WW-2. Двойственность. Глава 2. Большой Змей.

Mar 27, 2011 19:24



Древние группы, (гораздо более древние чем храмовники), объединенные в «Братство Змеи», или просто «Братство» называли себя «гностики», люди пытались познать ( др.гр. γνῶσις, знание, познание) Бога. В современной исторической науке их ещё называют «Sethians», «Barbeloites», «Barbelognostics», «Ophians» или «офиты». Гностический термин «Барбело» (греч. Βαρβηλώ) относят к первой эманации Бога в нескольких формах гностической космогонии . Барбело понимают как высший женский принцип, иногда толкуя его как «Мать-Отец» (намекая на его очевидную двойственность, гермафродитизм), «первого человека». Андрогин (от греч. «andros» - мужчина, и «gynaikos» - женщина.) - мифическое существо, символизирующее мировую гармонию, соединение противоположных принципов.

Учение, со сложным религиозно-философским мировоззрением, когда-то объединяло весь средиземноморский регион, включая северную Африку и Ближний Восток. Название «офиты» (от греч. ὄφις, «змея»), от символа высшего знания, того образа, который приняла верховная Премудрость (эон София), чтобы сообщить первым людям знания, сокрытые Демиургом.



Большинство из писаний офитов дошло до нас в христианство форме, хотя некоторые ученые считают христианские элементы поздними вставками, чуждыми оригинальному тексту.
     Гностики пребывали в уверенности, что мир сотворен не Верховным Божеством, а Демиургом. Демиург занимал гораздо более низкое положение, чем верховный бог - «неведомый отец». Этого Демиурга называли Иалдабаофом.

Сведения об этом содержатся в Апокрифе Иоанна, который дошел до нас в коптском переводе с греческого. Текст сохранился в четырех манускриптах на папирусе, а вы при желании, легко найдете его в цифровом виде. В Апокрифе Иоанна, Иалдабаоф, (также называемый Самаэлем), описан как «первый архонт, вобравший огромную силу от своей матери. И отделил он себя от неё и переселился из мест, где был рождён. Он стал могущественным, и пламенем ясного огня сотворил для себя другие Эоны, существующие по сей день"
.     " …И поставил он семь королей соответственно небесным сводам - на семи небесах, а пятерых - в глубинах Бездны, которой они призваны повелевать. И разделил он меж ними свой огонь; но не дал им тот огонь, что вобрал от своей матери, ибо он суть тьма невежественная".

"И когда свет смешался с тьмой, тьма стала сиять. И когда тьма смешалась со светом, свет был омрачен и стал ни светлым, ни темным, а тусклым.
Отныне повелитель ослаб и обрёл три имени. Первое имя Иалдабаоф, второе Саклас, а третье Самаэль. Он неблагочестив в своей надменности, потому что сказал: "Я Бог, и нет иного Бога кроме меня", так как он невежественен по отношению к своей силе, силе места, от которого он произошёл».

Библейские события и генезис человека офитами толковались по-своему. Поскольку существующий мир сотворен Иалдабаофом из материи - то по самой своей природе он несовершенен. Различные секты, в зависимости от того, с какой долей симпатии они относились к иудаизму, приписывали Иалдабаофу то более высокое, то более низкое положение в иерархии богов, но ни один гностик не считал этого демиурга высшим божеством, сотворившим духовный мир, небеса и ангелов. Офиты были настроены против иудейского бога и наделяли Иалдабаофа чертами характера, недостойными божества. Он был невежественен, мстителен, и горд.          Не слишком довольный своим творением, он решил уничтожить его при помощи первой женщины. Но София (Премудрость) послала на землю змея, соблазнившего людей вкусить плод от древа познания, на которое Иалдабаоф, надеясь удержать людей во мраке невежества, наложил запрет. Обретя мудрость, человек смог объявить войну Иалдабаофу. Именно таковой сокровенный смысл вкладывали офиты в ветхозаветное предание о «грехопадении».
     Иалдабаоф делает попытку утопить людей, наслав потоп.
     Когда верховный Отец посылает Христа спасти человечество, Иалдабаоф подстрекает евреев убить Христа. Но умер только Иисус - человеческая ипостась Спасителя, а Христос остался жив, ибо он - бессмертный Бог.



