ПАМЯТНИКИ РАЦИОНАЛЬНОГО МОДЕРНА АРМАВИРА 5

Nov 03, 2021 16:20

СЕЛЬСКИЙ ДОХОДНИК
Дом братьев Меснянкиных (1911-1913 гг.).



В Армавире на углу улиц Ленина, 101-103 и Либкнехта, 54 возвышается яркое старое здание, выделяющееся из окружающей застройки, как своими масштабами, так и непривычными для местной архитектуры декоративными элементами готического стиля. Вверху, на угловой части высокого парапета указано время постройки - 1953 г. Однако эта дата не должна вводить в заблуждение прохожих, история здания начинается задолго до эпохи развитого социализма.
Этот примечательный памятник истории и архитектуры появился еще тогда, когда Армавир был селом. Дом начали сооружать известные в регионе купцы Меснянкины в 1911 г. Уже к июлю 1912 г. 4-х этажный кирпичный корпус был готов, и рабочие приступили к штукатурке и отделке помещений.  Летом 1913 г. на первом этаже открываются первые магазины и склады.

По данным подворной инвентаризационной ведомости 1928 г., четырехэтажное здание с подвальным этажом имело следующие строительно-технические характеристики: фундамент и стены - кирпичные, снаружи неоштукатуренные; полы в подвале плиточные, на остальных этажах - деревянные, паркетные, асфальтовые и плиточные; потолки и перекрытия всех этажей - железобетонные; крыша - из черного железа; общая полезная площадь - 4290 кв. м.; высота - 25,2 м.; объем по наружным очертаниям - 26 444 куб. м.; отопление - центральное из 154 радиаторов, имелся 1 очаг. В помещения были проведены водопровод, канализация и электричество.  Еще в дореволюционный период здание было включено в телефонную сеть.  Изначально в четырехэтажной постройке планировалось установить лифт, однако из-за отсутствия средств это сделано не было.



Схематический план усадьбы 1923 г.

Памятник представляет собой образец доходного дома начала ХХ в. Он был построен для получения прибыли от сдачи помещений в аренду под магазины, склады и конторы. Здание является одним из самых крупных объектов богатой капитальной застройки  центральной части Армавира начала ХХ в. Его фасад выдержан в духе рационального модерна, для которого был характерен простой и лаконичный изобразительный язык, раскрывавший функциональное назначение и конструктивные особенности здания. Особенностью постройки является распространенный в Армавире способ кладки «в отхват» (пустошовки), при которой связующий раствор не доводился до лицевого края кирпича, благодаря чему на фасаде четко проявлялся геометрический рисунок швов, подчеркивавший фактуру строительного материала. В окна первого этажа были вставлены большие зеркальные стекла, эффектно контрастировавшие с темной поверхностью кирпичных стен. Лицевые плоскости через каждые два окна на всю высоту здания  раскрепованы лопатками. В верхней части самых широких из них кирпичом выложены схематические изображения ниспадающих лент, что привносит в общую строгую композицию здания элемент пластичности.


4-х этажный доходный дом купцов Меснянкиных на открытке 1913 г.

В решении фасада доходного дома архитектор обращается к историзму, смело сочетая рациональный модерн с элементами готического стиля. По периметру уличных лицевых плоскостей над венчающим карнизом установлен высокий бетонный парапет с ритмичным рельефным рисунком стрельчатой аркады и особо выразительными на фоне неба острыми четырехгранными фиалами. Над центральной частью главного фасада по современной ул. Ленина в стенку парапета вписан аттик, с круглым окошком посередине, треугольным картушем и рядом фигурок трилистников. Композиционным центром здания на уровне 3-го и 4-го этажей выступает угловой полукруглый эркер, трактованный в виде высокой башни, завершавшийся выше линии парапета полигональным шатром со шпилем. Любопытно, что первоначально эркер был увенчан вытянутым шлемовидным куполом с высоким фонарем, который виден на открытке 1912 г.



Башня и купол доходника Меснянкиных на фрагменте снимка 1912 г.

Но уже на снимке 1913 г. над башней поднимается остроконечный шатер, что более соответствовало готической стилистике.



Шатер над башней дома Меснянкиных в 1913 г.

На угловом изгибе фасада, на втором и третьем этажах располагались полукруглые балконы с бетонным ограждением простого геометрического рисунка. Такие же балконы, только прямоугольной формы, имелись на плоскостях дома по улицам Ленина и Либкнехта. На уровне второго и третьего этажей дворовые крылья здания соединялись легкими железобетонными мостиками-переходами.

