Нуруддин Махмуд бин Имадудин бин Ак Сункар Занки родился в месяце Шаввал 521-го года по Хиджре
Его отец Имадудин Занки был храбрым воином и умелым предводителем, и в 521-м году по Хиджре сельджукский султан назначил его правителем Мосула. В это время под властью крестоносцев находились Иерусалим и другие города исламского мира. В планах крестоносцев было завоевание Сирии.
Исламский мир, несмотря на опасность, которая ему грозила, находился в раздробленности, и правители были заняты междоусобными распрями. Зачастую они вступали в союз с крестоносцами против своих же единоверцев. Имадудин, видя, сколь плачевна ситуация, решил возглавить борьбу против захватчиков, но прежде ему нужно было объединить мусульман. Большими усилиями за нескольких лет ему удалось подчинить себе большую часть Сирии, и теперь он мог противостоять крестоносцам. В 539-м году по Хиджре ему удалось взять столицу первого государства, основанного крестоносцами: Эдессу. Победы Имадудина придали мусульманам уверенность и надежду на скорое освобождение святых земель. Но в 541-м году по Хиджре Имадудин был убит последователем секты батинитов во время военного похода.
После его смерти государство Имадудина разделилось на две части: одной частью со столицей в Алеппо правил Нуруддин Занки, а другой со столицей в Мосуле правил его брат Саидудин.
Как и отец, Нуруддин поставил целью своей жизни освобождение святого города и других мусульманских городов.
Нуруддин с юных лет участвовал в военных походах отца, был искусным воином и обладал всеми качествами предводителя. Он был справедлив, вёл благочестивый образ жизни, сторонился всего запретного, разбирался в науках и прилагал большие усилия для установления справедливости в своём государстве.
Известный историк Ибн Асир пишет: «Я изучил жизнеописания правителей и не нашёл после четырёх праведных халифов и Умара бин Абдул-Азиза правителя с более прекрасными качествами, чем справедливый правитель Нуруддин Занки».
Ибн Касир пишет: «Никогда от него не слышали непристойного слова: ни когда он гневался, ни когда был доволен. Он был степенен и молчалив. И в его обществе не было иных разговоров, кроме обсуждения вопросов религии или джихада».
Как и его отец, понимая, что без укрепления государства и объединения мусульман невозможно будет справиться с внешней угрозой, он начал прилагать усилия для объединения единоверцев. За время своего правления ему удалось полностью объединить под своим началом Сирию. Правители Дамаска вели предательскую политику и заключили договор с крестоносцами против Нуруддина. Некоторое время Дамаск даже платил дань крестоносцам. Жители Дамаска, недовольные такой предательской политикой, подняли восстание и способствовали переходу Дамаска под власть Нуруддина.
Крупным достижением Нуруддина было то, что он смог присоединить к своему государству Египет и покончить с фатимидами. Секта фатимидов в течение веков правила обширными территориями северной Африки, и какое-то время под её властью находились даже священные города Мекка и Медина.
Джихад на пути Аллаха и стремление обрести смерть шахида
Вся жизнь Нуруддина Занки прошла в битвах, и он смог освободить от крестоносцев более пятидесяти городов и крепостей.
Он лично участвовал во многих битвах и часто просил Аллаха даровать ему смерть шахида на поле битвы, но он умер в постели после долгих лет, проведённых в военных походах и битвах.
Однажды Кутбуддин Нейсабури сказал ему: «Ради Аллаха не подвергай себя опасности! Если ты погибнешь в бою, то не останется мусульманина, который сможет противостоять [врагам]». Нуруддин ответил: «Кто такой Махмуд, чтобы говорить ему такое? Разве Аллах не сохранял страны до того, как я родился?»
Нуруддин обладал удивительной стойкостью и храбростью. В одной из битв его войско подверглось неожиданной атаке и было разбито, и сам он еле избежал смерти в битве. После этого поражения он поклялся не заходить под тень крыши, пока не отомстит за себя и за религию Аллаха . И вскоре, действительно, он отомстил своим врагам, одержав очередную победу над ними. Он говорил: «Если у меня будет всего тысяча всадников, мне нет разницы, сколько врагов выступит против меня».
Нуруддин Занки так мечтал увидеть священный город освобождённым, что ещё задолго до освобождения Иерусалима в 563-м году по Хиджре построил минбар для мечети Иерусалима. Но лишь через двадцать лет, уже во времена правления Салахуддина, минбар был перенесён в священный город. Этот минбар стоял в мечети Иерусалима до 1969 года, пока сионисты не подожгли мечеть.
