ТЕРРОРИЗМ В ДАГЕСТАНЕ:СИСТЕМНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ.

Jul 01, 2012 20:16


Ещё одна моя статья из архива.

“Молодежь Дагестана”, № 41, 16 октября 1998 г.
ТЕРРОРИЗМ В ДАГЕСТАНЕ:СИСТЕМНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
   Мое сотрудничество с "МД" началось со статьи "5 лет террора" ("МД", 31 января 1997 г.), приуроченной к 5-летию убийства Магомеда Сулейманова. Без ложной скромности осмелюсь утверждать, что это была первая попытка анализа в республиканской прессе политических и экономических системных предпосылок разгула преступности и терроризма в Дагестане. К этой теме в течение 1997 года я возвращался не раз, в частности, в аналитической статье "Кто заказывает террор в Дагестане?" ("МД", 6 июня 1997 г.).
   Эти публикации я адресовал в значительной степени политическому руководству Дагестана, полагая, что "и высшие руководители республики, будучи дагестанцами, желали ли бы видеть Республику нормальной страной с нормальной экономикой, без диктатуры тротила и АКМ" ("МД", 31 января 1997 г.). Я рассчитывал и продолжаю несмотря ни на что рассчитывать, что они выразят живую заинтересованность в обсуждении реформ, которые необходимо осуществить для искоренения системных предпосылок терроризма, состоящих прежде всего в отсутствии или ущемленности институтов экономической и политической демократии.
   К сожалению, ни эти статьи, ни другие публикации, посвященные вопросам назревших реформ (например, "Через конституционную, земельную и избирательную реформы - к миру, единству и демократии в Дагестане", "МД", 1 августа 1997 г.), не стали тогда предметом обсуждения широкой общественности республики. И меня не покидает мысль о том, что если бы год назад (а лучше - еще раньше) удалось инициировать начало системных реформ и бескомпромиссной борьбы с преступностью, о развертывании которой говорит сегодня новое руководство МВД Дагестана, наверное, не про-гремели бы взрывы 21 августа и 4 сентября этого года, приведшие к страшным трагедиям и опозорившие Дагестан на весь мир.
   Если мы и теперь будем продолжать мириться со сложившейся политико-экономической системой, перманентно порождающей терроризм, это будет преступлением, перечеркивающим все надежды на благополучие и процве-тание нашей республики.
   Ведь действительно, "нельзя бороться с терроризмом от случая к случаю, беспомощно размахивая руками после

каждого очередного теракта. Двумя обязательными условиями искоренения терроризма являются, во-первых, безусловная наказуемость как исполнителей, так и заказчиков каждого теракта и, во-вторых, устранение глубинных причин, порождающих терроризм как явление общественной жизни. Ни одно из этих двух условий в Дагестане не выполняется" ("МД", 6 июня 1997 г.).
   Сегодня мы наконец-то видим признаки того, что проявлена политическая воля начать решительную борьбу с преступностью. Абсолютное большинство дагестанцев приветствует такие перемены. Преступный мир насторожился. С махачкалинских улиц куда-то исчезли еще недавно нагло разъезжавшие, игнорируя правила, лихачи на иномарках. У людей появилась надежда.
   Но и те меры, которые сегодня предпринимаются правоохранительными органами и которые уже успели по-лучить всероссийский резонанс, рискуют превратиться лишь в громкую и недолговечную кампанию, которая не приведет к устранению из нашей жизни терроризма, бандитизма, мафиозных разборок, если, во-первых, не будут привлечены к ответственности все без исключения криминальные авторитеты, занимающие высокие должности в республике (иначе это больше будет похоже на то, что с помощью милицейских властей одни авторитеты сводят счеты с другими; наличие таких опасений в обществе признал на сессии Народного Собрания РД 30 сентября спикер парламента Муху Алиев), и, главное, во-вторых, не будет осуществлена кардинальная реформа механизмов формирования и функционирования политических и экономических институтов.
   Без такой реформы наиболее распространенной формой решения экономических проблем у нас будет оставаться заказное убийство. Наиболее распространенной формой политической дискуссии - взрыв начиненной пластидом или тротилом машины. Без такой реформы у нас по-прежнему почти на всех выборах будут побеждать и приходить во власть люди с криминальными деньгами и вооруженной охраной, состоящей из лиц с уголовной психологией.
