Oct 11, 2010 23:13
Как обычно, первый день недели "радует" нас активностью автолюбителей, по всей Москве пробки. Пока я стоял на перекрытом Кутузовском проспекте, попробовал в голове сравнить дороги с телефонным обслуживанием, а машину с телефонным вызовом.
По идее, автомобильное движение должно подчиняться теории массового обслуживания как и телефонный траффик, но факторов влияющих на скорость достижения автомобилем конечной точки слишком много, дороги неоднородны (изменение количества полос), ну и водители используют малейший шанс проскочить без очереди.
Сначала я пытался представить дорогу как каналы доступа, но в итоге пришел к выводу, что полосы дороги, это все-таки операторы, а как только мы выехали а дорогу, то мы получили доступ и встали в очередь, а если перекрыли хотя бы одну полосу (ДТП, ремонт), то это как будто оператор покинул свое место, и пробка появляется на ровном месте.
Был в моей рабоче практике лет 5 назад случай, когда у одного интернет-провайдера, где стояло наше решение, на стыке месяцев возникал огромный поток вызовов, что даже каналов не хватало и решение еле справлялось с нагрузкой. Проведя анализ статистики мы пришли к выводу, что почти 80% вызовов, это перезвоны от тех клиентов, кто не дождался ответа в очереди (по 15-20 минут) или кого система просила перезвонить из-за предельных значений количества ожидаемых в очереди. Для решения данной проблемы необходимо было или менять биллинг, чтобы были ежедневные списания, и люди равномерно звонили в течение всего месяца, или увеличивать количество операторов на 50% на 4 дня месяца. Любое из этих действий магическим образом снизило бы нагрузку на call-центр, при этом увеличив количество РЕАЛЬНО обработанных обращений клиентов. Наши советы приняли не сразу, пришлось долго доказывать цифрами и графиками.
Так и на дорогах: почему-то проектировщики мало думают, создавая новые развязки, создавая все новые и новые "бутылочные горлышка". Так на моем "любимом" Кутузовском при строительстве станции Славянский Бульвар почему-то не создали "карман" для автобусов и останавливающихся машин (а место позволяло), тем самым отобрав почти полторы полосы от движения. В итоге в некоторые дни мы получаем пробку до Нового Арбата, затор на выезде с третьего кольца, что в свою очередь создает затор на самом кольце и так паутина пробок расползается еще по нескольким автострадам. И все это из-за одной оплошности инженера. Цепь крепка настолько, насколько крепко самое слабое ее звено.
Если у Вас есть что рассказать о "телефонных" и "автомобильных" пробках - с удовольствием обсужу с Вами!