Запределье (47). Старые сказки Платона

Feb 23, 2024 11:44




.
   Поисковые запросы в интернете показывают, что многие люди верят в ангелов-хранителей, а часть из них даже ощущают ангельское присутствие и отмечает 21 ноября как день памяти небесных сил бесплотных. Происхождение веры в добрых духов, данных человеку Богом для помощи и руководства разгадать непросто. Они впрямую не фигурируют в Ветхом Завете, но, похоже, вернулись вместе с евреями из вавилонского плена, где на них оказала влияние ангелология зороастризма, хорошо развитое учение об ангелах-хранителях, небесных существах света, которые и являются прототипами современных представлений. Ангелы, ставшие доминирующими фигурами в еврейских апокалиптических писаниях, начиная с третьего века до Р.Х., были скорее безличными, чем личными.
   Архетипу Ангела-хранителя принадлежит особое место в коллективном бессознательном. Теософы Ангела-хранителя называют Высшей Самостью, Молчаливым Наблюдателем или Великим Мастером. Римляне называли Гением. Греки - Даймоном. Гностики считают Логосом. Египтяне говорят Асар Ун-нефер. Зороастр упоминает об объединении всех этих символов в форме Льва. На Тибете он Ади-Будда. Бхагавад-Гита сравнивает его с Вишну. И Цзин соотносит его с «Великим Человеком». В Каббале его называют Иехида (индивидуальность).
   По описаниям ангелы весьма далеки от сладости, скорее они суровы и выглядят даже устрашающе, как архангел Метатрон или офаним, предстающие в виде четырех покрытых глазами колес. Мы помним, что когда Пророк Мухаммад попросил взглянуть на Гавриила, которого, как инсайдера откровений, вполне можно было бы назвать его ангелом-хранителем, он потерял сознание замертво от потрясения, увидев огромное существо, заполняющее весь горизонт вне поля зрения.
   В европейскую культуру ангелы попали главным образом посредством Дионисия Ареопагита, который первоначально считался афинским учеником Святого Павла, но теперь считается сирийским монахом конца пятого века. Его книга «Небесная иерархия» - самый авторитетный текст в истории ангелологии. Эту идею с энтузиазмом подхватил св. Фома Аквинский и Римско-католическая церковь, (хотя святой Августин не был так уверен, имеют ли ангелы материальные тела или нет). Именно он распределил ангелов по девяти чинам, от Херувимов, Серафимов и Престолов, через Господство, Добродетели и Силы, вплоть до Начал, Архангелов и Ангелов - каждый чин был звеном в Великой Цепи Бытия, которая простиралась от Бога до человечества, животных, растений и камней. То, что ангелы являются посредниками между Богом и человечеством, на самом деле была гораздо более древней идеей, которую псевдо-Дионисий заимствовал у великих неоплатоников, процветавших в эллинистической культуре, окружающей Александрию, в первом-четвертом веках от Р.Х.
   Фактически вся его богословская система была целиком заимствована у Плотина, Ямвлиха и Прокла, а затем христианизирована. Но в первоначальной «теологии» существа-посредники назывались не ангелами, а даймонами (или, по латыни, если вас это не пугает, демонами).
  Наше, устоявшееся представление об ангелах-хранителях происходит от греческой концепции о личном даймоне. Самый известный личный ангел-хранитель в древности принадлежал наставнику Платона Сократу. Согласно Апулею, в декламации «О божестве Сократа» у него был посредник между ним и Богом (или богами). Даймоны, утверждал Апулей, обитают в воздухе и имеют тела настолько прозрачные, что мы не можем их видеть, а только слышим. Так было с Сократом, чей даймон был известен тем, что просто говорил «Нет» всякий раз, когда он собирался столкнуться с опасностью или сделать что-то неугодное богам. Платон, в нашем понимании, толковал понятие «даймон» как совесть. Тем не менее, демоны столь же материальны, как и духовны, несмотря на то, во что нас могли убедить более поздние христианские апологеты, такие как Фома Аквинский. Они обитают в «воображаемом мире» между материальным и духовным. Считалось, что у каждого из нас есть личный даймон, которого римляне трактовали как «гения» (духа-хранителя) - они приносили жертву своему гению-хранителю в дни рождения, собирая друзей в триклиниях и возлежа на ложах. Отголоски этого языческого обряда сейчас проходят менее замысловато, при этом именины путают с Днём Ангела, который совпадает с днем крещения.
   К.Г. Юнг, великий швейцарский психолог, относил ангелов-хранителей к архетипам коллективного бессознательного. Но и сам он, после одного события, которое перевернуло его научное мировоззрение, поведал о крылатом существе, регулярно посещавшем его во сне. Он представлял его седобородым стариком. В руках у него была связка из четырех ключей, один из которых он сжимал так, словно собирался открыть замок. Замок, который он собирался отомкнуть, конечно же, был запертой бессознательной психикой Юнга. Эта загадочная фигура представилась Филимоном. «Иногда он казался мне вполне реальным, - писал Юнг в «Воспоминаниях, сновидениях, размышлениях», - как если бы он был живой личностью. Я гулял с ним по саду, и для меня он был тем, кого индийцы называют гуру... Филимон говорил вещи, о которых я не думал сознательно... Он сказал, что я относился к мыслям так, как будто я сам их порождаю, но, по его мнению, мысли были подобны животным в лесу или людям в комнате... Это он научил меня психической объективности, реальности психики».
   1 февраля 1944 года Карл Густав Юнг поскользнулся и сломал малоберцовую кость голени. Десять дней спустя в больнице он перенес инфаркт, вызванный эмболией обездвиженной ноги. Это распространённый случай. После терапии кислородом и камфарой он потерял сознание и испытал нечто вроде клинической смерти, со всеми её атрибутами: выходом из тела, пролётом через туннель и т.п. - всего того, что в зависимости от вашей точки зрения можно назвать околосмертным опытом или же бредом.
.
Читать далее на Бусти: https://boosty.to/project_archivarius
Previous post Next post
Up