   На сессии Народного Собрания РД 30 сентября в выступлениях прокурора И.Яралиева и спикера М.Алиева, наверное впервые, хотя и очень осторожно, но все же была затронута проблема ответственности самой власти за состояние преступности и коррупции в республике. Наконец-то принято решение об отмене депутатского иммунитета, ради которого не в последнюю очередь многие бандиты и тратили миллиарды в ходе избирательных кампаний. Это дает надежду.
   Но все же, говоря о преступлениях в экономической сфере, прокурор РД обошел проблемы, связанные с подав-лением экономической демократии на всех уровнях, от республиканского до микроуровня низовых субъектов эко-номики, порочностью самого механизма принятия эконо-мических решений в республике, узкокелейностью и за-крытостью экономической информации. А М.Алиев, со-вершенно справедливо заметивший, что парламент не должен быть "убежищем для преступников", все же ничего не сказал о том, что системные предпосылки коррупции, терроризма и бандитизма в немалой степени кроются в республиканской избирательной системе, как бы специально придуманной для облегчения проникновения бандитов во власть. Он не предложил предстоящие в марте 1999 года парламентские выборы провести по новому избирательному закону. Он не предложил изменить Конституцию в части механизмов функционирования власти, ведь нынешние механизмы также во многом служат интересам коррупционеров и бандитов. Без этих реформ все разговоры о борьбе с преступностью - пустой звук!
   В прошлогодних статьях я попытался в общих чертах раскрыть основные черты сложившейся в Дагестане "меркантилистской" (термин известного перуанского экономиста Эрнандо де Сото) системы в экономике и политике, являющейся питательной почвой терроризма. Мы часто говорим об "уникальности", "неповторимости" нашей республики, но правда состоит в том, что мы встали на такой путь развития, через который прошли уже многие развивающиеся страны, и который закономерно приводил к расцвету коррупции, расколу общества и терроризму.
   Те страницы книги Эрнандо де Сото "Иной путь", в которых он анализирует проблемы уличных торговцев и оптовых рынков, самозахвата земель и самостроя, проблемы транспортных маршрутных линий, захваченных водителями частных микроавтобусов в перуанских городах, написаны как-будто специально для сегодняшнего Дагестана. И у нас власти в своей политике по отношению к внелегальным торговле, жилищному строительству и транспорту повторяют те ошибки, которые совершали перуанские власти и которые привели их к поражению. "Внелегалы" в Перу неизменно одерживали победы в своем противостоянии с властями. Эрнандо де Сото доказывает в своей книге, что "внелегальность" в названных сферах перуанской экономической жизни вызвана системными причинами и может быть устранена только в результате реформ, позволяющих "освободить энергию теневиков из тисков карательной правовой системы и передать жизненную силу, настойчивость и упования нарождающегося делового класса остальному населению".
   "Внелегальность" значительной части экономически активного населения в меркантилистских странах вызвана тем, что люди не могут участвовать в экономической и социальной жизни и конкурировать на равных условиях. Преимуществом обладают государственные чиновники и их кланы, получающие доступ к наиболее стабильным финансовым потокам, имеющие возможность добиться для себя особых условий финансирования, налогообложения, доступа к сырьевым и материальным ресурсам, выгодных заказов и гарантированных рынков сбыта.
   Почти все жизненные силы общества в меркантилистских странах с гиперболизированной ролью регулируемой государством перераспределительной сферы в экономике, организованы в конкурирующие политические и экономические группы (т.н. "перераспределительные синдикаты"). Побеждают те, кто обладает более мощными рычагами давления. Ресурсы страны используются нера-ционально, производство развивается медленно, ибо все погружены в борьбу за незаработанный доход, предоставляемый государством. Законы, указы, постановления правительства принимаются под конкретный заказ, как результат лоббирования отдельных синдикатов. Такое государство обладает способностью быть чрезвычайно щед-рым за чужой счет, отсюда - коррупция, нестабильность, анархия, перестрелки за доступ к этим щедротам.