Изображение Демиурга на камее.

Нужно отметить, что Иалдабаоф является порождением Софии: «Когда же увидела она последствия воли своей, что приняло вид несообразный - змея с мордой льва. Глаза его были подобны сияющим огням, что сверкали. Она отбросила его от себя, за пределы этого места, дабы никто из бессмертных не увидел его, ибо создала она его в неведении. И окружила она его световым облаком и поместила трон в середине облака, дабы никто не увидел его, кроме святого Духа, который зовётся матерью живых. И назвала она его именем Иалдабаоф».
     Наиболее вероятный перевод имени «Иалдабаоф» (Ялдабаоф) - «Сын Хаоса», с иврита (yalda bahut, ילדא בהות).



Несколько офитских сект поклонялись змею Уроборосу. Это драконообразное существо, свернутое кольцом и кусающее собственный хвост, - символ и причина бесконечного цикла метаморфоз. Уроборос объединяет в себе добро и зло. Любопытно, что это представление о «древнем змее, кусающем хвост», о «змее Ёрмунганд» (на картинке в нижнем правом углу) параллельно присутствовало и у «северных язычников».
     Очевидно Уроборус является самым древним архетипом человечества, поскольку в изображениях присутствует в большинстве религий, разделенных временем, расстоянием и континентами.



Ёрмунганда еще называли «Змей Мидгарда», что говорит о том, что первоначально Змей был позитивным элементом пространственной системы мироустройства в северной мифологии. Но в последней битве перед гибелью мира Тор и Ёрмурганд сражаются насмерть. Тор убьет змея, но и сам погибнет от яда.

«Samael» буквально означает «Слепой бог» или «бог слепых» с арамейского. В другом значении - «Самаэль» означает «яд Бога», поскольку он считается ангелом смерти и убивает людей при помощи яда. Символика яда такова, что поражает он всегда изнутри, даже если попадает снаружи.

В иудейской традиции функции Самаэля неоднозначны: это еще и главный правитель пятого неба, один из регентов семи миров, которому подчиняется два миллиона ангелов. В Талмуде говорится о нем, как об ангеле-хранителе Исава и начальнике стражи Эдема. Самаэля также иногда определяют как ангела-антагониста который боролся с Иаковом, а также ангелом, который сдерживал руку Авраама, когда он собирался принести в жертву своего сына. Согласно каббале, Самаэль связан с Eisheth Zenunim (Ишет Зенуним), Na'amah (Ноема) , и Agrat Bat Mahlat (Аграт Бат Махлат)- суккубами, ангелами священной проституции.

Думаю, прочитав этот абзац, вы поняли, что досконально разобраться в этих противоречивых сведениях трудно даже каббалисту. Но все это представляет основу веры - есть библейские тексты, принятые христианством. К примеру, в Ветхом завете Нахема (Ноэма) упоминается как дочь Ламеха, отца Ноя; как стала демоном - неясно. В Гностической Каббале упоминается как Nahemah. Является «матерью предчувствия». Совершенно естественно выглядит увод Церковью этой части сведений в подводную часть «айсберга» религиозного мировоззрения, чтобы не возникало лишних вопросов, на которые нет ответов.

В офитском тексте «Сущности архонтов» о Самаэле говорится:
"Их правитель слеп; по причине своей силы, невежества и надменности он сказал: «Это Я - Бог; нет иного кроме меня". Сказав это, он согрешил против полноты. И речь его была вознесена к нетленности; затем из нетленности последовал голос: "Ты ошибаешься, Самаэль, ты, кто есть бог слепых".

