вместо кредо

Oct 23, 2016 00:00


Блогу 5-ть лет! В связи с этим, решил создать новый заглавный пост. И, по возможности коротко воспроизведя прежние вводные установки относительно того, что составляет основное содержание материалов блога, выставить новые проблемно-тематические акценты, которые обозначились в этих материалах за прошедший период существования этого блога.
(Прим. от 23.10.2021. - Блогу уже 10-ть! - см. ниже пост _решающее-3_.
Всё сказанное ниже в данном посте лишь возросло в своей актуальности. -
a/p).
Итак.
Сначала, коротко о понятии метафизики, являющемся ключевым в этих выкладках. Оговорим исходные и простые значения этого понятия, дабы сходу не затруднять чтение для тех, кому оно непривычно.
Философы, в чьём обиходе обретается понятие "метафизика", замечали, что именуемое этим понятием коренится в самой человеческой природе. А это, прежде каких-либо сложных интеллектуальных построений, значит, что человек есть существо, взыскующе смысла. Устремляясь к смыслу, человек может обнаружить его как определенную возможность, сопряженную как с интеллектуальным действием, так и с практическим или эмоциональным актами. И обретается эта возможность во вполне приземленных и самых обыденных обстоятельствах.
Однако, обретаясь так в дольнем измерении, смысл может стать для человека путеводной нитью, возводящей его к высшим возможностям, в перспективе которых он начинает соизмерять свою жизнь с горним призванием.
И вот, собственно, в чём начинаются сложности как теоретического, так и практического плана. Поиск и обретение смысла сопряжены с такой, тоже исконе занимавшей философов, вещью, как выбор. И то, какова одновременно предельно-фундаментальная (метафизическая) и сермяжно-злободневная (социально-политическая) проблематика, связанная с этим понятием, как раз является темой вводных установок к основному содержанию материалов блога.
Так вот. Фундаментальная двусмысленность современной ситуации проявляется в том, что широкий спектр предлагаемых этой ситуацией каждому из нас возможностей выбора - как жить, кем и каким быть, куда и с кем двигаться по жизни и прочее в этом ключе, - сочетается с крайне узким туннелем реального воплощения этих возможностей.
Метафизическая суть этого (само)обмана заключается в том, что выбор не удостоверяется относительно смысла, ввиду усмотрения которого должен осуществляться любой выбор. Происходит это потому, что смысл, составляя проектно-целевой полюс нашего отношения к жизни, отождествляется либо со средствами обеспечения его реализации, либо с тем, смыслом чего он является.
Под средствами здесь подразумевается максимально широкий и всеобъемлющий спектр всего того, чем мы опосредуем своё взаимодействие с миром и друг с другом. Это и средства материально-технического обеспечения наших жизни и деятельности; и средства знаково-символического означивания и выражения всего, что составляет эти жизнь и деятельность в виде предметов в окружающем мире и определенного субъективного содержания; и средства социально-культурного поведения и отношений в обществе (социальные институты, способы организации и управления, роли, статусы и пр.). Все эти средства суть ресурс, который задействуется в обнаружении и реализации смысла. Этот смысл не будет обнаружен и реализован без этого ресурса, однако, вместе с тем, смысл является такой возможностью, поиск которой инициирует создание этого ресурса и направляет его развитие.
Человеческая жизнь, по большей части, заполнена процессами обретения и развития ресурсной базы. Но когда эти процессы полностью отождествляются с жизнью, тогда происходит отождествление её смысла с обладанием тем, что должно служить средством его обнаружения и реализации. А тогда исчезает импульс к тому действительному развитию, которое связано с обеспечением исторического воплощения сущности - того, что есть в своём существе жизнь, мир, человек и всё то, благодаря чему человек становится способным творчески совершенствовать себя и мир, делать жизнь Историей.
Причём, даже если это эссенциально-метафизическое _что_ сохраняет свою значимость для исторического развития, но при этом исчезает смысловой полюс, являющийся экзистенциально-метафизической _возможностью_, в устремлении к которой черпается исходный импульс и целевая направленность этого развития, тогда происходит ещё одно, весьма пагубное, отождествление. В данном случае, смысл отождествляется с самой сущностью и заключенными в ней потенциалами, а обнаружение и реализация смысла сводится к раскрытию и воплощению этих потенциалов. Отсюда тавтологические установки, типа: "жизнь ради жизни", "самореализация ради самореализации", "прогресс ради прогресса", "творчество ради творчества" и т.д. и т.п.
Теперь, развивая эти проблемно-ключевые моменты, обозначим то, что связано с историософско-метафизической сутью современной ситуации.
