Картинки самого городского села Российской империи 1.

Feb 28, 2021 16:28

Николаевский проспект (1907 г.)



В результате более чем 30-летнего изучения прошлого Армавира я пришел к убеждению о его исключительно своеобразной и даже уникальной исторической судьбе, причем не только в контексте развития Кубани и Северного Кавказа в соответствующий период, но и в масштабах всей России. Мне могут возразить, что подобные суждения можно встретить в каждом втором краеведческом издании, благо не зря говорят, что «всяк кулик свое болото хвалит». Но, во-первых, я не краевед, а историк, а, во-вторых, мои выводы стали результатом многолетней работы в десятках архивов, библиотек и музеев страны, что позволило подкрепить доказательную базу обширным фактологическим материалом, в том числе и сравнительного характера.
Впрочем, не на пустом месте возникла и другая русская пословица: «Что город, то норов, что деревня, то обычай». За улицами и фасадами домов, в хитросплетениях местной истории, внимательный наблюдатель увидит «лица необщее выражение» практически любого города, ощутит присущий ему дух, и, возможно, познакомится с его незримыми genius loci.

Расположенный в Краснодарском крае у слияния реки Кубани и ее левобережного притока Урупа Армавир, несмотря на сравнительно молодой возраст (в 2021 г. городу исполнится 182 года), представляет собой интереснейший исторический феномен. Достаточно сказать, что это единственный в России населенный пункт, который еще в дореволюционный период прошел стадии-трансформации: аул (основан в 1839 г.) - село (с 1876 г.) - город (с 1914 г.). Армавир являлся главным в стране центром своеобразного субэтнического сообщества черкесо-гаев (черкесских армян). В начале ХХ века селение становится крупнейшим в России пунктом по производству и вывозу подсолнечного масла. Можно было бы привести здесь еще множество любопытных фактов, отражающих неординарную роль и место Армавира в истории и культуре страны, но мне не хотелось бы уводить внимание читателей сообщества от архитектурной проблематики.
Одним из самых удивительных исторических фактов является то, что в начале 1910-х гг. Армавир превратился в крупнейшее и самое городское по своему внешнему облику, масштабам, выполняемым функциям и общему характеру жизни село в Российской империи.
Накануне преобразования в 1914 г. в город в селении Армавире проживало не менее 60 тысяч человек. Здесь имелось около тысячи магазинов, товарная биржа, 15 кредитно-финансовых организаций. Разнообразную продукцию выпускали 70 фабрик и заводов (маслобойных, мукомольных, поташных, пивоваренных, кирпичных, ватных, гвоздильных, стеклянных, чугунолитейных и машиностроительных) и десятки мастерских. Благодаря постоянно возраставшему притоку пришлого люда, открываются около сотни гостиниц, заезжих и постоялых дворов.  Работали две железнодорожные станции Владикавказской и Армавир-Туапсинской железных дорог.
Благодаря удачному расположению на пересечении дорог, в центре густонаселенных и плодородных кубанских земель, в начале ХХ века Армавир превратился в важнейший торговый пункт Северного Кавказа, а по объемам промышленного производства уступал здесь только Екатеринодару.
Село получает известность и в качестве культурного центра, где располагались крупнейшие на Кубани мужская и женская гимназии, десятки школ, библиотеки, музей, зимний драматический театр, концертные залы, кинематографы и цирк, в формате больших столичных изданий выходила ежедневная газета.
Современники сравнивали село Армавир с богатым губернским или областным центром, называя его «Кубанской Америкой», «Кавказской Москвой» и «Кубанским Манчестером». Центральные улицы застраивались капитальными зданиями магазинов, складов, гостиниц, банков и доходных домов. Здесь устраиваются булыжные мостовые, кирпичные и асфальтовые тротуары, проводятся линии водопровода, электричества и телефона.
Ярким и убедительным свидетельством масштабного роста села Армавира являются старинные видовые открытки и фотографии. Они дают нам ценную информацию о специфике градостроительного ландшафта и стилистике местной архитектуры. Подобные иллюстративные материалы представляют особый интерес еще и потому, что представленные на них объекты чаще всего не сохранились до наших дней. Они погибли в огне Великой Отечественной войны или под катком массовой типовой и, как правило, безликой застройки последующих десятилетий.
Начиная с этого поста под рубрикой «Картинки самого городского села Российской империи» я буду знакомить читателей со старинными открытками и фотографиями отразившими специфику архитектурного облика Армавира начала ХХ столетия.
На помещенной выше видовой открытке со снимком примерно 1907 г. представлен один из уголков восточной стороны главной улицы села Армавира Николаевского проспекта (ныне ул. Кирова) по направлению от ул. Почтовой (Ленина) к ул. Садовой (Комсомольской).
Проспект являлся, несомненно, самой респектабельной и сравнительно благоустроенной улицей села, сближая его с обликом богатого губернского города. В 1900 г. один из корреспондентов «Кубанских областных ведомостей» писал, что тут «возвышаются двух и трехъэтажные здания с стрельчатыми, куполообразными и иными башнями на крышах, с кариатидами на окнах, зеркальными стеклами в магазинах, асфальтовыми тротуарами, блеском электрического освещения…, мчатся тысячные рысаки, запряженные в экипажи на резиновых шинах». Лицо Николаевского проспекта в это время определяла эклектичная архитектура богатых купеческих домов с реминисценциями из классицизма, барокко и ренессанса.
На первом плане раскрашенной открытки представлен особняк коренного армавирца черкесо-гая Ивана Аслановича Тарасова, который вместе с сыном Петром вел здесь оптово-розничную мануфактурную торговлю. Главная контора фирмы располагалась в Ростове-на-Дону, где с 1885 г. проживал и сам купец. Примерно в 1890-х гг. Иван Тарасов выстроил дом на главной улице родного села, где и открылся один из богатейших местных магазинов. По данным за 1895 г. его денежный оборот достиг 1,5 млн. руб. Масштабы этой торговли становятся особенно наглядны в сопоставлении с показателями других центров региона. Например, в том же 1895 г. обороты мануфактурных фирм всего губернского города Ставрополя составляли 1,57 млн. руб.


