей, произносимых вносящими нововведения и безбожниками/мульхидами».

аз-Захаби, Ибн Хузейма, акыда, сифаты

Previous post Next post
Up