вместо кредо

Oct 23, 2016 00:00


Блогу 5-ть лет! В связи с этим, решил создать новый заглавный пост. И, по возможности коротко воспроизведя прежние вводные установки относительно того, что составляет основное содержание материалов блога, выставить новые проблемно-тематические акценты, которые обозначились в этих материалах за прошедший период существования этого блога.
(Прим. от 23 ( Read more... )

livejournal, polemics, welcome

Leave a comment

gnomo_sapiens April 13 2020, 20:21:16 UTC
Вижу вы один из тех редких людей, кто взял на себя ТРУД разобраться в сути вопроса.
Ну, в общем как то так: категория абстрактна. Абстрагируются от образа, образ индивидуален и предшествует категории. Субъект - тот, кто переводит реальность из состояния сущего в состояние должное. Должное для каждого свое индивидуальное (может быть тождественно с желаемым, для ребенка). Теперь образ, абстрагируясь от которого строим категорию "субъекта".
Самоцитата несколько по другому поводу: "Субъектность не метафизична, а онтологична. Идея, овладев массами, становится материальной. Абстракция субъекта конкретизирована в законах. Писаных и нет не суть важно, действующих. Собственно субъект это и есть "действующий".
Художественный образ Лукьяненко "Дневной дозор" - субъект тот, кто играет шахматы. Люди - пешки, элита - ферзь, ога. Субъект - тот, кто играет в шахматы. Там субъектность персонализирована, Гесер и Завулон.
Еще один образ, образ первичности. А первично по отношению к Б, если А переделывает Б под себя. Я сделал из досок табуретку, перевел реальность из состояния "доски" в состояние "табуретка". Общество обстругало меня под себя. Я объект.
Далее, категория энтропии. Как показателя сложности. Сложность определяется через количество возможных вариантов. Например могут быть колонизированы другие звездные системы или нет. Вариант не могут - сложность 0. Вариант могут быть, а могут не быть - сложность 1 байт. Прогресс это всегда усложнение. Вам интересно или нет?

Reply

arhipolemos April 14 2020, 13:34:20 UTC
Навскидку, интересно следующее.

Почему, если субъектность онтологична, она не может быть метафизична? Или это просто исходная позиция выяснении вопроса?... - разумеется, если метафизику понимать не как "догматическое vs. диалектическое", каковая оппозиция сама воспроизводит ту догматику, с которой "борется" (квази)диалектическая сторона этой оппозиции.
То есть, в норме: метафизика - о предельных основаниях реального, а диалектика - об осмыслении этих оснований по принципу _единства исторического и логического_ (разумеется, поскольку единство диалектическое, то оно предпоолагает противоречия, как закономерный, конститутивный аспект исторического бытия реально сущего).

Отсюда - следующее.

Должное - категория, и в этом качестве она - про общее. Иначе откуда действенность законов? Просто - от воли субъекта к "обстругиванию" реальности под себя?... Но если так, то откуда предназначенность "обстругиваемого" к таким формам, а не к каким угодно, как и предназначенность самого "обстругивающего" к самому этому его онтологическому статусу?
То есть, в данном случае, грубо говоря, метафизическое входит в онтологическое - как, соответственно, универсальное в индивидуальное.
Тогда, прогрессивное усложнение, движущееся по диалектической спирали, это движение от монолитно простого универсального (тезис) к сложности индивидуализаций (анти-тезис) и, далее, к единству во множественном (синтез).
Соответственно, что касается "обстругивания" в глобально-универсальном масштабе, противоборство колониального и автаркического, как волюнтаристски-энтропийной и, скажем, охранительски-удерживающей субъектностей (соответственно, условных Завулона и Гесера), это, соответственно, анти-тетическое и тетическое. Синтез же, - именно как предельно универсальное (глобально и фундаментально), или ВСЕ-Общее, - состоит не в "примирительном" снятии, и даже не просто в выходе на новый виток (где запускаются иные вариации этого противоборства), но в выходе к качественно иному состоянию всего сущего, в сравнении со всеми исторически пред-шествующими его состояниями.

В целом, процесс можно представить как противоборство _восходящей эк-статики духа и циклической гомео-статики естества_ »»» ...
Исторические циклы суть лишь спиралевидные завихрения, возникающие при восходящем полёте Стрелы Времени_, испытывающей сопротивление материала, из которого состоит общественно-историческая атмосфера. Чем выше Стрела проникает, тем плотнее слои атмосферы и сильнее сопротивление.

Reply

gnomo_sapiens April 15 2020, 15:34:12 UTC
Субъектность исторична, метафизика... Хм. Ну, вот различные формализации понятия алгоритма (Марков, Тьюринг, Пост) дают один класс рекурсивных функций, отсюда (метафизический) тезис Черча. Однако ранее метафизична была (классическая) логика, вплоть до момента построения конструктивной. Как нибудь расскажу притчу о червях.
https://gnomo-sapiens.livejournal.com/67216.html - тут продолжение.

Reply

arhipolemos April 15 2020, 23:25:33 UTC
==... Однако ранее метафизична была (классическая) логика ...==

К истории вопроса - как _истории концептуального оружия_:
https://arhipolemos.livejournal.com/2015/08/07/#post-arhipolemos-307280

Reply


Leave a comment

Up