   К богатству в меркантилистском государстве ведут не столько труд, знания, квалификация, предприимчивость, сколько политическая ловкость и изворотливость. Государственная или правительственная должность воспринимаются не как наделение определенного лица ответственностью за состояние дел в конкретной сфере общественной или экономической жизни, а как поощрение, открывающее доступ к льготам и финансовым потокам. При таком понимании должности квалификация человека, претендующего на то или иное кресло, уже не имеет никакого значения. Важно другое, а именно принадлежность к определенному "синдикату", клану. Должность становится товаром, за обладание которым идет торговля, и на который по всем законам "рынка" устанавлива-ется "равновесная цена".
   Существующая система активно сопротивляется всяким, даже робким попыткам хотя бы частичных реформ. С конкретным "фронтом" такого сопротивления я знаком в силу своей профессиональной деятельности. Как специалист в сфере финансов и фондового рынка, я в течение нескольких лет (как самостоятельно, так и совместно с коллегами - профессионалами рынка) обращался в правительство республики с предложениями по мобилизации возможностей финансовых рынков для развития дагестанской экономики.
   Формирование цивилизованного фондового рынка не-возможно без соблюдения законных прав всех его участников - инвесторов, эмитентов и финансовых институтов, без соблюдения законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг. Это проблема как экономическая, т.к. ее решение позволяет создать новые финансовые потоки, привлечь инвестиции в нашу республику, так и политическая, т.к. в условиях, когда аб-солютное большинство крупных хозяйствующих субъектов - приватизированные предприятия в форме открытых акционерных обществ, соблюдение норм акционерного законодательства становится важной составляющей экономической демократии. Вот экономической демократии как раз и не желает допустить та часть властвующей хозяйственной элиты, благосостояние которой построено за счет ущемления экономических прав других граждан (например, акционеров - держателей мелких пакетов), а также получаемых за счет подкупа чиновников привилегий и льгот.
   Но в прошлом году, казалось, удалось добиться прорыва на этом направлении. После очередной записки и встречи с Председателем Правительства РД в начале апреля 1997 г. в течение нескольких месяцев я плотно сотрудничал с аппаратом правительства. Был подготовлен и подписан ряд постановлений. В том числе постановление N97 "О неотложных мерах по развитию инфраструктуры фондового рынка в республике Дагестан" от 10 июня 1997 г. и N119 "О создании необходимых условий для функционирования фондового рынка в Республике Дагестан" от 9 июля 1997 г.
   Эти постановления предусматривали беспрецедентные меры по обеспечению прав акционеров, информационной открытости акционерных обществ, соблюдения правил совершения крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, законности в порядке ведения реестров акционеров, формирования и функционирования органов управления акционерных обществ, повышению ликвидности дагестанского фондового рынка, формированию института эффективных собственников.
   Предполагалось задействовать цивилизованные механизмы определения стартовой цены приватизируемых пакетов акций, а также решать стратегические задачи вывода ценных бумаг дагестанских эмитентов на общероссийский фондовый рынок. В качестве одного из инструментов государственной политики на рынке ценных бумаг создавался финансовый институт - профессиональный участник фондового рынка с долей государства в уставном капитале. Все эти меры должны были существенно усилить рыночные демократические механизмы в экономике за счет ослабления элементов меркантилизма.
   Однако эти решения наталкиваются на упорное сопро-тивление, похожее на саботаж, со стороны части чиновников и хозяйственных руководителей. Причем, этот саботаж не является каким-то продуманным, он скорее инстинктивен, обусловлен "классовым чутьем" адептов меркантилистской системы, для которой экономическая демократия - смертельный яд. А ведь реализация принятых прошлым летом постановлений и распоряжений может серьезно изменить в лучшую сторону инвестиционный климат в республике.
   Руководители различного уровня не устают повторять, что для решения проблем республики, в т.ч. для преодоления преступности и экстремизма, требуется масштабная федеральная программа социально-экономического развития Дагестана. Полностью согласен. Но важно, чтобы эта программа не превратилась в источник новых финансовых средств, идущих не на развитие республики, а на дележ между "перераспределительными синдикатами". Поэтому приоритетной задачей должно стать создание внутренних механизмов экономического развития. Члены финансово-экономического блока дагестанского правительства едва ли не большую часть времени проводят в Москве, занимаясь "выбиванием" трансфертов. Согласен, дело важное. Но нужно также, чтобы в правительстве были люди, всецело сосредоточенные на внутренней финансово-экономической политике и имеющие для этого достаточные полномочия и квалификацию.
