Комментарий имама ибн аль-Джаузи аль-Ханбали к хадису о нузуле

Jul 15, 2012 11:55


Имам ханбалитов своего времени, хафиз Абуль-Фарадж ибн аль-Джаузи (510- 597 х/1117-1201 м) сказал:

روى حديث النزول عشرون صحابيا، وقد سبق القول إنه يستحيل على الله عز وجل الحركة والنقلة والتغير. فيبقى الناس رجلين، أحدهما: المتأول له بمعنى: أنه يقرب رحمته. وقد ذكر أشياء بالنزول فقال تعالى: (وأنزلنا الحديد فيه بأس شديد) الحديد: 25. وإن كان معدنه بالأرض وقال: (وأنزلنا لكم من الأنعام ثمانية أزواج) الزمر: 6. ومن لم يعرف كيف نزول الجمل كيف يتكلم في تفصيل هذه الجمل؟! والثاني: الساكت عن الكلام في ذلك مع اعتقاد التنزيه ، والواجب على الخلق اعتقاد التنزيه وامتناع تجويز النقلة ، وأن النزول الذي هو انتقال من مكان إلى مكان يفتقر إلى ثلاثة أجسام: جسم عالي، وهو مكان الساكن، وجسم سافل، وجسم ينتقل من علو إلى أسفل، وهذا لا يجوز على الله تعالى .

قال ابن حامد : هو على العرش بذاته، مماس له، وينزل من مكانه الذي هو فيه وينتقل. وهذا رجل لا يعرف ما يجوز على الله تعالى. وقال القاضي أبو يعلى: النزول صفة ذاتية، ولا نقول نزوله انتقال. وهذه مغالطة. ومنهم من قال: " يتحرك إذا نزل ". وما يدري أن الحركة لا تجوز على على الله تعالى. وقد حكوا عن أحمد ذلك وهو كذب عليه. ولو كان النزول صفة لذاته، لكانت صفاته كل ليلة تتجدد وصفاته قديمة كذاته.

«Этот хадис приводят двадцать сподвижников, но выше уже было сказано, что Аллаху не присуще ни движение, ни изменение, поэтому ученые по поводу его смысла разделились на две группы:

Первые трактовали его как «нисхождение божественной милости». Аллах в священных текстах часто говорит о нисхождении и ниспослании, например: «Мы ниспослали также железо, в котором содержатся и сильное зло, и польза для людей» (57:25), как известно, его залежи находятся под землей, «ниспослал вам восемь животных парами» (39:6), поэтому не следует спешить с выводами об аятах нисхождения и ниспослания.

Вторая группа ученых предпочла промолчать относительно этого хадиса, но в то же время она признает отсутствие у Аллаха недостатков и подобия созданиям, в том числе и от нисхождения. Сам процесс нисхождения подразумевает наличие трех тел, первое находится выше, второе ниже, а третье спускается от первого ко второму, Аллах же превыше всего этого.

Что же касается Ибн Хумайда, то он по этому поводу сказал: «Он своей сущностью находится на Троне, в соприкосновении с ним. После чего Он спускается со своего места, т.е. движется». Этот человек не понимает, что соответствует божественной сущности, а что нет. Кади Абу Я’ля сказал: «Нисхождение - это один из сущностных атрибутов, но мы не говорим, что это перемещение».

Получается путаница, одни из наших оппонентов заявляют, что Он движется, а другие, что не движется, они не могут понять, что движение не соответствует божественной сущности. Они приписали мнение о движении даже имаму Ахмаду, однако, это ложь. Если бы нисхождение действительно было бы сущностным атрибутом, то этот атрибут каждую ночь изменялся бы, а, как известно, Его сущность и атрибуты извечны».

[Ибн аль-Джаузи, «Даф шубхат ат-ташбих», стр. 49-50]

акыда, сифаты, Ибн аль-Джаузи, хадис о нузуле

Previous post Next post
Up