Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Хадис - место для заблуждения, кроме как для факихов»

Jun 02, 2012 15:08


Спросили Шейхуль Ислама Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м):

(سئل)- ابن حجر الهيتمي - نفع الله به بما لفظه: (الحديث مضلة إلا للفقهاء ) هل هو حديث وما معناه مع أن معرفة الحديث شرط في مسمى الفقيه و أيما أعظم قدرا وأجل ذكرا ذكر الفقهاء أو المحدثين ؟

«Хадис - место для заблуждения, кроме как для факихов», является ли это хадисом и какой у него смысл вместе с тем, что знание хадиса условие для факиха? И кто из них выше по достоинству и величию "факихи" или "мухаддисы"?

Ибн Хаджар ответил:

( فأجاب ) بقوله ليس بحديث وإنما هو من كلام ابن عيينة أو غيره ومعناه أن الحديث كالقرآن في أنه قد يكون عام اللفظ خاص المعنى وعكسه ومنه ناسخ ومنسوخ ومنه مالم يصحبه عمل ومنه مشكل يقتضى ظاهره التشبيه كحديث ينزل ربنا الخ ولا يعرف معنى هذه إلا الفقهاء ، بخلاف من لا يعرف الا مجرد الحديث فانه يضل فيه كما وقع لبعض متقدمي الحديث بل ومتأخريهم كابن تيمية وأتباعهم وبهذا يعلم فضل الفقهاء المستنبطين على المحدثين غير المستنبطين ومن ثم قال صلى الله عليه وسلم "رب مبلغ أوعى من سامع ورب حامل فقيه ليس بفقيه ورب حامل فقه الى من هو أفقه منه " وقوله : " وبلغوا عني ولو آية وحدثوا عن بني اسرائيل ولا حرج فمستنبطوا الفروع هم خيار سلف الأمة وعلماؤهم وعدولهم وأهل الفقه والمعرفة فيهم فهم قوم غذوا بالتقوى وربوا بالهدى أفنوا أعمارهم في استنباطها وتحقيقها بعد أن ميزوا صحيح الأحاديث من سقيمها وناسخها من منسوخها فأصلوا أصولها ومهدوا فروعها فجزاهم الله عن المسلمين خيرا وأحسن جزاؤهم كما جعلهم ورثة أنبيائه وحفاظ شرعه وشهود آلائه وألحقنا بهم وجعلنا من تابعهم باحسان انه الكريم الجواد الرحمن .

«Это не является хадисом, поистине это изречение Ибн ‘Уяйны (учитель имама аш-Шафии) и других, и смысл его в том, что хадис как Коран иногда бывает с обобщенными словами, обособленным смыслом и наоборот, также из них бывают отменяющие и отмененные. Еще из него по которому не делается амал (деяния), также из них сомнительные которые при буквальном восприятии дают уподобление (ташбих), как хадис  «Наш Господь нисходит», и не знают смысл их кроме как факихи в отличии от тех, кто знает просто хадис. Поистине он (который знает просто хадис не факих) заблудится в нем как это случилось с некоторыми предшествующими мухадисами, также и с поздними как Ибн Таймийя и его последователи, и с этого мы узнаем достоинство факихов и вынимающих решения, над мухаддисами не вынимающие решения.

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сколько же тех, до кого доводят и лучше запоминают чем те, кто услышали, сколько же тех, кто несет знание фикха, но не являются факихами, и сколько же тех, кто несет фикх к более знающиму факиху».

Также сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Доведите от меня хотя бы аят, и рассказывайте от бану Исраила и нет в этом греха», и те, кто извлекают смыслы они являются лучшими учеными из предыдущих поколений уммы и справедливыми из них, и люди фикха и познания в нем, они люди которые держатся за богобоязненность и руководствуются наставлениями, и построили они свои решения на том, что извлекли (из хадисов) и то, что выяснили из них, после того как определили достоверность содержания хадисов, также отменяющие от отмененных, различив ее основы и ветви. Пусть Всевышний Аллах даст им хорошее и лучшие воздаяние, также как Он сделал их наследниками Пророков, сделал их хранителями Шариата. Пусть Всевышний присоединит нас к ним и сделает их последователями с хорошей стороны, поистине Он (Аллах) Достойный, Щедрейший и Милостивый».

[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя»]

Ибн Хаджар аль-Хайтами, фикх, хадис, Суфьян ибн Уейна

Previous post Next post
Up