В последнее время изрядно усилились призывы к замирению Украины и России. Они звучат и от западных политиков (в основном, таких, которые поколениями росли на торговле «благонамеренностью» и основной своей профессией имеют «коспонсорство мирных процессов»), и от российских оппозиционеров, истомившихся в эмиграции, и от собственно украинских деятелей.
Некоторые мои юные и горячие друзья негодуют. Говорят: «Они что, идиоты? Они не понимают, что нельзя умиротворять агрессора, нельзя давать ему передышку? Им не ясно, что нужно дожимать Путина, не оставлять ему шанса «сохранить лицо», не позволять восстановить торговлю и накопить новые силы? А уж мотивация их «миротворчества», мол, Украина этим летом не сумела помыть сапоги в Азовском море и потому всё пропало, шеф - это вовсе смешно. Ведь давно ясно, что война эта долгая - и фортуна в ней переменчива. Или эти «миротворцы» - враги Цивилизации и Человечества?»
Что ж, я бы не был так категоричен.
Да, некоторые люди склонны взывать к миру, всегда и при любых обстоятельствах - просто потому, что действительно миролюбивы и видят высшую ценность в установлении мира. Вернее же - они высшую ценность видят в «борьбе за мир», и плевать им на фактические результаты.
Но некоторые люди - немножко посложнее. Особенно - в этой игре, изначально непростой.
Что ж, будем смотреть правде в глаза - у Украины действительно имеются некоторые проблемы с западной военной и экономической помощью, и эти проблемы рискуют усугубиться не столько даже из-за «усталости» в европейских кофешопах от чужой войны, сколько - из-за традиционных предвыборных разборок в США.
И это правда, что некоторые Республиканцы, трамписты или нет, действительно ратуют за ограничение помощи Украине. Хотя вернее было бы сказать, что они ратуют за её большую «подконтрольность».
И их можно понять.
Хорошо известно, что из двух доминирующий американских сил Демократы - это пламенные идеалисты и альтруисты, твёрдо намеренные нести свет добра и справедливости по всему миру.
А республиканцы - это жлобы, пекущиеся о своих местечковых и своекорыстных интересах.
Поэтому сложилась такая практика, что Демократы, овладев той или иной бюджетной кормушкой, начинают воровать «как не в себя», до неприличия, до скандального много. Обычное дело с пламенными идеалистами и альтруистами.
Республиканцы же, которые исторически больше связаны не с «идейным», а с «реальным» сектором, особенно же с военной промышленностью - в принципе не против были бы, на самом деле, чтобы помощь Украине подстегнула их бизнесы.
Но где они не могут быть «не против» - так это случай, когда помощь дружественному государству на самом деле служит, почти исключительно, пополнению предвыборной кассы Демократов.
Естественно, партии борются за контроль над ресурсами и потоками, которые можно считать незначительными на фоне американского ВВП, но для партийных финансов и частных кошельков отдельных функционеров - это всё же весьма интересные куски.
Ну и вообще многие Республиканцы (а теперь и некоторые Демократы) всерьёз (и небезосновательно) опасаются, что ныне властвующая верхушка установит весьма такой авторитарный, даже «фашистский» режим, прибрав к рукам слишком много.
Другие же, напротив, видят угрозу фашизма в Трампе и его поклонниках.
Поэтому и идёт грызня, в которой любой внешнеполитический вопрос рассматривается исключительно через призму внутриамериканских политических раскладов и разногласий.
Это обычная для Штатов история. По хорошему счёту, весь остальной мир они считают лишь «фоном» для своей внутренней грызни, и она разгорается по любому поводу, и они начинают вредничать друг перед другом «из принципа», вот просто «чтоб было», чтоб усиливать свои позиции для торга - ну, только если речь не идёт о нападении собственно на Штаты, когда они всё-таки забывают разногласия (ненадолго).
И это всё, конечно, очень мило, но Украине - как воздух нужна западная (прежде всего американская помощь), и было бы очень дискомфортно ждать, покуда там определятся партийная конфигурация и курс на ближайшие годы.
Поэтому - Украина вынуждена, требуя помощи, прибегать к языку угроз.
Кто-то, конечно, скажет, что это абсурдно, что Украина вовсе не в том положении, чтобы прибегать к «языку угроз», а кто-то - и вовсе покрутит пальцем у виска.
Но правда жизни в том, что все мы используем язык угроз - даже в общении с самыми близкими людьми.
Главное в этом деле - находить точки уязвимости, и слабость может оборачиваться силой.
Десятилетний ребёнок угрожает родителям: «Вот обижусь на вас и сбегу из дому. Буду бродяжничать, буду ночевать в канавах, буду промышлять разбоем на дорогах. А когда «напромышляю» - сниму квартиру, куплю приставку, и хрен кто помешает мне играть на ней, сколько хочется!»
Насколько это состоятельная угроза?
Ну, на самом деле, когда десятилетний ребёнок реально сбегает из дома - это доставляет некоторые хлопоты родителям. То есть, его, конечно, могут послать, или даже отвесить подзатыльник, но хоть немножко - задуматься придётся.