В тексте, озаглавленном "О происхождении Мира", следующее: Пистис (Вера) (в данном контексте - Эон или эманация Истинного Бога) обвиняет «Верховного Правителя», то есть Иалдабаофа или Самаэля в провозглашении им себя Богом или верховной силой во вселенной, и говорит: «В завершении твоих деяний весь порок, ставший видимым на фоне нерушимой правды, будет уничтожен и прекратит своё существование, будто этого изъяна никогда и не было». «Существует бессмертный человек, созданный светом до твоего появления, который появится среди твоих фальшивых форм; в презрении растопчет он тебя, разобьет вдребезги, словно глину гончара».

Иалдабаоф не является «злом» по своей природе, но заблуждается, веря, что является верховной силой во вселенной, что, по сути, является незнанием и невежеством (из-за этого его называют слепым).
     «Когда Саваоф, сын Иалдабаофа, услышал голос Пистис, то восхвалил он её, и осудил отца своего, поверив на слово Пистис; и восхвалил он её, потому что поведала она о бессмертном человеке и его свете. Тогда Пистис София протянула палец и одарила его своим светом в знак осуждения его отца. Теперь, когда Саваоф был освещён, обрёл он величайшее превосходство над силами хаоса. И с того дня его именуют Повелителем Сил».
     Из этого отрывка мы с удивлением узнаем, что Саваоф имеет отца Иалдабаофа.

В иудейской и христианской традициях Савао́ф (ивр. צבאות‎, Цеваот, буквально («Господь Воинств») - один из имён-эпитетов Бога, имя которого не произносимо и на письме выражается тетраграмматоном, который обозначают словом Яхве или Иегова.
Разумеется, оригинальные представления офитов-гностиков не могли войти в христианские канонические тексты и остались «апокрифами», как и многие другие произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы.
     Иалдабаофа,(Сакласа, Самаэля), в мистической литературе иногда называют «Великим демоном», не обладающим «ни формой, ни завершённостью», а иногда отождествляют с Яхве.

Иалдабаофу приписывают еще несколько важных функций - . он занимает положение между двумя вселенными. Иногда о нем упоминают как о страже Великих Врат, что скорее всего не совсем верно, если принять во внимание его высочайшее иерархическое положение. Возможно он обладает ключем от Врат, а может быть является и Вратами, Ключом и Стражем одновременно. О нем говорится как о творце «ложного мира форм». «И великий демон начал творить эоны на подобие истинных Эонов, и творил он их собственной силой», то есть своей мыслью. Эоны это продукт эманации божества - сущности. Был у гностиков такой термин «Эпинойа» - управляемая мыслительная операция заданной величины. Синтез воображения и восприятия. В данном случае речь идет о процессе воплощающем вымысел в реальность, разделяющем целое на части, дифференциации, и затем комбинирующем эти отдельные части произвольным образом, образуя новое целое в виде жизнеспособных химер, обладающих заданными ТТХ - например: грифонов, кентавров, сирен, василисков и т.д.
Остановимся здесь ненадолго.

Химеры. Василиск.

Василиск - (от гр. Βασιλίσκος - малый король). «Царь-Змей» - взгляд и дыхание которого убивают.
    Василиски, как мифические существа несколько раз упоминаются в Вульгате.



Напрашиваются ассоциации с «Василевсом», (правителем с наследственной властью в Греции, а также титулом византийских императоров), которые здесь совершенно адекватны. Приблизительно до VII века до Р. Х. слово однозначно означало химерическое змееподобное существо, а в более поздние античные времена стало означать «повелитель, правитель».
     Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована греками в давние времена от первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Таким образом и «Базилика», скажем, во фразе «Базилика Святого Петра в Риме» демонстрирует связь как с домом змей, так и в последующем с домом царей.



Изображения Василиска разные. Вот на этом каменном гербе из Милана, ставшим прототипом эмблемы Альфа-Ромео - тоже василиск, как утверждают.



