Автор: Махди
Шамсуддин аль-Ханафи
Точкa соприкосновения с «мурджиитами»:
Условием
куфра в отношении тех грехов, которые сами по себе не являются
вероотступничеством, является исповедание дозволенности общеизвестного харама
или запретности халяля. Например, винопитие - грех, но само по себе не является
куфром, пока человек исповедует его запретность. В отличие от совершения
суджуда идолу или солнцу, что само по себе является куфром и не нуждается в
нияте.
Точка расхождения с «мурджиитами»:
У «мурджиа»
условие исповедания дозволенности харама или запретности халяля
распространяется абсолютно на все слова и действия. Тогда как ашария выделяют
группу действий (суджуд идолу, бросание мусхафа в кучу мусора и т.д.), которые
являются куфром сами по себе.
Точка соприкосновения с «хаваридж»:
Выделение
группы действий, которые сами по себе есть куфр, без условия исповедания их
дозволенности. Например, совершение суджуда идолу или солнцу делает человека
вероотступником, даже если он исповедует запретность данного действия.
Точка расхождения с «хаваридж»:
Выделение
группы действий, которые не являются сами по себе куфром, но становятся
таковыми по причине нията. Так «хаваридж» выносят такфир за все грехи или за
большие грехи, не ставя условием исповедание дозволенности греха. Тогда как
ашария разделяют между действиями, которые являются сами по себе куфром (суджуд
идолу, бросание мусхафа в мусор и т.д.), и действиями, ввергающими в ридда,
только если человек исповедует их дозволенность. Например, винопитие - грех и
не является куфром, пока не исповедуют его дозволенность.
Вопрос:
Существует ли разница в принципах такфира
между ашария, с одной стороны, и группой, известной под именем
«салафия-джихадия»?
Ответ:
В принципах такфира разницы нет, но имеется
различие в определении той группы действий, которая есть куфр. Приведу три
примера:
1. Истигаса - сама по себе куфр у
ваххабия-джихадия, т.е. здесь они не смотрят на намерение. Тогда как у ашария
данное действие само по себе не есть ширк, если человек не исповедует
независимость воли того, к кому обращаются за помощью.
2. Оставление обязательного намаза без
уважительной причины - само по себе куфр у ваххабия-джихадия и не является
таковым, согласно мнению джумхур, если оставление намаза не сопровождает
исповедание его необязательности. Равным образом, отказ выплачивать закят - сам
по себе куфр у ваххабия-джихадия и не является таковым у ашария, если данное
действие не сопроваждает ният о дозволенности не выплачивать закят.
3. Помощь
кяфирам против мусульман - сама по себе куфр у ваххабия-джихадия, тогда как
мнение таких людей как имам аль-Куртуби, да помилует его Всевышний Аллах,
состоит в том, что, чтобы данное действие считалось куфром, необходимо
сопровождение мувалята ниятом о его дозволенности. Также, насколько мне
известно, мнение джумхур (большинство) факихов состоит в том, что шпион не
является муртаддом, хотя и имеется разногласие относительно того, убивается
шпион или же ему сохраняют жизнь.
Источник:
http://www.darulfikr.ru/story/fiqh/ashari_rules_of_takfeer