Всем доброе утро (день, вечер, ночь…ночь? А вот если сейчас мамка зайдет и увидит, что ты опять сидишь за своей бесовской машиной?), короче, здравствуйте. Начну я, пожалуй с небольшого покаяния.
Читатели часто жалуются на то, что в моих текстах слишком много ненормативной лексики. Ну давайте будем считать, что я вас услышал и попросил прощения. Конечно, я не СМИ, а потому мог бы не стесняться в выражениях, но конкретно в этой статье я постараюсь каждое плохое слово заменять на «Тетсуо». Вроде ухо не режет.
Вторая жалоба - отсутствие картинок. Сначала у меня было дикое желание понакидать в текст гомосексуалистких рисунков озабоченных школьниц (естественно по теме), но потом здраво рассудил, что скорее всего выхвачу бан везде, где только можно, поэтому картинки будут. Не гомосексуалисткие. Но все равно не жалуйтесь.
Теперь, когда я покончил с покаяниями - к делу. Я помню те времена (это было не так давно, но кажется, что прошла целая вечность), когда крупные консольные гиганты свято верили, что одна шестая суши на самом деле никакая не страна, а выжженная пустыня, которую населяют существа, представляющие из себя помесь таркатанов и Хаттов, но без денег. Выдвижные лезвия мешали им держать в руках джойстик, а отсутствие денег покупать их продукцию. Сведя эти факты вместе, крупные корпорации вплоть до седьмого поколения не запускали консоли официально в нашей стране.
Конечно, это означает только то, что приставки поколения шестого продавались в магазинах уже чипованными, а игры к ним стоили вместо пятидесяти баксов всего пять («Тетсуо», капиталисты). Это я к тому, что платформенные войны в нашей стране начались задолго до появления седьмого поколения (и не только в нашей). В тех кровавых (но более локальных, чем сейчас) битвах основным козырем ПК-императоров оставались шутеры и стратегии, одним из аргументов консолебогов являлись файтинги.
Так получилось и с серией МК. После четвертой части она целиком и полностью ушла на консоли (чтобы вернуться только в 2013), а потому многие даже не подозревают (хотя теперь, с развитием интернетов такие вряд ли остались), что серия продолжала развиваться. Это были темные времена для любителей начистить кому бы то ни было «Тетсуо» с клавиатуры, потому что им приходилось довольствоваться невнятными поделками на M.U.G.E.N.
А меж тем серию трясло и лихорадило. По сути, четверка была последним классическим МК в нашем понимании, то есть динамичным веселым месиловом по кнопкам . Многим она не понравилась, потому что вместо реалистичных спрайтов, нам подсунули трехмерные арены (хотя трехмерность была там рудиментарна), оружие, прятавшееся персонажами неизвестно где, кучку каких-то бомжов со старыми приемами (Джарек/Кано), невнятного босса (Шиннок тогда не мог в демона) и, как вишенка на торте, модельки персонажей, похожие на заготовки деревянных кукол, которые продаются в ближайшей ИКЕЕ.
Фанаты народ очень впечатлительный. Трехмерье им не понравилось, новые веяния были по боку и, несмотря на то, что это был все тот же веселый МК (местами еще более неадекватный и жестокий, чем прошлые части - так, например, я помню, что Рептилия в отличие от Бомбы таки сделал то, что второй только обещал), игру не совсем заслуженно облили ушатами помоев.
Тут я сделаю небольшое лирическое отступление. Всенародная любовь к МК по сравнению с остальными (читай, азиатскими) файтингами проста и понятна. МК - самая настоящая компанейская игра. Ну где еще можно с особым цинизмом надавать зуботычин своему другу, который невероятно раздражает отдельными своими привычками, при том что общество рукоприкладство осуждает, и вообще вы с яслей дружите? Можно, конечно, применить для этого Теккен или ДоА или Стрит Файтер, но дело в том, что при всей своей няшной детской внешности узкоглазые мордобои имеют потрясающе высокий анусоразрывной порог вхождения (для меня это ДоА), а для игры в отдельные их представители (СФ) лучше использовать миди-клавиатуру, предварительно разучив на ней «Полет шмеля». А с МК все просто - знай меси себе по кнопкам, смотри на сиськи Сони Блэйд, воруй, убивай…нет, это уже из другого жанра. По крайней мере, было просто.
В 2002 выходит Deadly Alliance, в котором от старого МК остались разве что спецприемы, персонажи да фаталити, но сама она представляла глубокий «Тетсуо» серии Теккен. Но поговорить я хотел не о ней, а о следующей части - Deception. Поэтому договоримся следующим образом - кое-где речь будет идти и о DA тоже, но упоминать ее я не буду.
Механически серия была перекроена и перевернута с ног на голову. Я уже говорил тебе, что такое безумие? Так вот безумием было превращать самобытный файтинг для всех категорий и возрастов в радость отца Хардкория. Веселому щелканью кнопками, которое все равно складывалось в зрелищный бой, на смену пришел вдумчивый позиционный поединок. Если вы играли в Теккен, то знаете, что там существуют и пяти- и десятикнопочные комбо. Теперь пианино пришло и в МК.