В позднее средневековье слово «Василиск» ассоциируется уже почему-то с «Петухом» корона стала гребнем и изображения его еще раз видоизменились.
     Кстати. «Царь» - это тоже «Змей». Слово «Царь» от слова «Сар». К примеру:. На своем гербе Тудхалия IV первым из хеттских царей поместил надпись «Сар кисати» - «Царь обитаемого мира». «Сар» на древнееврейском - повелитель, владыка, властитель. К примеру: Царь "Саргон" (Ис.20:1) переводится как "царь законный" или "царь Истинный". Царь = сар - это несомненно, чтобы не говорили - доказательств тому много. Но хетты и евреи заимствовали слово «Сар» у шумер. А вот у шумер САР(СЭР) - это однозначно Змей. Слово переползло в Европу как серпент, став серпантином.
Все цари, как показал в стихотворной форме еще Александр Сергеевич, имели особую страсть к «золотым петушкам», помещая их на шпили и гербы.

Было бы совершенно неестественно забыть в этом кратком обзоре первоисточник всех ересей - шумерские хроники, в которых «змеиная» тема расово обозначена.

Энки (Эа, Хайа, Эйа - это последующие временные трансформации его имени) - «Великий Дракон» (УСУМ-ГАЛ), правитель АБЗУ («Дома -Бездны»). Сотворил мир, богов и людей из глины, посадил в Эриду «Древо Жизни». (О древе мы непременно поговорим позже). И есть много других схожих описаний, указывающих на их последующее заимствование Библией и аналоги с Яхве. Есть и отличия: Энки предупредил Зиусудру (прототипа библейского Ноя) о насланном Эллилем Всемирном Потопе и убедил построить Ковчег. Некоторые исследователи именно его называют змеем-искусителем при Древе.

Энлиль, его сводный брат, тоже несет некоторые черты библейского Бога. Его имя также видоизменилось: в Аккаде его стали звать «Илилу», затем имя было сокращено до «Или», а более поздние семисткие племена в Вавилоне называли его «Эль».
Древняя божественная «бинарность», в этом случае проясняет тот вопрос, что ставит многих богословов в тупик - отчего «Элохим» (явно родственное со словом «эль» (ивр. אל‎) и означающим «Бог») подается во множественном числе - «Боги».

Два сводных брата, сыновья Ану - Энки и Энлиль - равно претендуют на звание Творца, но представляют противоположные кланы. Физика универсума построена на разности потенциалов. Все что связано с активной формой существования материи имеет два полюса, между которыми проходит «ток». Между Рождением и Смертью бежит Жизнь. Бином - условие жизни. Противопоставление двух сущностей не приводит к короткому замыканию, но соединение их может привести к аннигиляции. Слово «анигиляция» здесь не совсем точное, разумеется. Назвать можно всяко, можно «бигбадабумом», или еще как нибудь, научно выдержанно, но также красиво и непонятно. В этом смысле «армагедон» - малый «бигбадабум», вроде упомянутого короткого замыкания.
     Раздельно, если какой либо потенциал изолировать, «сущность» не работает, гаснет. Это имеет некоторое отношении , как пример, к вопросу к идее «батарейки» из Матрицы, а если еще точнее «Зловещему барьеру», если вы знакомы с этой книгой.

Во взаимоотношениях человечества с «Большими» и «Малыми» Змиям нагромождено много непонятного - смысл их ускользает, утопая в поэтических словах, метафизических и псевдофилософских построениях, давших начало огромному количеству «магической литературы», практической целью которой является «господство над миром через познание необходимости и закономерности таинственных сил мира». Другими словами это просто «колдовство» и «чародейство». НИИ ЧАВО, не более. Если кто-то подумает, что подойдя к этому рубежу мы будем далее продвигаться в эту тёмную территорию - ошибается. Эту дверь мы здесь открывать не станем. По эту сторону нам светлее и видней.

Я не намерен рассматривать способы воздействия на материальный мир через управление «потусторонними силами». Но, с другой стороны было бы странным обойти вниманием «обрядовость», поскольку это неотъемлемая часть всех языческих и современных религий во всех регионах мира, во все времена.
     Стоять возле этой двери, вплотную к ней приблизившись - всё равно, что балансировать на лезвии бритвы. Неудобно и опасно. К слову, хорошее название выбрал Ефремов для одноименного романа.
     Поэтому отступим немного назад, чтобы обрести устойчивое равновесие и позицию с более широким обзором. Со «змееносцами» немножко прояснилось, возьмем в руки другой камешек.

