ИМАМ МАЛИК ИБН АНАС
Имам Ибн Абдуль-Барр аль-Малики (368-463 х/978-1071 м) пишет в своей книге «Ат-Тамхид»:
رَوَى حَرْمَلَةُ بْنُ يَحْيَى ، قَالَ : سَمِعْتُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ وَهْبٍ ، يَقُولُ : سَمِعْتُ مَالِكَ بْنَ أَنَسٍ ، يَقُولُ : مَنْ وَصَفَ شَيْئًا مِنْ ذَاتِ اللَّهِ ، مِثْلَ قَوْلِهِ : وَقَالَتِ الْيَهُودُ يَدُ اللَّهِ مَغْلُولَةٌ سورة المائدة آية 64 ، وَأَشَارَ بِيَدِهِ إِلَى عُنُقِهِ ، وَمِثْلَ قَوْلِهِ : وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ سورة الشورى آية 11 ، فَأَشَارَ إِلَى عَيْنَيْهِ أَوْ أُذُنِهِ ، أَوْ شَيْئًا مِنْ بَدَنِهِ ، قُطِّعَ ذَلِكَ مِنْهُ ، لأَنَّهُ شَبَّهُ اللَّهَ بِنَفْسِهِ ، ثم قَالَ مَالِكٌ : أَمَا سَمِعْتَ قَوْلَ الْبَرَاءِ ، حِينَ حَدَّثَ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ : " لا يُضَحَّى بِأَرْبَعٍ مِنَ الضَّحَايَا ، وَأَشَارَ الْبَرَاءُ بِيَدِهِ " ، كَمَا أَشَارَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِيَدِهِ.
قَالَ الْبَرَاءُ : وَيَدِي أَقْصَرُ مِنْ يَدِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَكَرِهَ الْبَرَاءُ أَنْ يَصِفَ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِجْلالا لَهُ ، وَهُوَ مَخْلُوقٌ ، فَكَيْفَ الْخَالِقُ الَّذِي لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ.
«Передал Хармаля Ибн Яхья, что он слышал как Абдуллах Ибн Вахб сказал: «Я слышал, как Малик сказал: «Кто описал что-то из сущности Аллаха, подобно словам Аллаха: «Они сказали «Рука Аллаха скована», и показал своей рукой на свою шею, или подобно слову Аллаха: «Он Слышащий, Видящий», и указал на свои два глаза, или ухо, или на что-то из своего тела - то отрубается это от него, так как он уподобил Аллаха себе». Разве ты не слышал слово Бара Ибн Азиба, когда он рассказывал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не делается жертвоприношение четырьмя..», и указал рукой как указал Пророк, и сказал: «И моя рука недостаточная по сравнению с рукой Посланника Аллаха». И было неприятно Бара Ибн Азибу описывать указанием Посланника Аллаха, возвеличивая его, в то время как он творение, так что же говорить о Творце, которому ничто не подобно?».
[Ибн Абдуль-Барр,
«Ат-Тамхид», 7/145]
Также передали это от имама Малика следующие маликитские ученые:
Имам Абу Бакр ибн аль-Араби в «Арида аль-Ахвази фи шарх ат-Тирми́зи» (12/120), Кади Ийяд в «Аш-Шифа» (2/272), имам Абу Абдуллах аль-Куртуби в своем тафсире (11/256), Абу Хаян аль-Андалуси в своем тафсире «Бахруль Мухит» (6/208).
В подглаве под названием «Хукм о начинании со слов о проступках (зелле) посланников или со слов про муташабих-описания Аллаха», имам Абу Абдуллах аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м) передает:
قال القاضي أبو بكر بن العربي : لا يجوز لأحد منا اليوم أن يخبر بذلك عن آدم إلا إذا ذكرناه في أثناء قوله تعالى عنه ، أو قول نبيه ، فأما أن يبتدئ ذلك من قبل نفسه فليس بجائز لنا في آبائنا الأدنين إلينا ، المماثلين لنا ، فكيف في أبينا الأقدم الأعظم الأكرم النبي المقدم ، الذي عذره الله سبحانه وتعالى وتاب عليه وغفر له .
قلت : وإذا كان هذا في المخلوق لا يجوز ، فالإخبار عن صفات الله - عز وجل - كاليد والرجل والإصبع والجنب والنزول إلى غير ذلك أولى بالمنع ، وأنه لا يجوز الابتداء بشيء من ذلك إلا في أثناء قراءة كتابه أو سنة رسوله ، ولهذا قال الإمام مالك بن أنس - رضي الله عنه - من وصف شيئا من ذات الله - عز وجل - مثل قوله : وقالت اليهود يد الله مغلولة فأشار بيده إلى عنقه قطعت يده ، وكذلك في السمع والبصر يقطع ذلك منه ؛ لأنه شبه الله تعالى بنفسه .
«Кади Абу Бакр ибн аль-Араби сказал: «Если кто нибудь из нас начнет свои слова о случае с Посланником Адамом (мир ему), где описывается его ошибка, то это не разрешается. Но если это упоминать между аятами Аллаха или упомянуть это в словах от Посланников (мир им), то это исключение. Если нам не дозволено говорить так о своих отцах, которые ближе к нам по времени то, как может быть это дозволено такое к самому первому, самому большому и великому Посланнику-первенцу, когда Аллах принял его извинения и покаяние?»
Я (Имам аль-Куртуби) говорю: если нельзя такое говорить о сотворенном, то значит говорить о таких сифатах Аллаха как «рука», «нога», «пальцы», «бок» или «спина», «снисхождение» и начинать разговор с этих слов тоже нельзя и этому необходимо препятствовать и говорить о таком можно только среди чтения Книги Аллаха или же при передачи Сунны Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), а в остальных случаях нельзя.
Поэтому поводу Имам Малик ибн Анас сказал: «Каждый кто при чтении 64 аята суры аль-Маида «и сказали евреи - рука Аллаха скована», и в это время подведет свою руку на шею, то его руку надо отрезать. При упоминании аятов слышания и видения тоже самое. Эти органы человека режутся, так как, тот человек уподобил Аллаха себе»».
[Аль-Куртуби, «
аль-Джами ли ахкам аль-Кур`ан»]
ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛЬ
Передал аль-Лялякаи (ум. 418 х/1027 м) в «Шарх усуль Иътикад Ахлю Сунна» следующее об имаме Ахмаде:
سمعت أبا محمد الحسن بن عثمان بن جابر يقول سمعت أبا نصر أحمد بن يعقوب بن زاذان قال:
بلغني أن أحمد بن حنبل قرأ عليه رجل: "وما قدروا الله حق قدره والأرض جميعا قبضته يوم القيامة والسموات مطويات بيمينه" قال ثم أومأ بيده فقال له أحمد: قطعها الله قطعها الله قطعها الله. ثم حرد وقام
«Сказал Абу Наср Ахмад Ибн Якуб Ибн Задан: «До меня дошло, что один человек прочитал имам Ахмаду Ибн Ханбалю аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь в Его Пригоршне, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи» (Сура "аз-Зумар", аят 67), и сделал жест рукой, и Ахмад сказал: «Да отрежет ее Аллах, да отрежет ее Аллах, да отрежет ее Аллах», и разневался и вскочил».
[Аль-Лялякаи,
«Шарх усуль Иътикад Ахлю Сунна», 3/432]
Также это передали от имама Ахмада: Исмаил аль-Асбахани в «аль-Худжа» (1/208) и Кады Абу Я’ла в «Ибталь ат-тауилят», 1/43.