Рассматриваемый доходный дом имеет внешнее сходство с екатеринодарской гостиницей «Центральной», перестроенной известным архитектором А.А.Козловым (учеником Ф.О.Шехтеля) в 1910 г. Композиционная выразительность этого 3-х этажного здания также построена на сочетании принципов архитектуры рационального модерна с декоративными элементами готики. Здесь также памятник венчает парапет и аттики, почти аналогичные армавирским. Угол гостиницы «Центральная» акцентирован полукруглым эркером со шлемовидным куполом. Некоторые авторы даже высказывают предположение, что А.А.Козлов был автором двух проектов построек - в Екатеринодаре и Армавире.



Бывшая Центральная гостиница в Краснодаре.

Однако при более внимательном анализе указанных зданий становится ясно, что композиция гостиницы «Центральной» отличается гораздо более сложными приемами решения фасадов. Лицевые плоскости стен здесь облицованы зеленой керамической плиткой (что является своего рода «визитной карточкой» работ А.А.Козлова) с декоративными вставками, изображающими галерею из стрельчатых арок. Совершенно иные пропорции имеет эркер, во фризовой части которого помещен рельеф с крылатым арфистом в окружении сидящих зрителей. Совсем другая форма и у венчающего купола. Также отличаются от армавирских балконы гостиницы.  В целом, декоративные и живописные мотивы в архитектуре екатеринодарской постройки А.А.Козлова имеют гораздо более сильное звучание. Внешний облик армавирского доходного дома, несомненно, отличается большим функционализмом и простотой. Рациональный модерн с присущим ему аскетизмом здесь явно доминирует над декоративными элементами готического стиля. Также гораздо строже и скромнее колористическая палитра здания, в которой органично сочетаются темный бурый цвет кирпичных стен и серый тон бетонного парапета и балконных ограждений. Гладкие неоштукатуренные, с расшитыми швами кирпичные плоскости стен доходного дома резко контрастируют с яркими, облицованными зеленой керамической плиткой, фасадами гостиницы «Центральная». В целом архитектуру армавирского здания следует рассматривать в одном ряду с аналогичными постройками, возводившимися в начале 1910-х гг. на улице Почтовой и в других центральных кварталах селения. Вероятно, автором проекта доходного дома был не екатеринодарец А.А.Козлов, а местный архитектор.

Первыми владельцами рассматриваемого здания были крупные предприниматели братья Семен, Василий, Иван, Александр и Николай Прокофьевичи Меснянкины.  В Армавире они вели торговлю обувью и кожевенным товаром под фирмой Торговый дом «Меснянкин Прокофий с сыновьями». По данным за 1909 г. годовой оборот их магазина составлял 500 тыс. руб. Меснянкины происходили из известной ставропольской купеческой фамилии. В Армавир многие ее представители переселились в 1880-х гг., после того, как через село прошла Владикавказская железная дорога, ставшая мощным стимулом для развития местной экономики.  Именно Меснянкины выступили заказчиками работ по постройке большого доходного дома, которые были выполнены в 1911-1912 гг. местной технической конторой «Керамика».
1 августа 1913 г. на первом этаже здания открывается оптовый склад армавирского отделения товарищества русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производств «Проводник», а вскоре при нем начинает действовать розничный магазин разнообразных резиновых изделий.  В конце 1913 г. здесь же стал арендовать помещения под ювелирный магазин И.А.Ованесов.  Уже в феврале 1914 г. в местной газете сообщалось, что 4-х этажный дом Меснянкиных приносит около 50 тыс. руб. годового дохода.



Реклама магазина фирмы Проводник в доме Меснянкиных. 1914 г.

Самым известным представителем указанной купеческой фамилии был, несомненно, Семен Прокофьевич Меснянкин, который в ряде источников упоминается в качестве единственного хозяина рассматриваемого здания. В Армавире ему принадлежал целый ряд недвижимых имений с постройками, а также располагавшийся по ул. Почтовой, 95, слева от доходного дома зимний драматический театр.  С 1 февраля 1914 г. С.П.Меснянкин занимал пост председателя правления Армавирского электрического акционерного общества.