Вернемся к «Часу Быка»

Звездолет «Тёмное пламя» нашел на одной из планет, колонизированных землянами еще в начале «космической эры», сложившееся олигархическое общественное устройство, противоположное по принципам коммунистическому обществу на Земле. Торманс объединял в себе «государственный капитализм» и «муравьиный лжесоциализм», где кучка олигархов управляла тем муравейником.
     Ефремов, описывая это общество, не ударяется в морализаторство, а как рационалист и ученый пытается дать ответы на возможные варианты развития будущего человечества. Выводов не делает, но ясно показывает, что отказ от социалистического развития, приведет к деградации во всех сферах жизни.

Президент Венесуэлы Уго Чавес во вторник 22 Марта 2011, сделав заявление по телевидению, многим показавшееся забавным: возложил вину за исчезновение жизни на Марсе на капитализм. «Не показалось бы странным, если бы на Марсе когда-то существовала цивилизация, но если она исчезла - значит, дошла до того этапа капитализма, который прикончил эту планету».

Любопытно, что правителя планеты Торманс звали созвучно, Чойо Чагас. В итоге романа, контакт с землянами помог ян-яхуянцам принять решение о совершенствовании общества - на Землю было отправлено послание, и к планете был послан звездолет. Для этого решения потребовалось 130 лет. У нас в реальной жизни времени поменьше: уже во времена Ефремова было просчитано, что не возобновляемых ресурсов планеты хватит только до 2040 года. И треть из них находится у нас, в бывшей «красной зоне». Впрочем, промышленное производство с затратной экономикой «потребления» сейчас пожирает гораздо больше и быстрее, чем считалось в 70-е годы.

Мне понравилась определение, увиденное на одном из форумов, где обсуждали творчество Ефремова: - Закрытие «красного проекта» приведет к закрытию «белого». Очень точно. Можно лишь еще немножко поэзии добавить - Адам, хтонический человек - это в некотором смысле тоже «красный проект». Адам, в переводе - «красная земля».
Чавес-Чагас. Трудно сказать, какую роль сыграет в дальнейшем Чавес. Не думаю, что он читал Ефремова, и нам утвержденное директором театра либретто тоже не показывают. Надеюсь все же, что сценарий отличается от явленного в «Норд-Осте», где расслабленно жевавшим толерантный попкорн зрителям во втором акте продемонстрировали бомбу под потолком. А о Чавесе мы еще услышим - такую фигуру продюсеры без внимания не оставят.

«The white man's burden» - тяжелая ноша, и возложив ее на других, чтобы с комфортом двигаться, белый человек обрел гиподинамию, со всеми её следствиями.
      В закрытии «белого проекта» роль будет играть не только отказ от «коммунизме-социализме» (в виде социального государства), хотя всем, наверное, совершенно ясно что другой лучшей альтернативы у людей нет и не будет. Урбанизация, автоматизация и механизация труда, с увеличением роли электронных средств общения с ботами и сплющенный зад от сидения в уютной ЖеЖешечьке не добавят в жилы приток свежей крови, но и не остановят естественное желание человека размножаться. Для этого нужны другие методы, в комплексе.
     Самый действенный из них даже не голод, что легко доказывается наличием высокой рождаемости в «голодных» регионах планеты, а отсутствие самого желания «кушать», стресс. Это породить может «когнитивный диссонанс», лучшим примером которому - «буриданов осёл». Вроде у вислоухого и выбор был - две копны, но он умирает от истощения. Возможно, и выбор-то чисто виртуальный, но нет даже попытки проверить это, попробовать, реально ли сено на вкус.

Вот мы поговорили о «гностиках».. С одной стороны их философия отвергает иудейского Бога Яхве, Бога евреев - с другой неприемлема для христиан, поскольку чистое язычество. Мало того, для христиан это «троянский конь», вирус, который может легко разрушить христианство изнутри, поскольку, номинально и внешне, религия эта Христа не отвергает.

