Глубокий психологизм

Oct 04, 2010 15:08

Неистово захотелось перечитать Евгения Онегина. Второй день подряд натыкаюсь на какие-то цитаты из романа, ссылки. Дома у меня висит на стене портретик Пушкина, но малое собрание его сочинений куда-то при переездах затерялось. Схожу сейчас в букинистический, приобрету.

Вообще, чем ценна литература. Самое сложное в художественном произведении -- придумать чью-то голову так, чтобы было похоже на правду. Пресловутый "глубокий психологизм". Я долгое время недолюбливала Льва Толстого за многословность, но лучше мастера, чем он, в деле придумывания голов не сыскать. Разговариваешь с человеком, а и десятой доли его мыслей уловить не можешь. И так даже с самыми близкими людьми. "О чем ты думаешь?", -- спрашиваем, а кто ж скажет, что в трогательную минуту признания в любви подумалось о том, что рубашку надел мятую, некрасиво. Признаюсь в интимной вещи. Я время от времени, находясь исключительно наедине с собой, вдруг произношу вслух: "Марина-Арсенова!". Кто б сказал -- не поверила бы. Иногда это обозначает прилив торжественных эмоций по поводу собственных успехов. Или наоборот -- призыв к тому, чтобы собраться, отринуть лишние мысли и заняться делом. Но чаще всего я произношу "Марина-Арсенова" без особых смыслов -- как мантру. Но если бы я, как начинающий литератор, описывала бы девушку вроде себя самой, вряд ли бы догадалась сообщить читателям об этой детали, а она важна, она многое объяснила бы в характере героини. А Лев Толстой всегда догадывался. Помню, у него присяжный судья решение выдавал, посчитав, четное или нечетное количество шагов получилось от двери до стола. В это верится с первого раза, потому что такая деталь очень уместна в характере присяжного. Гениальный "глубокий психологизм".

Возвращаясь к Пушкину. Взрослый мужчина с потрясающей достоверностью раскрыл интимный ход мыслей 17-летней девушки. В стихах. Мне думается, не зря этот роман хочется перечитывать и перечитывать.

коллективное сознательное

Previous post Next post
Up