Школа и память

Dec 07, 2024 21:19


Друг как-то сказал: «Одна из самых удручающих для меня вещей в этом мире - это когда чел спустя пять, десять, двадцать лет после средней школы - всё предаётся воспоминаниям о том, как его несправедливо унижали в средней школе и какие он там превеликие страдания претерпевал. Тут впору действительно посочувствовать: неужто его жизнь после(!) средней школы была всё это время настолько скучна и бесцветна, что в ней совсем не выпадало ещё более интересных унижений и страданий?»

Отчасти, конечно, сарказм - но в целом правда.


И я тоже офигеваю всякий раз, когда читаю в чьих-то мемуарах, как его там чморили да гнобили в школе, какие они там были гады, эти детишки, кто над ним издевался, как это было незаслуженно - и сквозит в воспоминаниях всё та же горечь, что чувствовал ребятёнок тогда же.

Первая мысль, конечно: «Вот же, бля, память!»

Но вторая мысль - «Эту бы память - да на что-нибудь доброе употребить, а не на подсчёт царапин на Эго, которые у нормальных людей сто лет как зарасти должны были!»

Серьёзно, вот я как-то прикидывал, что мог бы счесть за свои(!) «обиды» из происшествий в средней школе.

Ну, какие-то недопонимания-недоразумения с учителями - да, естественно, бывали. И бывало, что в тот момент они воспринимались живо, горячо, и мог злиться на этих «тупых училок», но довольно скоро наступало понимание, что они и не могут и не должны вникать во все детские дела, а просто им приходится изображать видимость «поддержания дисциплины», а потому - «разобраться, как следует, да наказать, кого попало».

И, если здраво раскинуть умом, то не в интересах учеников - привлекать какое-то повышенное внимание взрослых к своим детским делам.

Что же до отношений с другой школотой - ну, честно, для меня всегда было загадкой, из какого пальца высасываются многомудрые расклады из психологических учебников про «иерархию» школьного класса, вот со всеми этими «альфами-бетами-омегами».

В жизни - я никогда ничего подобного не наблюдал, и никто из знакомых, кого спрашивал об этом - тоже.

Начать с того, что школьный класс в обычной средней школе - это вовсе не герметичный коллектив, где бы все варились исключительно в собственном соку.

На самом деле, там, в классе, люди проводят от силы полдня, а всё остальное время - у них какая-то своя жизнь, где-то на стороне.

Но даже если и «герметичный», вроде закрытой школы-пансионата или какого-то «милитаристского» заведения (где и прямо поощряется некая иерархия) - то всё равно отдельно взятый класс не обитает в вакууме.

Есть старшие, есть младшие - и между ними по-любому существует какой-то «интерактив».

Вообще же, могу сказать по всему реально наблюдавшемуся практическому опыту, детские отношения довольно динамичны. То есть, понятно, что кто-то устойчиво дружит (пока не подерётся, а потом обратно дружит), кто-то постоянно соперничает (пока, возможно, не сблизится на почве соперничества), и все друг друга подначивают, и все друг с другом цапаются время от времени, но вот раз и навсегда распределённые «роли», с греческими буковками - это, в общем-то, бред.

Учителя, когда считают долгом проявить заботу об атмосфере в коллективе - пытаются выискивать и защищать «изгоев», «омег», но это производит довольно странное впечатление. Прежде всего потому, что учителя, и вообще взрослые - обычно вообще нихера не понимают в раскладах, но лезут с какими-то своими псевдонаучными штампами.

«Вот я заметила, что вы все травите Машу, а это нехорошо».

И дети прикидывают: «Да мы и не думали её «травить» - просто над ней по кайфу стебаться, потому что она прикольно обижается. Но если надо именно травить...»

Вообще же, чтобы все дети в коллективе начали травить-чморить кого-то одного - это, наверное, ему нужно быть действительно незаурядной личностью.

Ну, чтобы внушить вот такую всеобщую и стойкую антипатию, и при этом - исключить хоть какую-то пользу от сотрудничества с ним.

Так-то мы, гомосапы, коллективный вид, чьё существование и развитие зиждется на двух китах. Один из которых, конечно, конкуренция, но другой - кооперация.