   Меркантилистская экономическая система не может су-ществовать без соответствующего политического обеспечения, без таких механизмов формирования и функционирования властных структур, которые обеспечивали бы интересы "перераспределительных синдикатов". Именно такая политическая система сложилась в Дагестане. У нас отсутствует гарантированное российской Конституцией всеобщее и равное избирательное право, в целом ряде случаев оно поставлено в зависимость от записи в пятой графе паспорта, а иногда - даже от пола. Выборы на основе поли-тических платформ, партийных программ дагестанское законодательство не предусматривает. Мы лишены возможности непосредственно избирать верховную власть в Дагестане. Практика показывает, что Конституционное собрание, все более превращающееся в собрание финансово-криминальных авторитетов, может избрать нам на определенном этапе в качестве Главы республики самого крутого "пахана"!
   Наша политическая система создает грандиозные возможности для трансформации (а чаще всего - дополнения) экономической власти в политическую и, наоборот, политической власти - в экономическую. Имея деньги, можно купить должность или депутатский мандат. Благо, разрешено абсолютно не исполнять депутатских обязанностей и совмещать мандат с любой предпринимательской деятельностью, а то и с высокой должностью в структурах ис-полнительной власти (попытки оппозиции оспорить правомерность таких норм в избирательном праве встретили решительное сопротивление властвующей меркантилистской элиты). А близость к политической власти, в свою очередь, позволяет стать участником перераспределения бюджетных средств и прочих экономических благ.
   Конституционная реформа несомненно давно назрела. Нельзя ждать мартовского референдума, совмещенного с выборами нового состава дагестанского парламента. Ибо сам парламент надо выбирать уже по новой формуле. Для внесения изменений в Конституцию в части структуры парламента и механизма его формирования, для принятия нового Закона о выборах в парламент не требуется референдум. Это можно делать уже сегодня. Необходима только политическая воля.
   Основная задача, которую надо попытаться решить при разработке новой редакции дагестанской Конституции, это создание правовых механизмов формирования в Дагестане открытого демократического общества с цивилизованной рыночной экономикой, в котором живут свободные и равноправные граждане. Общества, свободного от межнациональной розни и бездуховности, от засилья меркантилистских "перераспределительных синдикатов", имеющего иммунитет от коррупции и бандитизма. Инициативный проект изменений в Конституции РД готовится к публикации в одном из ближайших номеров "МД".
   Конституционная реформа - необходимое, но, разумеется, не достаточное условие преодоления организованной преступности, коррупции, терроризма и их системных предпосылок. Предстоит изменить саму философию нашей социально-политической и особенно экономической жизни. Должны заработать правовые механизмы решения проблем, ибо там, где не действуют или отсутствуют нормы права, там действуют другие "законы", основанные на культе силы и денег. Отсюда следует чрезвычайная важность активизации законодательной деятельности в республике. Справиться с такой задачей сможет только профессиональный парламент, состоящий из грамотных и честных депутатов. А чтобы по-лучить такой парламент, нам необходимо обязательно менять наше избирательное законодательство.
   Если объявленный руководством республики референдум о введении поста Президента РД, избираемого всенародным голосованием, рассматривать как сигнал о готовности власти к диалогу с общественностью по актуальным проблемам общественно-политического устройства Дагестана, то у нас есть сегодня шанс на реформы без потрясений. Давайте не упустим этот шанс. Ведь согласие, недопущение раскола в обществе - важное условие реформ, направленных на преодоление системных предпосылок коррупции и терроризма.

меркантилистская система, политическая теория, выборы, политика, коррупция, терроризм и его системные предпосылки, история, экономика, "Молодёжь Дагестана", Эрнандо де Сото, перераспределительные синдикаты, дагестанцы, демократия, Дагестан и Кавказ, политическая экономия, прочитанные книги и статьи, дагестанская власть

Up