Почтение к учёным и праведникам
Нуруддин Занки с юных лет проявлял интерес к знаниям и придавал большое значение изучению наук. Хотя вся его жизнь прошла в сражениях, тем не менее он глубоко изучил науки Шариата и был хорошим знатоком хадисов. На его собраниях всегда присутствовали суфийские шейхи и учёные Шариата. Он относился к ним с большим почтением и всегда прислушивался к их советам. Нуруддин считал, что почтение, которое он оказывает по отношению к суфиям и учёным, является предпосылкой его успехов.
Историки пишут, что в его присутствии никто из правителей не смел сидеть. Но когда к нему заходил шейх или учёный, он вставал и самолично встречал его, усаживал рядом с собой и проявлял всяческое почтение.
Нуруддин расходовал большие средства на учёных и суфиев, и, если кто-либо проявлял недовольство этим, он говорил: «Как же я перестану делать это, ведь это войско Аллаха и благодаря их мольбам мы побеждаем врагов».
Ибн Касир пишет в книге «Бидаяту ва нихая»: «Рядом с ним часто присутствовали учёные и суфии, и он оказывал им всяческое уважение и почтение. Он очень любил праведников…».
Передают, что однажды один из приближённых Нуруддина Занки начал наговаривать на известного учёного Кутбуддина Нейсабури. Нуруддин воскликнул: «Горе тебе! Если то, что ты говоришь, правда, то у этого учёного множество хороших качеств, которые покроют то, о чём ты говоришь. У тебя же нет таких качеств, которые покроют твои прегрешения, и тем не менее я терплю тебя. Тем более я не верю тебе и убеждён, что то, что ты говоришь про него, неправда. И если я ещё раз услышу, что ты наговариваешь на этого учёного, я накажу тебя».
В 556-м году по Хиджре, когда Нуруддин Занки прибыл в Мосул, он посетил шейха Умара аль-Мула. Нуруддин советовался с этим шейхом в своих делах, а когда он покидал Мосул, то велел правителям города, чтобы они в своих делах советовались с шейхом Умаром аль-Мула.
Ибн Касир в книге «Аль-Бидаяту ва нихая» пишет про шейха Умара аль-Мула: «Он был из числа познавших Аллаха . Учёные и даже правители посещали его в его завии. Каждый год он в день рождения Пророка (мир ему и благословение) устраивал собрание, где восхваляли Пророка (мир ему и благословение). Нуруддин Занки искренне любил его, советовался и переписывался с ним».
Также передают, что Нуруддин Занки в месяц Рамазан брал в долг у него пищу и его пищей отпускал уразу.
Захаби пишет, что Нуруддин Занки однажды отправил одного раба к известному суфийскому шейху Арслану Димашки с тысячей динаров и обещал, что если шейх примет деньги, то освободит его. Когда тот прибыл к шейху и предложил деньги, шейх сказал: «Как же Махмуд не стесняется отправлять нам это? Среди рабов Аллаха есть такие, всё вокруг которых становится золотом и серебром, если будет на то их желание». И тогда этот раб увидел, что глина, которая там лежала, превратилась в золото. Опечаленный тем, что шейх отказался принять деньги, раб рассказал ему, что его освобождение зависит от согласия шейха взять подарок. Тогда шейх принял деньги и повелел раздать всё беднякам.
Также Захаби пишет, что Нуруддин Занки в завещании своём велел завернуть в его саван кусочек пилы шейха Арслана.
Праведность Нуруддина Занки
Несмотря на то, что Нуруддину Занки приходилось вести войны и обустраивать свои владения, тем не менее он находил время для усердного поклонения. Передают, что обычно после ночного намаза он ложился спать, а потом просыпался в полночь и до рассвета поклонялся Аллаху . После утреннего намаза он занимался делами государства. Но и днём, несмотря на занятость, он находил время для поклонения.
Даже враги признавали, что секретом его побед является его праведность. Ибн Касир пишет, что, когда некоторые суфии посетили Иерусалим с целью зиярата, они слышали, как крестоносцы говорили: «У Нуруддина сокровенная связь с Богом. Он одерживает победы над нами не благодаря военному преимуществу. Он одерживает победы благодаря своим мольбам и ночным молитвам. Он простаивает ночи в молитве, взывает к Богу с молитвами, и Господь отвечает на его мольбы, потому он и побеждает».