Есть множество чрезвычайно важных вопросов, затрагивающих происхождение человеческого рода, первоистоки родовых и видовых особенностей человека и его сущностных потенциалов. Есть также не менее важные вопросы, затрагивающие движущие силы и цели исторического развития общества, эволюционные закономерности этого развития и революционные импульсы, творчески воздействующие на закономерный ход общественно-исторических процессов.
И есть множество ответов на эти вопросы, также подчиненных динамике исторического развития и включенных в его структуру. Эти ответы на конкретных этапах исторического развития образуют мировоззренческие парадигмы - системы представлений о мире и человеке, обществе и истории. Эти парадигмы складываются в рамках общественно-исторических миро-проектов - крупных макро-коллективных структур, объединенных общими целями и задачами. Миро-проекты выражаются в мета-нарративных системах - больших рассказах, которые являются условием возможности единомыслия, скрепляющего общественные отношения в виде плотной социальной ткани и, благодаря этому, образующего монолитное тело макро-коллективного субъекта.
Возникновение и формирование мировоззренческих парадигм, выдвижение миро-проектов, складывание больших рассказов обусловлено определенными вызовами истории, как правило, непосредственно связанными с исчерпанием и крушением прежних парадигм/миро-проектов/мета-нарративов. В этих процессах выкристаллизовываются ценности - то, что является парадигмо-образующим началом, составляющим стержневое содержание исторического пути макро-коллективного субъекта и лежащим в основе культуро-творчества, в котором он выражает человеческую сущность.
Основывая свои мотивацию и мировосприятие на ценностях, подчиняя свои поступки и отношения миро-проектным целям, общество и его конкретные граждане способны делать себя средством макро-коллективной реализации этих ценностей и целей. И это тоже является выбором, осуществляемым исключительно как свободное волеизъявление.
Революционные ситуации, как ситуации зарождения новой мировоззренческой парадигмы, выдвижения нового миро-проекта и формирования нового мета-нарратива, суть тоже ситуации выбора. В данном случае, по преимуществу, макро-коллективного выбора. И эти ситуации, как правило, имеют вид именно узкого тоннеля, или горловины. Проходя через эту горловину, общество и его граждане становятся способны действительно выбирать и реализовывать множество возможностей. Либо, впадая в самообман "уже состоявшейся" высвобожденности всех и каждого для широкого выбора и реализации возможностей, но реально сталкиваясь с крайне ограниченным туннелем, общество пребывает в состоянии безответности в отношение вызовов ситуации. И это - состояние безответственности в отношение реализации ценностей своей культуры и целей своего исторического развития.
Так вот, именно смысл - как смысл исторического бытия человека в мире, множество таковых смыслов, обретающихся в этом бытии, - является путеводным в совершении любого выбора. И особенно - того выбора, который связан с возможностью макро-коллективного прохождения исторической горловины. Именно благодаря усмотрению бытийно-исторического смысла, в каждом принятом решении обретается адекватный и соразмерный ответ на вызовы актуально-исторической ситуации. И именно благодаря этому усмотрению, решение будет действительно основываться на ценностно-целевом содержании, в котором запечатлена историческая Судьба народа (макро-коллективного субъекта) и возможность реализации его Предназначения в Истории человеческого рода.

Теперь, сообразно стремительному ходу событий, на наших глазах кардинально меняющему социально-политическую реальность, обозначим определенную смену акцентов в понимании фундаментального жизненно-исторического вызова нынешней ситуации в стране и мире.
Речь о первом элементе контр-позиции, зафиксированной пять лет назад в первоначальном варианте заглавного поста:
расслабление ради получения максимума удовольствия
contra
напряжение ради обнаружения и реализации максимума смысла.
Подразумеваемое в первом элементе пресловутое потреблятство, с присущими ему беспринципной травоядностью и теплохладным безучастием к историческим вызовам и смысловому наполнению ответов, всё это, конечно, остаётся и продолжает приобретать широкое распространение в мотивации, мировосприятии, отношениях, образах жизни и мысли людей. Однако гораздо важней то, чему служит "почвой" этот экзистенциальный инфантилизм. Это совсем иные мотивационные и мировоззренческие установки.
Так же, как в случае второго элемента контр-позиции - волевого устремления к смыслу, - здесь присутствует напряжение, а удовольствие не является самоценным, будучи производным от причастности полноте жизни. Кардинальная же разница состоит в том, что, вместо полноты как предельной осмысленности жизни, здесь так же предельно взыскуется полнота власти. Именно полновластие - как то, что взыскуется и вожделеется перед "лицом" Ничто. А по сути - перед той безликостью, которая порождается предельным отрицанием осмысленности жизни. Отрицанием самой возможности и необходимости усматривать какой-либо смысл в историческом свершении человеческого бытия, как и бытия всего сущего в целом.