И поэтому, что понимает и нормальный ребёнок ещё в дошкольном возрасте: чтобы успешно соперничать с людьми - нужно уметь с ними и ладить, нужно уметь оказываться им полезным.

И даже в те времена, когда ещё не объявлялось тотальной и нулевой нетерпимости к буллингу - в действительности нормальный «нёрд-задрот» имел возможность заинтересовать в сотрудничестве главного «альфа-бабуина» класса (сколь бы ни была умозрительна сия фигура сама по себе).

Ну вот вспомнить «Назад в будущее», где папаша Марти Макфлая, конечно, шестерил на этого бычару Билла Таннера, и тот бывал хамоват - но при этом очень заинтересован в том, чтобы кто-то посторонний не отбил этому чудику те мозги, которым он делал за Билла домашку.

Кем нужно быть, чтобы вообще никак никого не заинтересовать в сотрудничестве с тобою за всю школьную жизнь - трудно и больно вообразить.

И есть предположение, что вот такие-то люди потом-то и идут в психологи, и пишут учебники, где лепят всю эту херню про «иерархию школьного класса, где все подчиняются «альфа-бабуину» и по его указке чморят омегу за то, что оно, омего, самое умное».

Тут вспоминается эпизод из фильма «Кин-Дза-Дза»: «Дядя, ты здесь самый умный? А тебе это кто-то сказал?»

Ну, то есть, конечно, сказали. Мама с папой. Учителя, возможно. Что вот задачки того или иного специфического профиля хорошо решаешь - а значит, умный. И уникальный. Выдающийся.

Но если тебя при этом все чморят и никто не заинтересован в сотрудничестве с тобой - есть основания заподозрить, что твоя «умность» - какая-то однобокая.

Опять же, вспоминая свою школу - могу вспомнить и довольно много конфликтов с одноклассниками, где «в моменте» мог считать себя «несправедливо оскорблённым», но, по здравом размышлении, скорее - «имело место некоторое взаимное недопонимание».

Вообще же, не буду отрицать, для своего возраста я всегда был довольно рослым, крупнее среднего, при этом с восьми лет занимался боксом, с тринадцати карате, а не будучи всё же дебилом - умел и ладить с людьми.

Вернее, когда не удавалось поладить миром, когда конфликт разгорался - мне комфортнее было признавать, что именно этого я и хотел, и я виноват в этом конфликте. Особенно - при ретроспективном анализе.

Ну в конце концов, кто тут самый умный?

Я, разумеется, кто ж ещё.

И если я не погасил конфликт в зародыше - значит, хотел «драмы», просто, чтоб развеять скуку.

Особенно это было актуально при конфликтах с ребятишками постарше.

Да, с одноклассниками цапаться было не так интересно, но вот задирать старшаков - веселее и пикантнее.

Потому что там - можно было и огрести.

И бывало, что огребал.

Один раз, помню, когда самому мне было десять лет - выгреб от десятиклассника так, что губа как оладья.

Ну, блин, ему нравилась девочка из его класса, и мы вместе стенгазету делали, а я ему при ней сказал: «Вот пройдёт время, и когда у нас с Ленкой ребёночек будет - мы тебя на крестины позовём».

Уж не помню, с чего я это сказал - но он очень возбудился, врезал мне, и, кажется, сам удивился, когда кровь увидел.

На самом деле, ничего особо уникального по сравнению с тем, что мне и так доводилось получать на боксе, но, видя его некоторую растерянность, я не удержался от того, чтобы выговорить:

«Ты победил и можешь гордиться своей победой. Гордись - и, может, тебе наконец даст… хоть кто-нибудь!»

Я, ей-богу, не был тогда очень «испорченным» пионером - но вот на болевые точки тинейджеров нажимать умел.

При этом признаю, что моя-то школа - была всё же «мажорская», спецанглийская, а потому какой-то чрезмерный мордобой - там был маловероятен. Ну, если б дошло до уголовки - это бы точно означало вылет из школы, а в неё не так просто было попасть, и это ценилось.

Но у меня много друзей, которые учились не в таких пафосных школах, и не в Питере-Москве, а в таких местах, где фраза «Тут кто-то ещё живёт» считается синонимична понятию «демографический перегрев», а потому - там просто всем похер, как детишки режут друг друга.