Купец-мануфактурист Иван Асланович (Афанасьевич) Тарасов.



Наследник купца Петр Иванович Тарасов.

Трудно было найти в селе Армавире столь же роскошное сооружение, как дом Ивана Тарасова! Украшавшие фасад колонны коринфского ордера покоились на руках каменных атлантов. Над полукруглыми балконами можно было видеть фигуры кариатид, поддерживающих фронтоны дверных проемов. Над полукружиями окон 2-го этажа размещались скульптуры Гермеса, Фортуны и других античных божеств. Гирлянды, вазы, пилястры и сложный антаблемент придавали фасаду тарасовского особняка несколько помпезный вид. Над карнизом высились увенчанные шпилями шлемовидные купола с круглыми окошками-люкарнами под акротериями. Между куполами располагалось пять соединенных балюстрадой аттиков с проемами верхнего яруса окон парадного зала второго этажа.


Дом Ивана Тарасова на фото конца 1930-х гг.

Одной из тайн тарасовского палаццо являлся устроенный под подвалом подземный ход, о котором известно только то, что по данным инвентаризации 1923 г. он был залит водой, и обследовать его не было никакой возможности.
Во время Великой Отечественной войны этот замечательный памятник эклектики попал под бомбы фашистской авиации и сгорел. Пустая и почерневшая, но не лишенная скульптурного убранства коробка дома еще более 15 лет украшала главную улицу Армавира, после чего на ее месте было построено типовое многоквартирное жилое здание (ул. Кирова, 49).



Сгоревший дом Ивана Тарасова в 1940-х гг.

Слева к дому Тарасова примыкает большой дом еще одного коренного миллионера Егора Никитича Баронова (ныне ул. Кирова, 47), возведенный в 1890-х гг. в духе неоренессанса. Хозяин этой обширной усадьбы, выходившей через весь квартал на параллельную проспекту улицу (ныне ул. Дзержинского), вел оптово-розничную торговлю бакалейно-гастрономическими, кондитерскими и железно-скобяными товарами, лесом и строительными материалами. В задней части сплошь застроенного двора действовала паровая фабрика масляных красок и «фабрика луженой посуды и передач». Богатая на события биография бароновского дома достойна отдельного рассказа, но здесь я не буду на нем останавливаться, так как ранее уже публиковал в журнале соответствующий пост ( https://architectstyle.livejournal.com/349661.html).
Далее, уже на углу с ул. Садовой, виден двухэтажный дом (1888 года постройки) Сергея Никитича Баронова, который, как и его брат, занимался обширной торговлей разнообразными строительными материалами, инструментами, красками, углем, нефтью и т.п. товарами. К 1907 г. купец уже умер, и бизнес перешел к его сыновьям Якову и Гавриилу.



Восточная сторона Николаевского проспекта по направлению от ул. Садовой к ул. Почтовой (1911 г.). Слева направо располагаются дома наследников Сергея Баронова, Егора Баронова и Ивана Тарасова.

Несмотря на то, что рассмотренный уголок бывшего Николаевского проспекта находится в самом центре Армавира, сегодня он совершенно заброшен. Сохранившиеся до наших дней вышеупомянутые дома купцов Бароновых пустуют и постепенно разрушаются. По сути, от памятников архитектуры и истории, обладающих официальным статусом объектов культурного наследия, остались лишь коробки капитальных стен с неприглядными обшарпанными фасадами.

Сергей Ктиторов
Продолжение следует
Previous post Next post
Up