То есть широкое распространение обывательски-нигилистического отождествления смысла жизни с нею самой создаёт основания для волюнтаристски-нигилистического отождествления самой жизни со средой властных устремлений.
Нигилизм властного самоутверждения, взрастая на рыхлой "почве" обывательского нигилизма, активно возделывает эту "почву" - для тотального распространения своих автократических притязаний. Пассивно-почвенный субстрат и активно-возделывающий субъект - как структурные элементы нигилистического вызова, - будучи наиболее отчётливо отображены в притче о Великом Инквизиторе, сегодня на наших глазах становятся реальностью. И тем самым грозят уничтожить историю, как процесс воплощения человеком своей сущности, и культуру, как средство, форму и плоть этого процесса.
Точнее, уничтожается подлинное предназначение означенных качеств культуры, а сами они превращаются в средство, форму и плоть отрицания родовой сущности человека, как и сущности любого рода и вида сущего. Собственно это сущностное отрицание, вкупе с отрицанием осмысленности жизни и бытия, призывает то самое Ничто, перед "ликом" которого распахивается безмерный простор для мощных и тотально всепроникающих устремлений к власти и к удовольствию.
Итак:
Ничто - против того сущностного, что есть в своём существе Человек,
Небытие - против смысла исторического бытия Человеком.
Ничто и Небытие, в устремлении к которым находит свой импульс воля к обладанию. Воля, которая может иметь как пассивно-потребительскую, так и автократически-активную направленность. Но в любом случае, эта нигилистическая воля является стремлением к самоутверждению на фоне отрицаемых сущности человека и бытийно-исторического смысла его жизни.
Вот более полноценное выражение метафизической сути современного исторического вызова.
Поэтому контр-позиция, образующая архиполемический нерв нынешней ситуации, выглядит как противоборство в наших мотивации и мировосприятии, отношениях, образах жизни и мысли двух базовых установок:
самоутверждаться - для того чтобы по максимуму обладать
                                                            CONTRA
высвобождаться - для того чтобы предельно осмысленно быть.
Первое достигается ценой отрицания бытийно-исторического смысла и превращения себя в средство отчуждения от человеческой сущности и возможности её общественно-исторического воплощения.
Второе достигается ценой жертвования себя - в становлении средством общественно-исторического воплощения человеческой сущности, обнаружения и реализации бытийно-исторического смысла.
Элементы этой контр-позиции, представляя собой, соответственно, вызов и ответ текущей ситуации, в то же время являются полюсами, в экстремуме которых располагается каждый из нас, живущих в этой ситуации. Задумываемся ли мы, в таком предельном экстремуме, о тех или иных проблемах своей жизни или нет, в любом случае, наши мысли, переживания и поступки включены в этот экстремум. И, таким образом, в тех или иных конкретных ситуациях мышления, переживания или поступка мы всегда тяготеем к тому или другому из двух полюсов. А тем самым, пусть и в бесконечно малой степени, но реально, воздействуем на свою жизнь - либо в направлении возможности сделать её осмысленной историей, либо в направлении отрицания её смысла и отчуждения её историчности.
Столкновение этих предельно антагонистичных сил в нашем конкретном жизненном опыте составляет проблемно-тематическое средоточие материалов данного блога. Этим же обусловлено его наименование. И, ввиду этой же проблемно-тематической сосредоточенности, в заглавном посте, вместо личного кредо автора, излагается всё то, более приоритетное, что связано с вызовами текущей ситуации, затрагивающими всех и каждого. В том числе, затрагивающими и таким образом, что, прежде разговора о каких бы то ни было верованиях, убеждениях, точках зрения и т.п., оказывается востребован архиполемический контекст, в котором всё это может быть удостоверено в своей подлинности. То есть удостоверено как способность быть ответом на вызовы жизни и истории!
Теперь коротко о том, как этот контекст формируется в проектно-аналитических циклах, коллекция ссылок на которые представлена ниже. (Часть ссылок отобрана из коллекции, размещенной в старой версии заглавного поста, часть перемещена из коллекций ссылок в двух других постах, прикрепленных на первой странице блога. В целом, это материалы, охватывающие период 2013-2016 гг. Возможно, коллекция будет пополняться дальше).
