Рассчёты эмиссии парниковых газов для разных форм городской мобильности

Jul 30, 2021 15:21

Для электрических транспортных средств приводятся выбросы от эксплуатации по пессиместическому варианту (всё электричество из угля) и по оптимистическому (зарядка производится от сети Великобритании, которая близка к средневзвешенной европейской).

В порядке возрастания выбросов, непосредственно связанных с перемещением, без учёта энергетических вложений в производство транспортного средства:

1. Электровелосипед: 10.5 г/км (6.1 г/км), энергетическая эффективность: 1 кВт-ч-электрических/100 км.

2. Педальный велосипед, калории из сбалансированной 100% растительной диеты, купленной в супермаркете: 32.5 г/км, топливная эффективность: 2.9 кВт-ч-еда/100 км.

3. Ходьба на тех же растительных калориях из предыдущего пункта (из рассчета 40 ккал/км): 52.7 г/км, топливная эффективность: 4.7 кВт-ч-еда/100 км

4. Педальный велосипед, калории из традиционной диеты с мясом и молочными продуктами: 81.1 г/км, топливная эффективность: 2.9 кВт-ч-еда/100 км.

5. Ходьба на традиционных животных калориях из предыдущего пункта: 132 г/км, топливная эффективность: 4.7 кВт-ч-еда/100 км.

6. Электрическая машина-седан: 153 г/км на угле (89 г/км на средне-британском электричестве), энергетическая эффективность: 15 кВт-ч-электрических/100 км.

7. Бензиновая машина-седан: 163 г/км, топливная эффективность: 50 кВт-ч-бензин/100 км.

Тут есть несколько любопытных вещей.

Во-первых бросается в глаза тот факт, что на производство, транспортировку и розничную продажу нашей еды уходит огромное колчество энергии. Настолько большое, что даже если я заряжаю велосипед от угольной электростанции, выбросы углекислого газа, связанные с потребленной энергией, в 3 раза ниже, чем выбросы на обычном педальном велосипеде от веганских калорий купленных в магазине.

Ещё одна шокирующая вещь - разница в экологическом следе, вносимая в диету животной компонентой. Она обычно составляет около 25-30% калорий, но увеличивает выбросы парниковых газов, связанные с употреблением этой диеты примерно в 2.5 раза. И выбросы, при использовании этих калорий, на езду на велосипеде начинают пересекаться с оптимистическими оценками выбросов электромобилей, заряжающихся от "средне-европейских" сетей. Ну тут надо понимать, что чем "чище" становится электричество для зарядки машин, тем "чище" становятся калории. Но на самом деле это всё намного сложнее и запутаннее, так что не спешите формировать сильные мнения.

Третье особенно шокирующее наблюдение: простая ходьба на традиционных калориях требует на перемещение одного человека со скоростью 5-6 км/ч примерно таких же выбросов, как и перемещение этого человека на машине (то есть когда к нему добавлены ещё 1.5-2 тоннны металла с колёсами).

Ну и конечно лидер нашего хит-парада это ставшее уже традиционным паталогическое соревнование между "электричками" и "коптилками". Если с источником электричества для электричек возникает масса вопросов, но с массой оговорок мы можем сказать, что, вероятно, в эксплуатации они не такие чудовищные, загрязнители воздуха, как бензиновые машины. Как по мне - как бы друзья вы ни садились, всё в музыканты не годились.

Но тут имеется хорошее и честное сравнение между двумя единицами электрического транспорта: электровелосипед и электромашина. Во-первых из одной электромашины можно сделать порядка сотни электровелосипедов, а во-вторых их энергетическая эффективность отличается в 15 раз, с практической максимальной дальностью поездки электровелосипеда без труда достигающей 12-15 км (то есть потенциально покрывающей по-крайней мере 2/3 поездок на машинах).

Я понимаю, что затронул в этом довольно техническом посте сразу несколько эмоционально заряженных тем, невольно поднял несколько моральных дилемм и создал несколько точек возгарания пуканов (по-научному климатического скептицизма). Но тут уж ничего не поделать не могу - жизнь такая пошла, если вдруг чувствуете, что начало триггерить, ведите себя как взрослые люди, держите себя и свои пуканы в руках :)

парниковые газы, экология, транспорт

Previous post Next post
Up