Когда я был маленьким, деревья большими, а Крымненаш существовала такая практика - если у продавщицы в магазине не было мелочи, то она предлагала покупателю взять жвачку или спички на сумму, эквивалентную сдаче. Как ни странно, но во многих маленьких магазинчиках, недодавленных мерзкими сетевиками, такая практика существует до сих пор.
Однако, если о подобных ситуациях в продуктовых знают все, то, возможно, для некоторых станет открытием, что такой подход периодически практиковался и в мире книгопродаж. Впрочем, для некоторых читателей не знать о таком простительно, потому что происходило это в те далекие времена, когда за туалетную бумагу с буковками издатели не осмеливались просить по 300р. (привет, Даша). Собственно такой туалетной бумагой в формате Pocket Book и выдавалась сдача.
К чему я, собственно, все это рассказываю? К тому, что если бы в те далекие времена воротилы игрового бизнеса поступали точно так же, то, возможно, сегодня мы бы имели на порядок больше интересных девелоперских студий. Дело в том, что среди вышеупомянутой туалетной бумаги встречались иногда весьма любопытные экземпляры. Конечно, они не блистали ни высотой слога, ни сюжетными бочками, но прочитать их разок было довольно приятно благодаря повествованию, насыщенному экшеном. Мало того, они оставляютнастолько приятные воспоминания, что названия этих бесконечных опусов запоминаешь на долгие годы (с фильмами, кстати, происходит такая же ситуация - я до сих пор помню сюжет совершенно идиотской , трешовой, но оттого не менее приятной «Тонкой Штучки»).
А вот сейчас будет абзац-переход к теме сегодняшнего поста.
Я всегда считал, считаю и буду считать, что своё мнение об игре надо писать, как минимум, через неделю, а лучше через две, а лучше вообще через пару месяцев после того, как ее прошел. Плохая игра не вызывает в памяти ничего, кроме раздражения, в то время как игра хорошая, спустя месяцы и даже годы оставляет после себя приятное послевкусие, словно выдержанное вино. Вот и мнение о Total Overdose я решил написать спустя почти 10 лет после ее выхода. Проверка временем пройдена.
Total Overdose - это то самое бульварное чтиво на несколько часов, которое цепляет мертвой хваткой и не отпускает до самого конца. Вряд ли игрок когда-нибудь вернется к нему, но вспоминать будет самыми теплыми словами. То что будет написано ниже можете считать неким экспериментом, потому что этот текст специально написан без переигрывания, заглядывания в википедию и на ютуб. Так сказать, обзор на воспоминаниях, ощущениях и послевкусии длиной в десять лет. Поэтому картинок тоже не будет.
Total Overdose была той игрой, которую делают на коленке, когда остались деньги, без каких бы то ни было надежд, для того, чтобы были хоть какие-то продажи в мертвый сезон. В то время таких игр выходило достаточно много. Их не пиарили, не выставляли на витрины, журналы посвящали им от силы пару полос, а игроки узнавали о них совершенно случайно. Обычно, качество подобных поделок было соответствующим (Advent Rising помните? И я не помню).
На первый взгляд, Total Overdose точно такая же. Все в ней говорит о низкобюджетности. Игра страшна, как системные требования современных игр, стилизации практически нет, хотя, кажется, ее все-таки старались завезти. Господи, да даже слабые ГТА-элементы - это признак абсолютной неуверенности в себе (если считаете, что серия ГТА - отличный пример для подражания, то посмотрите на игры-подражатели того времени. Driver 3? Серия True Crime? The Getaway? Вас уже выворачивает?).
Но под шкурой «игры за 20 баксов» скрывается дьявольски драйвовый и аддиктивный геймплей. Вспомните Max Payne. Так вот, Total Overdose - Макс, которому вкатили лошидиную дозу амфетаминов, полили соусом тобаско, завернули в мексиканские стереотипы и сверху посыпали перчиком. Как только любитель забить на основной сюжет и отправиться в свободное плавание понимает, что делать в игре вдали от сюжета просто нечего, а потому надо проходить, игра раскрывает себя во всей красе.
«Остановить маньяка может только маньяк», - говорит герой Сталлоне-Разрушитель. Отец-спецагент не сумел, старший брат - сотрудник DEA не сумел (думаю, что сегодня пояснять, что такое DEA не нужно), поэтому бороться с наркокартелем будем мы собственной персоной - младший ребенок в семье, наркоторговец, а по совместительству хороший человек с напрочь сорванной крышей.
И…Это все что я помню о сюжете. А может и знаю. Потому что сюжет здесь служит просто оправданием для зрелищных перестрелок с бегом по стенам и спецприемами. Total Overdose просто не дает отдышаться, потому что прекрасно знает, что стоит остановиться хоть на секунду, как глаза геймера вытекут от ее ущербности. И с этой задачей она справляется на «отлично». Постоянно необходимо бежать, убивать, уворачиваться и делать это как можно зрелищнее.
Если не получилось с графеном и стилизацией, то с атмосферой Deadline Games справились на отлично. Мексика здесь выглядит именно так, как белый варвар ее видит в своих стереотипах. Бесконечная грязная пустыня, по которой бегают сплошь ублюдки. Вообще, Total Overdose - это низкий поклон «мексиканской трилогии» Родригеса, с первого фильма которой началась его карьера. Здесь вам и бесконечные взрывы с трупами, и бодрый метал с мексиканским колоритом, и Spicy Moves, и, как вишенка на торте - спецприем El Mariachi. Вы ведь тоже помните те оху…ладно, великолепные гитарные чехлы из Desperado?
А больше об этой игре писать особо и нечего. Да, там есть городок, но он абсолютно мертв. Там можно кататься на машинах, но тот, кому безразличны бесцельные покатушки, может об этом даже не узнать. Есть челленджи, но кому они нужны? Есть даже приквел, эксклюзивно для PSP. Но вся соль Total Overdose в драйве и колорите отдельных деталей.
Ты же любишь фильмы Родригеса? Сколько раз ты пересматривал момент со смачным соприкосновением черепа и головки грифа под заводную Cansion del Mariachi? Знаешь как называется мелодия в начале Once upon a time in mexico? Хочешь окунуться в атмосферу Дня Мертвых? Ты же любишь стереотипную Мексику, не правда ли, gringo?