(no subject)

Apr 03, 2011 15:35

Не так давно мне пришлось быть на военном кладбище. Сотни аккуратных, тесно прижатых друг к другу могил ряд за рядом занимали огромную площадь. Над каждой могилой крест, нет, не крест, а крестообразный меч. Острие меча ушло в землю, перекладина образует перекладину как бы крестную. Рукоятка - верхняя часть креста. Крест стал мечом или меч крестом. Такое же слияние креста и меча мы знаем в Средневековье. Тогда перекладина намеренно делалась очень широкой, чтобы меч напоминал крест, а в рукоятку вставлялся ковчежец с мощами. Кроме того, припомнилось мне и частное публицистическое сближение этих коротких, огромных слов. Много этими сближениями играли, ими покрывали пафос войны, оправдывали насилие. Как бы то ни было, сближение это нередко; нередко стремление слить меч и крест.

И в какомто единственном, совсем ином смысле мы имеем это сближение и в Евангелии. «И Тебе Самой оружие пройдет душу» [Лк 2:35]. Обоюдоострый меч Богоматери. Первое различие с общеупотребительными сближениями, и самое существенное. Когда наши публицисты говорят «крест и меч», они под крестом предполагают пассивное претерпевание страданий, а меч является для них символом активности. В Евангелии не так. Крест вольно - значит, активно - подъемлется Сыном Человеческим. Меч же наносит удар, рассекает душу, которая пассивно принимает его. По Евангелию, меч - это символ страдания, пассивно претерпеваемого, не вольно избранного, а неизбежного, - оружие, проходящее душу. Крест Сына Человеческого, вольно принятый, становится обоюдоострым мечом, пронзающим душу Матери, не потому, что Она вольно его избирает, а потому, что Она не может не страдать страданиями Сына.
Previous post Next post
Up