Вчера вечером X, рассказывая об Y, упомянула: "А ещё он считает, что люди, которые не умеют связно излагать свои мысли в тексте - не мыслят вообще. И мне кажется, что до определённой степени он прав." Разговор позднее ушёл в сторону, но мысль об умении доносить до собеседника то, что находится у меня в голове до сих пор не оставлет меня. Понятно, что у каждого из нас есть разный набор способов обрабатывать и передавать собеседникам информацию. Но является ли умение излагать связный текст - связанным с одним из способов обработки информации, или это навык отдельный, навык перевода своего внутреннего состояния во внешний мир?
[мысли о мыслях] Для того, чтобы это понять, надо посмотреть какие у нас вообще есть способы работы с информацией. Ну во-первых это классификация и группировка объектов - то что у всех нас мозг делает замечательно. Мы выделяем какие-то признаки объекта и на основании этих признаков вешаем на него ярлык (а потом, когда находим признак, несопоставимый с ярлыком наблюдаем "разрыв шаблона"). Это же влечёт за собой один из самых ранних актов коммуникации с детьми: это собачка, потому что лает, это кошечка, у неё усы и острые уши, она мяукает, это хорошо а это плохо. С передачей ярлыков не возникает проблем, у любого психически здорового человека; даже дети в минимальном возрасте могут всегда сказать: "этот не монстрик на рисунке, это папа".
Во-вторых у нас есть цепочки рассуждений. Это древний механизм, идущий чуть ли не от времён выслеживания животных в саванне пра-людьми. Мы говорим сейчас не о логике, а о простой причинно-следственной связи, либо описании цепочки событий. "Смеркалось. Потом не смеркалось, взошла луна", "Несданная сессия - к службе в армии" и так далее. Это любят использовать в разговоре дети "я люблю сосиски, котлеты, мороженое... а ещё котят и бабушку", подобный стиль любят писать в протоколах "гражданин х бежал, угрожал, причинял", или в описаниях товара "некрашена, небита, пробег 100500 км".
Дальше начинаются интересные когнитивные вещи, которые умеют описывать не все, потому что они не всегда происходят на сознательном уровне: разложение сложных навыков на простые и анализ сложных объектов. Те люди, которые не умеют это делать на сознательном уровне - не могут хорошо учить (хотя могут при этом тренировать и натаскивать), не могут это описывать. Но не существует людей не способных к научению новых навыков: в конце концов нейронные петли - это фундаментальное свойство нервной ткани.
Ну и на сладкое - любимое церебральное упражнение всех и каждого - межличностное взаимодействие и [не]взаимная оценка других личностей настолько прочно въелся в нас, что мы привычно считаем его простым - и хотя на него тратятся тонны энергии нашей нервной системы, написать на заборе "вася - дурак" может любой.
Мы можем вспомнить ещё некоторое количество функций мозга, но результат будет тот же самым - ни одна из них не приводит к формированию связных текстов. Получается, что написание текстов - сложный навык, на который нас ошибочно пытаются натаскать как на простой. А из чего же он состоит?
P.S. Цифра в заголовке показывает, что я решился на эксперимент. Буду учиться писать - по одному посту в будний день, пока она не достигнет сотни.