Мультикультуризм. Представьте себе что христианин, внутренними убеждениями которого является «подставь другую щеку» и «отдай последнюю рубашку», общается с так похожим на него евреем, по вере которого прописана «жестковыйность» и «зуб-за-зуб», при наличии, казалось бы, совершенно одинаковых принципов, выраженных десятком общими заповедями. Разумеется, «не противься злому» и «отдай ему и верхнюю одежду» - заранее проигрышная по жизни позиция в «мультикультурных» отношениях, ведущая по сути к самоубийству. Какая уж здесь «иудеохристианская цивилизация»… А тут еще рядом на ступеньках уже барашков режут, по вере их.

Нет, я не говорю, что выполнять заповеди Нагорной проповеди невозможно, но для этого, по-хорошему, нужно чтобы вокруг были только братья-сестры христиане. Впрочем, даже святые отцы отстраивают себе каменные стены, чтобы отгородиться ими от внешнего «мира» и тем спастись, иметь возможность выполнить свою миссию, или хотя бы успеть, сделав приветливое каменное лицо, спросить - Кто там? Изолируясь от одного источника, подключаются к другому. Национальные государства, обнесенные пограничными столбами - замечательное и проверенное временем решение мультикультурных проблем.
     Приводят в пример Российскую Империю и СССР, где якобы существовали традиции «мультикультурализма». Это неправда. Гармония в национальных отношениях в РИ достигалась тем, что это было однозначно, по всем параметрам, государство Русской культуры, а в СССР - что при наличии разных культур государство декларировало атеистические и антирелигиозные принципы, и не национально-конфессионального, а «советского» человека.

Да и не только в религиозности дело… КД создать легко. У любого человека постоянные новости о том, как наркополицейские умирают на рабочих местах от передозировки наркотиков, что борцы с коррупцией постоянно попадаются на взятках, а заявления радостных риэлтеров о том, что цены на жилье будут только расти - вызывают, мягко говоря, «чувство психологического дискомфорта».
      «…Этот ... Василий Алибабаевич ... этот нехороший человек… мне на ногу батарею уронил… падла..»

Особенно когда атеисту при этом ненавязчиво напоминают, что он же во всем этом виноват, грешен и должен каяться. Курящему каждый раз, когда он захочет принять очередную дозу витамина PP, напомнят, что курение убивает. Законопослушному - что заплатив налоги он отойдет ко сну, спокойно отойдет. Спи спокойно, дорогой друг.

Мир стараются перевернуть, поставив с ног на голову. Противоречия нарастают и приводят к кризису системы жизнеобеспечения. Только ли страсть к личной наживе заставляет власть придумывать всё новые способы держать население в состоянии постоянной амбивалентности? Это делается сознательно, вольно, или неосознанно - от бездарности? Это управляемый процесс? Так ли технократична власть, что полностью игнорирует психологическую составляющую жизни населения?

Названия Ян-Ях в книге тоже не случайно, как не я первый заметил. Это слишком бросается в глаза. Ян - это Янус. Ях - Яхве..
Вот, из новостной ленты: «У бога Яхве была жена и звали ее Ашера. Так утверждает Франческа Ставракопуло (Francesca Stavrakopoulou), теолог из Университета Экзетера. Это была богиня плодородия, равная по силе своему супругу. Ставракопуло утверждает, что упоминания о ней были в древних текстах Ветхого завета, однако потом Книгу «отредактировали» с тем, чтобы Бог остался один».

Собственно, чего-то особенно необычного в новости нет. Кроме подтверждения того, что информация в наше время стала доступней и быстрей распространяется. Уверен, каким-то еврейским ученым это было давно известно. Женские божества на протяжении времен дезавуировались, трансформировались в мужские, сливались с ними воедино, или становились «демонами». Солнце стало луной. Переход от политеизма к единобожию был очень непростым процессом.
И это тоже многим понятно.
      Вопрос в другом, кто руководит подобными процессами «очищения» и «минимизации», держит их в поле зрения, и стало ли от того за две тысячи лет человечеству больше известно о Боге, чем во времена древних Отцов?

Архивариус (с)
To be continued

ww-2

Previous post Next post
Up