Внезапно, из ниоткуда возникли стили боя. Естественно я смотрел старые кунг-фильмы, в которых стиль амфетаминовой черепахи побеждает стиль галоперидолового гепарда. Но использование какого-то чистого стиля (пусть и слабо похожего на реальные прототипы) там, где на кону стоит жизнь бойца (мы будем так считать по дефолту, чтобы не испытывать разрывов шаблона, а по сути Бун к тому времени уже давно забил на связность в сюжете) как-то глупо. Лин-Куэй не имело собственного секретного стиля, которому оно обучало бойцов? Не поверю. Но главное тут даже не нестыковка в логике действий, а в том, что теперь приходилось думать в момент выбора персонажа. Если раньше игра славилась тем, что все бойцы равны, отличаясь только спецприемами, на которых строилась тактика, то теперь полюбившийся персонаж мог быть просто не пригоден для игры из-за отличий в длине комбо, ставших основной ударной силой.
Динамика боя была абсолютно «Тетсуо». А спецприемы внезапно стали бесполезны. Так получилось из-за того, что игра получила полноценное третье измерение. Бой, который раньше строился на перепрыгивании разноцветных файерболов и проталкивании своих с последующим напиныванием синяков под Кундалини, превратился (спасибо управлению, из-за которого можно было просто забить на удары сверху и снизу) в кружение вокруг друг друга в ожидании удачного момента для отвешивания зуботычины. И правда, зачем Скорпиону использовать гарпун, если в этот момент противник, отойдя в сторону, может познакомить лицо ниндзя со своим кулаком несколько раз общей стоимостью в 40% полоски здоровья?
Я не скажу что это плохо. Я скажу, что это по-другому. Бои не стали от этого некрасивыми, наоборот, они даже приобрели грацию настоящего поединка. Благодаря плавной анимации, блокам, которые теперь персонаж ставил в зависимости от направления удара, а не выглядел смешным амортизатором, разнообразию атак, красивым длинным комбо со сменами стилей драки стали выглядеть реалистично (если я вообще могу применить это слово к серии). Я лишь говорю, что это был уже не тот МК, к которому мы привыкли.
Нам подарили интерактивные арены и, честно говоря, ломать стенки тушкой оппонента было невероятно весело. И даже несмотря на то, что на ловушки я смотрю крайне косо (этакое Stage Fatality, но в любой момент боя при удачном стечении обстоятельств), но все же они добавляли в бой свою изюминку и радовали изобретательностью (литейный пресс, например, или шестеренки, однако, были и простые шипы).
Кстати, о Fatality. Если применить поправку ко времени и железу, то выглядели они не менее кроваво и безумно, чем в последней игре. А для проигравших добавили Harakiri.
А вот зачем в игру из части в часть кочевало оружие, мне непонятно до сих пор. Где они прятали свои мечи и нагинаты? И ладно мужчины, но где, скажем, хранила свой шест Джейд (который не был телескопическим, как в девятке)? Или Ли-Мэй?
А вот дальнейшее будет касаться только Deception. В игре имелся сюжет. И даже целый режим, посвященный его прохождению. Пускай режим этот был не очень удобен, но он позволял пообщаться почти со всеми персонажами из игры. Целая игра в игре, необязательная для прохождения, но в целом, весьма приятная. Даже с второстепенными квестами (пусть и FedEx, но подход). В отличие, от того же МК9 разработчики постарались дать поединкам куда более благородное обоснование в виде тренировок, нежели диалоги вроде:
- Чувак, у тебя костюм плохой.
- А ты - нигер
- Твоя мамка была довольна этим.
Пусть они и были обставлены на трижды-голливудском уровне.
Конечно, в игре появились и новые персонажи, но, вообще, с введением в серию новых лиц у Буна постоянно какие-то проблемы. То это компиляция из старых бойцов (Кобра, Мавадо, Тэйвен, Дэйгон, Джарек), то - наглое заимствование откуда только можно. Я прекрасно понимаю, что бойцы МК никогда оригинальностью не блистали, но на СЕГЕ-то мы были в том возрасте, когда нам лишь бы побольше всего. А чем старше становишься (а фанаты МК те еще старперы), тем толще партизаны. Проблема не исчезла даже сегодня. Например Диворе и Ферре/Тору прямая дорога в Инджастис, Кунг Джин - это Зеленая Стрела с узкими глазами, а Такеда, так и вообще привет из Revengeance. А Эррон Блэк - это Дефстроук. Ковбой? В моем МК? Что дальше? Стриптизерша? Проститутка? Повар? В МК3 появился Найтвульф, но и мы тогда были детьми.
Так и в Deception. Баба-Рэйден (похожа как внешне, так и полетом головой в пузо,видимо, толерантность, потому что сам Рэйден в ростере присутствует), Дарриус (похож на Джакса, можете считать меня расистом), Кира (компиляция Кано и Сони), ну и так далее. А Лю Кенг здесь зомби. То есть найти душу Джонни Кейджа и воскресить как надо Рэйден смог, а с Лю Кенгом не смог. Ох, да ну его «Тетсуо».
И все же, несмотря на все недостатки и персонажей, все еще напоминающих деревянные заготовки для кукол, игра не раз коротала мне часы долгих поездок (правда в виде порта на PSP). И это подтверждено не только мной, но и игроками, которые тепло приняв игру, позволили появиться на свет великолепным Монахам Шаолиня и Армагеддону, окончательно затащившим серию в ад. Но проблема ее в том, что это уже не МК, а скорее Теккен с персонажами МК.
И я все-таки не удержусь и вставлю абзац про МКХ. Игра несомненно хороша, но я о другом. О том, что Бун похоже любитель наступать на собственные грабли. Снова вернулись стили. Снова вернулись невнятные персонажи. Снова возникли видения Армагеддона. А значит только дело времени и ослабления хватки WB момент, когда создатели запрутся в кладовке с деньгами и мешком веществ и снова начнут делать Motor Kombat своей мечты.