Ответы на волнующий вопрос

Oct 05, 2010 22:25

Из проекта журнала Большой Город:

Нужно ли все прощать родителям, близким и родственникам? Даже таким родителям, которые тебя бьют и выгоняют из дома? Как к ним относиться?

Раввин Александр Фейгин:
«Я думаю, что для человека полезно все прощать всем, а не только близким и родственникам. Это не всегда возможно, и это не всегда предписано. Но есть две заповеди из 613-ти, одна из которых говорит: «Не злопамятствуй», а другая говорит - «Не мсти». От человека, который является для тебя источником опасности, даже если это родитель, надо отдалиться. И государство обязано защищать человека в том возрасте, когда он еще не может сам подобрать себе круг. Если родители бьют детей, если это жестокое обращение - дети должны быть отняты у родителей».

Лама Тэло Тулку Ринпоче:
«Умение прощать - это самый большой дар, который нам дается. И когда я кого-то прощаю, это не награда ему, а награда мне самому. В этой ситуации нет победителей и побежденных. И если я говорю, что я прощаю, это не значит, что я проиграл».

Протоиерей Александр Борисов:
«Некая французская женщина, участница сопротивления, была арестована, попала в гестапо. И там немецкий тюремный врач ставил на ней опыты, отрабатывая системы пыток, которые человек не может выдержать и обязательно расколется. И она, будучи прекрасной пианисткой, потеряла после этого возможность не только играть, а вообще полноценно передвигаться, стала инвалидом на всю жизнь. К счастью, она осталась жива и после войны продолжала жить в Париже. Этот человек как-то избежал суда и через 40 лет, смертельно заболев раком, ее разыскал и написал письмо: «Я помню, когда вы были в концлагере, вокруг вас было много людей, которых вы утешали. Вы их утешали, несмотря на то что у самой не было никаких шансов выжить, никакой надежды. Поговорите со мной». И она его простила - палача, который ее мучил. Конечно, сказав ему, что он преступник, достойный Нюрнбергского процесса, но действительно простила. Он умер через полгода, но умер прощенным. Прощение - одна из главных христианских ценностей. Мы читаем молитву «Отче наш», говорим: «Оставь нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим» - это единственное место в этой молитве, которое Господь разъясняет, комментирует - если вы будете прощать, то и Отец ваш Небесный простит вам прегрешения. Есть даже такое мнение, что если человек не прощает кого-то, горит жаждой мести, то он даже не должен читать эту молитву, потому что он тогда будет фактически просить Бога не прощать его - ведь он сам же не про­щает. А если родители бьют, выгоняют из дома, то их надо лишать родительских прав».

Отец Стефан Катинель:
«Очень легко любить, если тебя любят, а если ненавидят, тяжело. Мы должны любить родителей, не важно, какие они. Они дали нам жизнь».

Геше Нгаванг Тукдже:
«День, два, три можно прощать многое, но если все это продолжается, я не знаю, нужно ли это, как можно повседневную жизнь с этим совмещать. Может быть, попытаться найти какое-то решение, способ изменить их поведение. Если не получится, лучше дистанцироваться или выйти из этой ситуации».

Я оставила из текста все ответы на этот вопрос, несмотря на то, что слова Стефана Катинеля и Ламы Тэло Тулку Ринпоче считаю слишком общими. Вывод такой: в душе простить, но на деле дистанцироваться, а вообще, если твоих родителей не лишили родительских прав, то не такие уж они и плохие.

Что я вам скажу по собственному опыту. Если тебе не пять лет, а шестнадцать, то твоих родителей лишат прав разве что в случае, если милая мама ткнет тебя со злости кухонным ножиком в бок, а ты заявишь. А так -- бьют, выгоняют из дому... Попробуй докажи еще. Я думаю, бывают случаи, когда свою мать можно лишить родительских прав самостоятельно, без помощи государства.

И еще скажу, что прощать очень легко, когда подразумеваешь под прощением -- отсутствие перманентной злости к обидевшему тебя человеку. Особенно, если дистанцироваться.

от 1-го лица

Previous post Next post
Up