В Армавире предприниматель снискал авторитет и уважение в качестве щедрого благотворителя. Еще в конце 1880-х гг. он потратил немало сил на постройку первой в селении православной Николаевской церкви.  Он состоял почетным смотрителем местного Городского училища, которому в 1910 г. подарил участок земли в 384 саж.  В 1916 г. еще одну усадьбу купец пожертвовал под постройку в Армавире ремесленного училища.  После начала Первой мировой войны С.П.Меснянкин выступил в числе инициаторов открытия в Армавире так называемого коллективного лазарета и всячески поддерживал его материально.  Помещения на верхних этажах своего доходного дома он предоставил для наводнивших город беженцев, и, по данным за сентябрь 1915 г., там нашли приют 450 человек.  В том же году купец возглавил Общество попечения о бесприютных детях дошкольного и школьного возраста, которому подарил плановое место с домом в 5 комнат.  На страницах местной газеты сообщалось, что на собрании этого общества 30 ноября 1916 г. «С.П.Меснянкиным было предложено правлению осмотреть помещение Меснянкина на Почтовой ул., в третьем этаже, каковое помещение им бесплатно предоставляется для устройства в нем детского приюта».

Постановлением Революционного комитета Лабинского отдела от 6 сентября 1920 г. домовладение Семена, Василия, Ивана, Александра и Николая Прокофьевичей Меснянкиных на углу Лорис-Меликовской и Почтовой улиц было объявлено национализированным,  а на основании решения Главного управления коммунального хозяйства НКВД от 10 августа 1922 г., оно включается в мунфонд. По данным за 1923 г. бывший доходный дом Меснянкиных еще не был окончательно достроен. Отделанными и оборудованными оставались только подвал и первый этаж, а вверху еще отсутствовали внутренние стены и перегородки.  На завершение отделочных работ потребовалось несколько лет, правда, запланированный еще до революции лифт, так и не был установлен.



Дом Союзов. 1930-е гг.

К 1928 г. городскими властями здание было передано Совету профсоюзов, и здесь торжественно открылся «Дворец Труда», в 1930-е гг. известный также как Дом Союзов.  На первом этаже действовали аптека и магазин Центрального рабочего кооператива, а подвальные помещения находились в пользовании «Швейсбыта».  В 1936 г. бывший доходный дом Меснянкиных был передан под Дворец пионеров.

К этому времени внешний облик старинного здания уже претерпел некоторые изменения: с угловой башни был демонтирован шатер со шпилем, уличные фасады оштукатурили.
В период Великой Отечественной войны в результате немецко-фашистских бомбардировок Дворец пионеров сгорел, и от него осталась только коробка капитальных стен.



Сгоревшее здание. 1940-е гг.



Бывший дом Меснянкиных в 1940-е гг.

Восстановительные работы завершились здесь в 1953 г., поэтому этот год был изображен на вновь сооруженном угловом аттике.



Только что восстановленный дом.

В результате восстановления исторический облик здания претерпел существенные изменения. Фактически от первоначальной постройки уцелела только коробка капитальных стен и бетонный готический парапет с аттиком. Все конструктивные элементы внутри дома смонтировали заново. Был разобран выразительный угловой эркер в форме башни, демонтированы изначальные балконные ограждения, балкон на восточном фасаде и железобетонные мостики-переходы между дворовыми крыльями. В угловой части здания, где когда-то поднимался острый шатер, появился новый аттик, аналогичный тому, который располагается со стороны ул. Ленина. С ул. Либкнехта корпус был достроен на ширину 4-х оконных проемов, в связи с чем наверху тут установили дополнительные секции готического парапета, правда, более грубые в исполнении, по сравнению со старинными.



Механико-технологический техникум. 1963 г.

После ввода в эксплуатацию и вплоть до наших дней здание используется в качестве главного учебного корпуса Армавирского механико-технологического техникума. На верхних этажах располагаются учебные аудитории, а на первом - административные службы, библиотека, актовый зал, хозяйственные и служебные помещения.



Армавирский Механико-технологический техникум. 1982 г.

Несмотря на все утраты, наружный объем бывшего доходного дома Меснянкиных к настоящему времени в целом сохранился. Уцелели изначальные капитальные стены и композиционные элементы фасада, готический парапет, аттики и балконы. Этот памятник с непростой исторической судьбой является крупнейшим старинным зданием города и остается выразительной архитектурной доминантой центрального района Армавира.

Сергей Ктиторов
Продолжение следует.
Previous post Next post
Up