Дети и дубьё: о правильной культивации порослей

Oct 11, 2021 23:04


Заседали сегодня попечительским советом Кошки, Корпоративной Школы для наших исчадий, обсуждали, в числе прочего, проблему буллинга.

То есть, я-то лично, как и большинство коллег, не скрываю, что считаю пресловутый школьный буллинг не проблемой, а неизбежным и даже полезным инструментом социализации киндеров.

Если, конечно, под этим подразумевать то, что подразумевают нынче в «прогрессивных» кругах, а именно - детские подколки и наезды, лишь едва-едва переходящие в какое-то рукоприкладство.

Как по мне, это нормально - даже когда чуть-чуть переходит в рукоприкладство. Главное - чтоб без фанатизма. Так-то понятно, что когда «семеро одного козлят» где-то в школьном подвале - это не совсем нормально, это вовсе несимпатично.

Но когда просто детишки пикируются, выясняют отношения - это нормально. Это и необходимо. Чтобы отношения возникли - их нужно выяснить. Ну а чтоб дело не зашло слишком далеко - нужно учить детей применять насилие грамотно, а не пытаться воздерживаться от него вовсе.

Впрочем, высший пилотаж, конечно, это на базар базаром отвечать.

В такой школьной «майевтике» вряд ли рождается Истина - но рождаются самообладание, остроумие, находчивость. А вместе с тем - и пропадает страх перед напряжёнными беседами с трудными контрагентам. Страх, который мешает не только дипломатам и коммивояжёрам - но может омрачать жизнь кому угодно на каком угодно поприще.


От этого страха желательно избавляться пораньше и малой кровью (расквашенным носом). Но заодно - и обретать умение видеть берега при наездах на других людей (и учиться понимать последствия иного, когда перегибаешь палку - но тоже не фатально).

Это всё очень полезные навыки межчеловеческого общения, необходимая практика притирки людей друг к другу - и желательно обзаводиться такими навыками в детстве, когда и психика эластична, и удар ещё не слишком убойный.

Поэтому весьма дикими представляются нам все эти «прогрессивные» моды на нулевую терпимость к буллингу и гарантированную «зону комфорта» для всех и каждого.

Эту затею уже можно считать проваленной - достаточно посмотреть на то, какую жалкую пародию на человеков представляют собой «снежинки» новейших серий выпуска.

Хотя, конечно, когда эти ребята ещё довольно молоды - у них ещё есть шанс получить по ушам то, чего недополучили в школе: и пиздюлей, и оскорблений (включая расовые, религиозные, гендерные и сексуальные).

Но в размышлениях об этом - набрёл на удачную, как мне кажется, аналогию-аллегорию.

Эксперимент «Биосфера-2», проводившийся в начале девяностых с прицелом на дальние космические полёты.

Отгрохали изрядный и абсолютно герметичный комплекс, где воспроизвели биоценоз такой, какой можно было бы забацать на… звёздном крейсере класса «Карелиан» или что-то вроде.

Запустили людёв, стали наблюдать.

И там, конечно, возникали многие проблемы, но одна из них - через несколько месяцев поломались все деревья. Даже малые деревца, только-только из саженца.

В отсутствие порывов ветра - их древесина не укреплялась, стволики и веточки росли чахлые и рыхлые, и деревца обрушились под собственной тяжестью.

Как говорится,

Rough winds do shake the darling buds of May

And summer’s lease hath all too short a date -

Но говорится так же и то, что Was mich nicht umbringt, macht mich starker.

В том числе - и ветра продувные, и холода зимние, и одноклассники вредные. Всё делает сильней.

Когда я это высказал, мне заметили, полу в шутку, что для некоторых уже одно только цитирование Ницше может оказаться оскорблением чувств.

На это возразили, что для некоторых и одно только цитирование Шекспира может оказаться оскорблением чувств - но их чувства имеют какую-то ценность, чтобы ими морочиться?

Когда так легко оскорбляются - не имеют.

педагогика, школа, философия

Previous post Next post
Up