Ужас по-советски

Aug 13, 2013 12:42

Советская идеология не позволяла утвердиться такому жанру как ужасы.  Не пристало советскому человеку опуститься до мелких страхов, вроде веры в чудовищ, затаившихся в темном шкафу.  Или ожидать нападения маньяка с окровавленным топором. Поэтому детские страшилки и взрослые уже жестокости отошли… в сказки и военные фильмы, частично - в детективы и фантастику. Страх, зло (которое никогда не остается безнаказанным), насилие показывают зрителю как бы со стороны, как нечто чуждое и даже экзотическое. В сказке, понятно, чудовища ненастоящие, сказочные - и нередко совсем не страшные. Война это первую очередь трагическое прошлое. Убийства в детективах - безо всякого смакования подробностей, в несоветских интерьерах, сыгранные в основном актерами из прибалтийских республик и из стран ближнего зарубежья. И фантастика - не про настоящую реальность, а про некое далекое будущее, в котором, в конечном итоге, все равно торжествует доброе, человечное и разумное.



Советская пресса называла западные фильмы ужасов исключительно коммерческим продуктом, не имеющим к искусству никакого отношения.

Намеренный отказ Госкино от производства кино жанра «хоррор», руководствовались вполне конкретной идеологической задачей - смерть и жестокость на экране не должны развлекать и веселить советского зрителя. Журнал «Советский экран» более чем доходчиво  иллюстрирует советскую политику в отношении отечественного кинопроизводства.

В статье «Насилие, секс, обман…» ее автор В.Василец осуждает кровавые сцены на примере экранизации Макбета режиссера Романа Полански:



«Советский экран» на Яндекс.Фотках

Там же: «Недавно одна из лондонских газет задала своим читателям очень простой вопрос: «Боитесь ли вы?». Из каждых ста человек 74 заявили, что не чувствуют себя в безопасности в собственном доме. 90 человек ощущают беспокойство, когда их дети выходят на улицу. 41 из ста подвергался на улицах нападению. Такова реальность» // Советский Экран - 1972, № 16.

А. Бородин пишет обличительную заметку «Мороз по коже» о работе английской киностудии «Хаммер-филм» // Советский Экран, 1969, № 22:



«Советский экран» на Яндекс.Фотках



«Советский экран» на Яндекс.Фотках

Словом, введение сцен насилия по мнению советских кинокритиков это антихудожественно, это явный признак халтурного кино. Кроме того такие фильмы опасны тем, что зритель перестает сопереживать жертвам преступления. Здесь есть два важных аспекта. Первое, акцент делается на преступнике и на том, с какой ловкостью и изощренностью он совершает преступления. Второе, известно, что сюжеты для фильмов ужасов нередко черпались из новостных сообщений.  Так, реальные трагические события, приукрашенные выдумкой создателей фильмов ужасов, начинают восприниматься как захватывающая игра. Для западного зрителя естественен перенос насилия со страниц газет на киноэкран, но для советского зрителя стало бы совершенно искусственным насаждение «массовой культуры ужаса», просто потому, что отсутствовали соответствующий информационный фундамент и социальный заказ.

Автор статьи «Кому это выгодно?», опубликованной в десятом номере журнала за 1971 год, бьет тревогу: «…кроме коммерческого бизнеса есть бизнес политический. Возведение насилия в норму человеческого существования нужно реакционной военщине для оболванивания молодежи, для превращения ее в послушное пушечное мясо, готовое стрелять, бомбить, жечь напалмом».

Там же: «Для подлинного художника насилие отвратительно, противоестественно, бесчеловечно и это свое отношение он передает зрителям. Такое изображение жестокости не может вызвать желание подражать ей»

Большая часть советских фильмов ужасов снята на рубеже  80-х-90-х гг.. Надо сказать, на фоне остального, остросоциального кино, изобиловавшего достаточно жестокими сценами, пропитанного общим состоянием разрушения и депрессии, эти фильмы не слишком выделялись.  Помимо этого на освободившийся от цензуры кинорынок хлынули оригинальные зарубежные, в основном американские, ужастики, динамичные, с впечатляющими спецэффектами.  Рядом с ними отечественные попытки «попасть в обойму» - причем именно на голливудский манер: чтобы было и страшно, и зрелищно - из-за нехватки денег и отсталой  технической базы выглядели более чем бледно. Однако же, при известных недостатках, ни один из этих фильмов нельзя назвать проходным. Они все очень разные, в них чувствуется дух эксперимента, что делает их интересными и привлекательными.

Список советских фильмов ужасов:
Майская ночь или Утопленница (1952)
Вий (1967)
Злой дух Ямбуя (1977)
Дикая охота короля Стаха (1979)
День гнева (1985)
Вельд (1987)
Заклятие долины змей (1987)
Господин-оформитель (1989)
Псы (1989)
Доминус (1990)
Посредник (1990)
Семья вурдалаков (1990)
Люми (1991)
Пьющие кровь (1991)
Папа, умер Дед Мороз (1992)
Прикосновение (1992)
Гонгофер (1993)
Хаги-Трагер (1994)

Советское кино, Киноужасы

Previous post Next post
Up