Перед одним сражением, которое произошло в 559-м году по Хиджре и известно как битва при Хариме с намного превосходящими силами противника, Нуруддин слез с коня, упал ниц и обратился с мольбой к Аллаху . И Всевышний даровал ему победу. Более десяти тысяч крестоносцев погибло в этом сражении и почти столько же было взято в плен. В своей мольбе Нуруддин обратился к Аллаху с такими словами: «О Аллах , прошу Тебя, чтобы Ты оказал помощь Своей религии, а не Махмуду. Кто такой этот собака Махмуд, чтобы ему была оказана помощь». Об этой мольбе Нуруддина не знал никто, кроме него, но тем не менее Всевышнему захотелось, чтобы люди узнали о ней.
Когда до Нуруддина дошла весть, что крестоносцы захватили город Димят, он очень опечалился и начал держать пост. Двадцать дней он разговлялся лишь водой и молил Аллаха . Он был обессилен из-за голода и печали. И тогда один из учёных увидел во сне Пророка (мир ему и благословение), который сказал ему: «Извести Нуруддина, что сегодня ночью крестоносцы покинут Димят». Тогда этот учёный сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), я боюсь, что он не поверит мне. Расскажи мне что-нибудь такое, услышав о чём, он поверит». Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Напомни ему о том, как он упал ниц перед сражением при Хариме и обратился к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах , прошу Тебя, чтобы Ты оказал помощь Своей религии, а не Махмуду. Кто такой этот собака Махмуд, чтобы ему была оказана помощь”». Этот учёный пошёл в мечеть, где, по своему обыкновению, Нуруддин проводил ночи в молитвах, и рассказал ему о сне, но из-за почтения к правителю не стал упоминать слово «собака». Нуруддин настаивал, чтобы тот в точности передал увиденное во сне, и, когда учёный рассказал сон полностью, Нуруддин заплакал и воздал хвалу Аллаху . И, действительно, в эту ночь крестоносцы покинули Димят.
В одну из ночей Нуруддин Занки увидел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение) три раза подряд. И каждый раз Пророк (мир ему и благословение) говорил, указывая на двух рыжих людей: «Спаси меня от этих людей». Обеспокоенный этим сном, Нуруддин отправился в Медину. В 557-м году по Хиджре Нуруддин прибыл в Медину и повелел всем жителям самолично явиться, чтобы получить подарки, приготовленные для них. Пришли все жители, но он не обнаружил среди них людей, на которых указал Пророк (мир ему и благословение). Он поинтересовался, остался ли ещё кто, и ему ответили, что два паломника из Андалусии не пришли. По свидетельству горожан, это были благочестивые люди. Нуруддин приказал вызвать их, и когда они пришли, то он сразу узнал в них тех людей, на которых указал Пророк (мир ему и благословение). Он устроил обыск в доме, в котором они жили, и обнаружил подкоп, который они рыли с целью украсть тело Пророка (мир ему и благословение). Эти люди оказались христианами, которые были засланы, чтобы украсть тело Пророка (мир ему и благословение). Нуруддин приказал казнить их, а затем прорыл ров вокруг могилы Пророка (мир ему и благословение) и залил его свинцом, чтобы защитить от подкопа.
Несмотря на то, что Нуруддин Занки владел большими территориями, сам он вёл очень скромный образ жизни. Он питался лишь на средства, заработанное своим трудом. На содержание семьи он брал из казны лишь минимальное жалование, которое ему установили. Когда его жена пожаловалась на то, что ей не хватает средств, которые он предоставляет, Нуруддин ответил, что является лишь хранителем казны, эти средства не принадлежат ему и ради жены он не бросится в Ад. Потом он вспомнил, что в городе Хомс у него были три маленькие лавки, и подарил их жене.
Во всех городах, которые находились под его властью, он строил учебные заведения, больницы, бесплатные гостиницы для путников. Он укреплял города и развивал инфраструктуру.
В одном только Алеппо в его время историк Изуддин бин Шадад насчитал 54 медресе. 21 из них для шафиитов, 22 для ханафитов и три для маликитов и ханбалитов. Также он насчитал 8 собраний по изучению хадисов, а также 31 строение для суфиев.
В начале месяца Шаваль 569-го года по Хиджре Нуруддин Занки заболел и одиннадцать дней пролежал в постели. 11 числа месяца Шаваль он покинул этот мир в возрасте 59 лет. Его похоронили в доме, где он жил в Дамаске, потом тело перенесли в медресе Нурия, которое Нуруддин построил в Дамаске, и его могила до сих пор находится там.
Абубакр Дациев
http://islam.ru/content/person/nuruddin-zanki