Помимо вышеозначенной контр-позиции - с полюсами самоутверждения для обладания vs. высвобождения для осмысленного бытия, в связи с, соответственно, отчуждением vs. воплощением родовой сущности человека, - в сложившейся ситуации имеется также контр-позиция глобализма и альтерглобализма. Эта контр-позиция адресует к современным проблемам национально-цивилизационной самоидентификации народа на основе культурных кодов, формирующих его уникальную идентичность. Сохраняется ли эта идентичность и действенность культурных кодов в опыте конкретного взаимодействия граждан, если это взаимодействие строится на отрицании каких бы то ни было глобальных миро-устройств (антиглобализм)? Не сливается ли это отрицание с нигилистическими энергиями отчуждения от сущностно человеческого начала в народе и проектно-смыслового содержания в его историческом бытии? В этих вопросах тоже обозначается серьёзный вызов.
В крайних циклах сверху и снизу, соответственно: _ребром - в лоб_ и _Заметки в хвост Приложениям_ к циклу _Отстоять Хайдеггера_, специально зафиксирован тот экстремум, который подчёркивает крайние пункты, соответственно, вопрошания/ответствования и ту чрезвычайную каверзность, которая, учитывая фундаментальную двусмысленность ситуации, появляется в самом постанове вопроса и рефлексии на возможность ответа.
То, как заданный в этом экстремуме контексто-образующий контур прочерчивается в ключе осмысления возможности альтернативно-глобальных ответов нашей страны на вызовы глобализма, представлено в материалах цикла-сборника _идентификационное vs. Идентичностное_.
Рефлексивный взгляд, особо акцентирующий актуально-политические и метафизически-фундаментальные препятствия в самих процессах формирования контекста и осмысления, изложен в цикле _Июльские антитезисы_.
В общем-то, о таких препятствиях говорится и в материалах цикла-сборника _Политико-психоаналитическая феноменология_. Но здесь акцент ставится, во-первых, на внутренних барьерах и формирующей их экзистенциальной психодинамике, во-вторых, на том, как эта динамика связана с полит.играми.
Наконец, то, что особо надо подчеркнуть в связи с темой политической игры. Перекрестье вышеозначенных контр-позиций (самоутверждение vs. высвобождение и глобализм vs. альтерглобализм), во всех названных материалах, как и, в целом, в материалах блога, дополняется ещё такой контр-позицией, полюсами которой являются Игра и История. Соответственно, представленная в материалах блога структурная констелляция вызовов/ответов адресует также к следующему каверзному моменту.
Если положение вне игры становится, по сути, безучастием к историческому восхождению, то в ещё большей мере в наше время возникает та опасность, при которой активное стремление к выигрышным позициям в политическом процессе может вылиться в игру на понижение по отношению к процессу историческому.
И здесь, во упреждение такого рода пагубных превращений, также является решающей путеводная роль смысла и оказывается спасительной возможность сделать стремление к смыслу предельным основанием наших мыслей, переживаний и поступков. Тем основанием, к которому апеллирует осмысление метафизической сути исторического бытия Человеком.
проектно-аналитические циклы


arhipolemos  
23.10.2016, 00:00 
_
[ ребром - в лоб (вопрошая сквозь циклическую му-муть) ]
ребром - в лоб (вопрошая сквозь циклическую му-муть)
0. авто-тест
    - о времени - через себя
1. трикстер-креатура
    - от вопроса "What is Strelok?" к вопросу _если спрос рождает предложение, то чем порождён сам этот спрос?_
2. Как возможно героическое?...
    - тревога как приближающее к сути вопроса...
3. ИГИЛ как воля и представление?...
    - экзистенциальная обездвиженность перед лицом "архаики с факелом, ножом и видеокамерой"
4. как-то так...
    - по поводу "КАК?" делания - во искупление общей вины и во исполнение всего, к чему обязывает грядущее
5. "Хэлоу, Америка, о"?...
    - любить, чтобы быть contra мирок как желания и куличики
6. Как возможно самоумаление?...
    - метафизическая суть критической (само)рефлексии о слишком человеческом
7. Кому на Руси по средствам жить
    - "экономический рост" - по ту сторону миро-проектной мобилизации
8. хотеть видеть себя vs. Быть собой
    - к вопросу о состоянии общества, концентрированно выражающем то, о чём идёт дело в бытии Человеком
9. Понты дороже жизни
    - человек человеку кто?...
10. О прямой демократии и кривизне душ
      - предлагая для категорической автоадресации: _волю быть Человеком имею или ...?_
● К возможности ответствования - по ту сторону циклического »»» ...