С другой стороны, любящий родитель убеждает сынишку прибраться в своей комнате: «Послушай, если ты не приучишься поддерживать порядок - это может иметь дурные последствия. Самые дурные. Пройдут годы, не так уж много, ты повзрослеешь и узнаешь, для чего нужны девчонки. И приведёшь одну из них к себе домой. И возможно, она не испугается твоего бардака и не убежит. Возможно, она будет слишком пьяная, ей всё будет пофиг. Но ты - не сможешь найти презервативы в своём хламнике. И она залетит, и родит четверню, и твоя жизнь уже никогда не будет прежней, когда на руках у тебя окажется детская коляска, не влезающая в лифт, с содержимым, зачатым в пьяном угаре».
Будет ли это слишком страшная угроза для десятилетнего пацана с нормальной психикой?
Наверное, не очень. Наверное, он больше похихикает, чем испугается, но всё же - получит повод задуматься.
Но какие угрозы, однако ж, может выдвигать Украина Западу, подстёгивая его помощь?
Ну, пригрозить прекращением поставок зерна в бедные страны Африки - это несерьёзно.
Да, все в этом мире, конечно, радеют за бедные страны Африки, но в действительности для Штатов, как тоже одного из крупнейших производителей жрачки, было бы вовсе нефатально, если б освободились какие-то рынки.
Всё прочее, что производит Украина - ну, тоже некритично ни для кого из западных стран.
Но вот что может быть критично - так это та перспектива, что Украина, устав от войны даже чуть больше Голландии или Швеции, махнёт рукой и сдастся. И сольётся с Россией в очередном экстазе.
Слишком невероятно?
Ну, в такой формулировке - конечно. Этого-то - ожидать не приходится, что Зеленский завтра выйдет на трибуну и заявит: «А знаете, мы передумали. Пожалуй, мы действительно один народ, и Путин - наш президент».
Это - был бы скверный анекдот, предполагать такое.
Но вот просто показать, что в Украине есть своя «партия мира», готовая к переговорам и компромиссам с Кремлём - это нормальный ход.
Ибо последствия таких компромиссов просчитываются довольно легко.
С большой вероятностью любые переговоры с Кремлём, хотя бы намекающие на уступки территорий - будут означать жесточайший внутренний кризис вплоть до гражданской войны.
Ну, тут же пойдут взаимные обвинения в зраде - и, уж поверьте, сыщется немало парней с оружием и боевым опытом, которым интереснее покажется заявиться на Банковую с криками о том, как им «воткнули нож в спину», чем лезть на Линию Суровикина.
А когда разгорится гражданская война, ломая остатки экономики, транспортной связности, правопорядка, и всё прочее - через пару лет такого безобразия действительно очень многие украинцы (всё ещё не бежавшие к тому времени в Европу) готовы будут встречать цветами любую силу, которая способна будет пресечь беспредел и навести хоть какой-то «орднунг».
Примерно - как это было в девятнадцатом.
И понятное дело, самой «готовой», самой охочей такой силой - окажется путинская армия.
То есть, сейчас-то кажется невероятным, чтобы украинцы её приветствовали, после всего «хорошего», но острый гражданский конфликт может всё изменить.
А дальше - Путин получает в свои лапы очень значительные и весьма развитые (как бы ни прибедняться) территории, а плюс к тому - сотни тысяч людей, которые очень неплохо умеют воевать, а главное - за эти годы, возможно, утратили желание заниматься чем-то ещё.
И какие-то из этих людей, конечно, никогда не пойдут на службу «рашизму», предпочтут уйти в Польшу или вовсе застрелиться, но какие-то украинские вояки, и весьма профессиональные, могут отнестись к делу прагматически.
Они профи - и они будут готовы продавать свой профессионализм тем, кто заплатит. И не будут испытывать никаких комплексов на тему «предательства европейской цивилизации» - когда уже укоренится уверенность, что это она их предала, со своей трусостью, со своей жадностью, со своей недальновидностью.
И вот такой результат, Украина вновь в объятиях Кремля - это будет настоящий кошмар для Запада.
Поэтому, возможно, не такая уж плохая идея - показать Западу, что такой вариант всё-таки не исключён. Если давать Украине поводы разочароваться в Западе.
И, возможно, люди, которые сейчас кричат «надо договариваться с Путиным, а то поезд уйдёт» - всё же не кретины, искренне верующие, будто бы с Путиным имеет смысл договариваться хоть о чём-то; и не циничные шарлатаны, пекущиеся исключительно о собственной «раскрутке» (хотя в целом это всегда приоритет для публичного политика).
Возможно, эти люди - более «сознательные», чем кажутся, и прекрасно помнят «уроки Мюнхена», но сейчас - делают полезное дело, побуждая западных лидеров задуматься о тех угрозах, которые возникнут, если бросить Украину «на произвол».
Возможно, их мессадж - даже более полезный, нежели была бы декларация стойкости оловянных солдатиков, готовых стоять до последнего, даже всеми преданные и брошенные.
Ну, вне зависимости от того, насколько решительно и несгибаемо настроен ты сам - не всегда хорошая идея показывать окружающим, что они могут этим злоупотреблять и расслабляться.
Иногда полезнее бывает намекнуть, будто бы ты «готов рассматривать варианты».
Как и ребёнка иногда полезнее не убеждать в том, какой он для тебя бесценный и неповторимый (что правда), а, напротив, когда он совсем уж в край достал своей вредностью, задумчиво обмолвиться: «Вроде бы, аисты ещё не улетели в тёплые края. Наверное, не поздно будет оформить возврат и замену».