Комментарий аз-Захаби к словам Ибн Хузеймы об отрицающих истава

Aug 11, 2016 00:17

Некоторые салафиты приводят нижеприведенные слова Ибн Хузеймы как довод против ашаритов. Ведь ашариты отрицают в отношении Аллаха такие качества как место, сторона, граница и прочие пространственные характеристики, так как считают, что подобное описание не только не пришло в священных текстах, но также недопустимо как на основе доводов Корана и Сунна, так и на основе доводов разума.

Хафиз аз-Захаби в книге «Сияр» в биографии Ибн Хузеймы привел:

قال الحاكم : سمعت محمد بن صالح بن هانئ ، سمعت ابن خزيمة يقول : من لم يقر بأن الله على عرشه قد استوى فوق سبع سماواته - فهو كافر حلال الدم ، وكان ماله فيئا
قلت : من أقر بذلك تصديقا لكتاب الله ، ولأحاديث رسول الله -صلى الله عليه وسلم- ، وآمن به مفوضا معناه إلى الله ورسوله ، ولم يخض في التأويل ولا عمق ، فهو المسلم المتبع ، ومن أنكر ذلك ، فلم يدر بثبوت ذلك في الكتاب والسنة فهو مقصر ، والله يعفو عنه ، إذ لم يوجب الله على كل مسلم حفظ ما ورد في ذلك ، ومن أنكر ذلك بعد العلم ، وقفا غير سبيل السلف الصالح ، وتمعقل على النص ، فأمره إلى الله ، نعوذ بالله من الضلال والهوى .
«Сказал Аль-Хаким: Я слышал Мухаммада ибн Салиха Ибн Хани’, [который сказал]: Я слышал, [как] Ибн Хузейма говорил: Тот, кто не утвердил, что Аллах «истава» над Своим Троном, над Своими семью небесами, тот - неверующий, [чья] кровь дозволена, и его имущество является добычей (фай)».

(Далее аз-Захаби комментирует): Я скажу: Тот, кто утвердил то, подтверждая истинность Книги Аллаха и Хадисов Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует, и уверовал в это, уповая [вверяя] его смысл Аллаху и Его Посланнику, не погружаясь в толкование и не углубляясь, то такой - мусульманин, последовавший [Корану и Сунне]. Тот же, кто отверг то, и не знал об утверждённости того в Книге [Аллаха] и Сунне, то он - проявивший упущение, и Аллах простит ему, так как Аллах не обязал каждого мусульманина знать наизусть то, что пришло об этом. Тот же, кто отверг это после [того, как до него дошло] знание [об этом], остановившись не на пути праведных предшественников, то его удел - у Аллаха, и прибегаем к Аллаху от заблуждения и страсти».

В словах Ибн Хузеймы речь идет о подтверждении сифата «истава». Ашариты не отрицают сифат «истава».

Также как мы видим имам аз-Захаби комментируя слова имама Ибн Хузеймы указал на тафвид в отношении сифата «истава», что подтверждает наше мнение.

Имам Мухаммад Захид аль-Кавсари (1296-1371 х/1878-1952 м) сказал в своем тахкыке на книгу «Асмау ва Сифат» хафиза аль-Байхаки комментируя слова имама Абдуррахмана ибн Махди (135-198 х) о джахмитах: «Поистине они (джахмиты) хотят отвергнуть тот факт, что «Милостивый над Аршем истава»:

من أنكر أن الرحمن على العرش استوى فقد أنكر آية من الذكر الحكيم فيكفر. لكن الاستواء الثابت له سبحانه استواء يليق بجلاله على مراد الله وعلى مراد رسوله غير خوض في المعنى كما هو مسلك السلف منهم: ابن مهدي ومسلك الخلف الحمل على الملك ونحوه على مقتضى اللغة وليس في ذلك إنكار الآية فحاشاهم من ذلك. وأما حمله على الجلوس والاستقرار فهو الزيغ المبين.
«Тот, кто отрицает, что “Милостивый над Троном истава”, тот отрицает аят из Мудрого Поминания (Корана) и тем самым становится кафиром. Однако “истива”, которая утверждена Ему, Свят Он, это “истива” которая соответствует Его величию, в том смысле, Который Он имел в виду и имел Его Посланник, не вдаваясь в смысл, как это является путем саляфов, и из них Ибн Махди. И путь халяфов, относить это к овладеванию и подобному смыслу, в соответствии с тем, что требует арабский язык/лексикология. И нет в этом отрицания аята, и они далеки от этого. А что касается того, чтобы относить это к сидению и утверждению, то это явное отклонение от истины».

[«Аль-Асмау ва Сифат», стр. 241: Тахкык аль-Кавсари]

Как видим мухаккык ашаритов, имам аль-Кавсари ровным счетом подтверждает то, что говорил имам Ибн Хузейма.

Ибн Хузейма, акыда, Мухаммад Захид аль-Кавсари, истава, сифаты

Previous post Next post
Up