Первая школа современного искусства на Дальнем Востоке

Feb 29, 2016 12:13

Надеюсь, в этом году я смогу побывать во Владивостоке с лекциями. А пока отвечаю на вопросы по поводу образования в сфере современного искусства.

Целиком материал можно прочитать ЗДЕСЬ.

Кратко о школе:

Осенью 2015 года в арт-среде Владивостока произошло важнейшее по масштабу и влиянию событие - открылась первая школа современного искусства. Под чутким руководством директора Яны Гапоненко приступили к обучению будущие профессионалы в области арт-индустрии.
Владивостокская школа современного искусства или коротко В.Ш.С.И. - это образовательная и коммуникативная платформа для художников, кураторов и арт-критиков, желающих реализовать себя в сфере современного искусства.

Мои ответы:



Если говорить о студентах, которые хотят заниматься современным искусством, то, на мой взгляд, сначала нужно получить какое-то академическое образование: искусствоведческое, филологическое, философское, социологическое и т.п. Это образование с фундаментальным изучением дисциплин, скорее, теоретическое, чем практическое. Тогда учеба в одной из школ современного искусства может стать переходом к практике. В то же время, все очень индивидуально. Известно, что среди современных российских художников есть и врачи, и математики, и моряки. Если человек решил сменить деятельность и знает, зачем ему это нужно, ничто его не остановит. Художественное образование, ремесло - это тоже отлично, если правильно пустить его в дело.

Есть базовые вещи, которые желательно прослушать всем: история искусства 20 и 21 веков, история выставок, история кураторства, философия, гендерная теория и др. Что касается направлений, то тут речь скорее идет о практике. Например, кураторы на занятии рассказывают о своих идеях выставок и обсуждают их, критики разбирают тексты, а художники показывают работы. Но и в этом случае и тем, и другим полезно было бы слышать друг друга. Например, в «Свободных мастерских» есть отдельные курсы для кураторов и художников, но презентации художников смотрят все, иначе никто так и не узнает, кто чем занимается. В институте «База» четкого разделения нет: и искусствоведы, и художники слушают одинаковые курсы, все участвуют в просмотрах. Это приводит к тому, что через какое-то время критики делают работы как художники, художники пробуют себя в роли кураторов. В этом нет ничего плохого, люди самоопределяются, ищут.

Художник, который занимается современным искусством - точно многостаночник. Особенно начинающий. Он и тексты пишет (иначе, кто за него писать будет?), и выставки делает, и пиаром занимается, и издает печатную продукцию, если нужно, и проводит исследования, и ищет пластические решения - все всегда зависит от конкретного проекта. Если художник решит, что ему надо петь в проекте живьем, он научится и будет петь. Что касается арт-критиков и кураторов, тут можно ограничиться собственной деятельностью. То есть пробовать никто не запрещает, конечно, но острой необходимости куратору стать художником на какое-то ограниченное время нет. Собственно, куратор в настоящее время - тоже художник (в широком смысле слова). Его функции не ограничиваются развеской.

ВШСИ, публикации, education

Previous post Next post
Up