Виконт Алексей Артёмович поведал анекдот.
Решил, говорит, хряпнуть малешко культурки отечественного разлива. Скачал с Ютуба «Обрыв» Гончарова, чтоб в дороге слушать, для разнообразия (так-то он всё больше на инглише да эспаньоле слушает, когда не музыку).
Ну и, говорит, довольно интересненько. Вроде, если сюжет пересказывать кому - замашет руками: «Отвянь от меня с этой мыльной оперой!» Но язык - занятный. Когда не философические диалоги - которые приходится перетерпеть, с меня уж и Базарова да Кирсановых достало - то довольно ёмкий, рельефный такой слог. И забавно подмечать, как тогда говорили - что сейчас любой редактор, конечно, перечеркнёт, а зря: довольно удачно порою. И чтец - качественный, артистичный такой.
Однако ж, говорит, что поразило больше всего - так это неожиданное изящество в гармонии названия и содержания.
Вот не состоялся этот Борис ни как мазила, ни как писака, ни как лабух даже, со службой не заладилось, свет наскучил, и в любви не фартануло: одна пассия от чахотки изошла, другая вовсе не желает видеть в нём ничего амурного. И вот он отправляется в своё именьице, где детство провёл, да отписывает всё имущество юным кузинам при деловитой бабушке.
И - всё.
И, говорит Лёшка, гадай, как знаешь, чем этакий открытый, подвешенный финал разрешится. То ли вознамерился он с того обрыва в Волгу сигануть - то ли в странствия по каким-нибудь святым местам податься. Ну или, там, на выручку к Гарибальди отправится - если ещё не припозднился.
Очень, говорит Лёшка, понравился мне такой ход. Очень нестандартным показался, для тех лет да для махровой классики. И ведь верно - Обрыв как есть!
Но, - кривится несколько разочарованно, - оказалось, я только дай бог треть прослушал, а там на Ютубе ещё два файла по стольку же. Облом выходит с «изящной гармонией» и «композиционной смелостью», а никакой не Обрыв.
Что ж, говорит, придётся дослушать уж. Всё ж - не такая нудь, как Каренина, где, помню, в школе только и погонял: «Не стой, паровоз, давай уже, шевели поршнями!»
На самом деле, Лёшка очень добрый парень. Но Толстой - умеет выбешивать своей тяжеловесной назидательностью. Поэтому, строго говоря, в Кошке (Корпоративной Школе) детишек не особо напрягают классикой, всё больше - по желанию, но Лёшка-то из принципа зачитал и ВиМ (вплоть до четвёртого тома, который уж, как хорошо известно, не читает никто), и Каренину, и ПиН, и даже «Идиота».
Гончаров, конечно, несколько пободрее будет.
А его Обломов, как теперь склонен думать - возможно, лучший персонаж русской классики. Ну, по крайней мере, он хоть никого не замочил по дури - лень спасительна в России.