Но и в таких местах - разумный шкет, даже мелкий, даже чахлый, - может поставить себя перед «быками».

Один такой парень рассказывал: «Когда возникли тёрки с одним, типа, бугром, он стал наезжать, предъявлять - я предложил поговорить с глазу на глаз, и там, в сортире, объяснил: «Чел, мне терять нечего, достанешь меня - я тебе при всех плюну в харю и обзову «пидаром». А ты пацик чоткий, по понятиям живёшь - и ты должен будешь меня грохнуть после этого. Причём так, чтобы все это видели, как ты смыл моею кровью своё оскорбление. Ну и вот подумай: оно тебе надо?»

И тот - счёл за лучшее спустить на тормозах, а потом и поладили.

Хотя, конечно, если б при всех этого «чоткого пацыка» обозвать «пидаром» - возможно, и зарезал бы прямо на месте, а местный фельдшер написал бы «неосторожно играл в ножички», а больше там медиков на сто вёрст окрест не было у их приполярного посёлка.

Но вот парень дал своему обидчику время подумать, охолонуть, и это - уже половина успеха в общении с людьми, когда ты им даёшь возможность включить мозг, изолировав их от «антуража» в виде подначивающих дружбанов. Типа, разговор серьёзный, лишних ушей не терпит - сам согласишься, когда услышишь.

Ну то есть, даже в таком экстремальном окружении, где вроде бы жизнь человеческая совсем недорого стоит - у умного парня есть шанс поставить себя так, чтобы не слишком на него давили, не слишком «притесняли».

Если же не получается заставить с собой считаться даже в столичной школе, где всячески борются с «буллингом», а ты всё равно оказываешься его жертвой - ну, тут одно из двух.

Или - тебе просто нравится и хочется быть жертвой буллинга, или - ты совсем уж беспросветный дебил (ну или - «биоробот», который умеет решать какие-то примитивные задачки, вроде шахматных, но не хочет даже учиться играть людьми - что гораздо интереснее шахмат).

P-s.: Вспомнил, в чём там замес был, в той истории с разгневанным десятиклассником. Она довольно забавная и, в общем-то, показательная.

Я тогда был в четвёртом классе, и нам впервые выпала великая честь сварганить общешкольную стенгазету, что висела на первом этаже у столовой. Классы - делали их раз в неделю, по очереди. И в своём - меня выбрали, типа, редактором.

Но поскольку это был первый наш опыт, оказана была «шефская помощь» в лице барышни из десятого класса.

И вот мы с ней вдвоём посидели, поприкидывали на листе ватмана, чего б туда напихать (это было вместо каких-то не самых важных уроков посреди дня), а под занавес заявляется её одноклассничек, неровно по ней дышавший, типа, тоже «шеф», и с порога начинает ей выговаривать, мол, чего меня не позвала.

И в его тоне мне послышалась такая горькая обида и такая детская ревность, что я решил его утешить. Сказал: «Извини, что без тебя уединились, но мы тебя обязательно на крестины позовём, месяцев через девять».

Согласен, конечно, шутка была фривольная, а с учётом его амурного диагноза - и жестокая. Но, блин, дети бывают жестоки… когда их забавляет довольно лестная мысль о чужой ревности.

И этот парень, он, вообще-то, не был агрессором. Он, скорее, ботаном был. И уж точно - не претендент на роль “короля выпускного» в своём классе (если б в советских школах и было что-то подобное).

Вероятно, поэтому и взбесился, поэтому и сорвался. Я стоял от него немного сбоку, в три четверти, и он как-то рефлекторно заехал мне локтем по губе. Этого, честно, я не ожидал - и даже попытки не сделал поднырнуть или уклониться.

Это стало полезным уроком. Что если подкалываешь тех, кто всё же сильнее тебя (а в шестнадцать лет любой задрот сильнее любого десятилетнего атлета… уж руки - точно длиннее) - нужно заранее продумывать манёвры уклонения и пути отхода.

И ещё было полезным уроком - что в тихих омутах самые неистовые черти порой и водятся.

психология, школа

Previous post Next post
Up