_
[ идентификационное vs. Идентичностное (цикл-сборник) ]
идентификационное vs. Идентичностное (цикл-сборник)
0. Вызов геттоизации: ответить, начиная с себя
    - Синтез и провокация; Идеалы и Ценности; Русский Народ как субъект высказываний
1. Культурно-идентичностный код: от реконструкции к проектному измерению осмысления
    - опыт методологической проблематизации + терапевтическая метафора
2. идентификационное contra Идентичностное
    - спец.операция "шарЛиат contra шариат" - слишком по ту сторону человеческого
3. кодовое
    - конфликт интерпретаций в утверждении "Россию никто не перекодирует"
4. матричное
    - сопоставляя идентичностно-кодовую и экзистенциально-метафизическую матрицы
5. По поводу национальных особенностей духа
    - хорошо забытое новоевропейское vs. вечная новизна духа
6. К человеческому, собственно человеческому
    - отталкиваясь от слишком отчужденческого - через архиполемический топос вот-бытия человеком
7. О кривой козе и особенной стати
    - неслиянность и нераздельность матричных начал и моделей развития -
    vs. разъединение и смешение в постмодернистском кривозеркалье
8. "ничего" и "лучше" - в западном и альтернативном вариантах нутряного постижения
    - _чего_ реала/идеала и _ничего_ интенционала: отчуждение vs. само-умаление
9. супер- vs. Сверх- державность
    - блуждание кривой козы по криво-зеркалью vs. коренные интересы + укоренение в грядущем
10. убийственное vs. делающее сильней
      - мета-физиогномика проекта "Великий инквизитор" contra само-умалительное _ничего_
11. Быть на самом деле
    - к действительному уразумению смысла выражения "сила - в правде"
12. К педагогике жизни
      - карательный ритуал "слепого рока" vs. пробуждение невыносимой чуткости сердца
13. Коллектив и/или другие
      - анти-духовное высокомерие пост-демократических институтов и супротив того
14. Общественный актив и/или другие
      - "арх-надзор" в историософско- и экзистенциально- метафизическом смысле


_
[ Июльские анти-тезисы (2014 год) ]
Июльские анти-тезисы (2014 год)
0. Феноменология безначалия ("осново-полагание" по ту сторону тетического)
    - диалектико-казуистический и экзистенциально-психологический аспекты безначалия
       (соответственно: анархия - мать тоталитаризма; потенциализм и калейдоскопизм)
    - к осмыслению и преодолению безначалия в информационно-коммуникативной сфере
       (экзистенциально-прагматический аспект)
1. политика как концентрированное выражение двусмысленности
    - отчужденческие троллинг & быдлинг contra исторический мейнстриминг
2. "факты - вещь упрямая"
    - вопрос ребром в лоб: "Внутренний Донбасс" головного мозга - хотят ли русские?
3. исполнение бытийно-исторической судьбы
    - на пути от человека полагающего к человеку миро-проектирующему
● в хвост - к феноменологии русской тишины
    - "хитрость", вежливость и бремя
● и в гриву - продолжение в цикле О прибытии/убытии ...
    - антитетический июль 2015-го


_
[ Политико-психоаналитическая феноменология (цикл-сборник) ]
Политико-психоаналитическая феноменология (цикл-сборник)
0. герменевтико-феноменологическое
1. Нью-Коминтерн как спец.тема в политико-аналитическом и историософско-аксиологическом контекстах
    - о спец.аналитических вбросах/предметах, цинизме и Ценностях, "Великом инквизиторе" и великой Заботе
2. Феноменология национал.провокации
    - дихотомия "бытового/профессионального национализма": методологический и аксиологический аспекты
3. О тайном и явном, смертельном и спасительном
    - субъект-объектное в отношениях России и Запада
4. Качество полит.элитного субъекта: опыт проблематизации на примере одного злободневного инфо.события
    (Президент РБ: "Белоруссия НЕ является частью русского мира")
    - полит.элитный конфликт, мерами пульсирующий
       (концептуально-оптический фокус аналитического вопрошания и свидетельствования)
    - практический смысл проблематизации
       (проблема субъектности и общественно-практические выводы)
5. К полит.психоаналитической феноменологии инфантилизма
    - феномен "му-му, втыкающего ни о чём": симптоматика, патогенезис, патопластика
6. МЫ НЕ му-мы, му-мы НЕМЫ! Опыт полит.феноменологической кристаллографии
    - высвечивая судьбоносно спасительное в (му-)мутной гуще смертоносно пагубного
7. "коммерциализируй это"
    - инновационное в формировании "квалифицированного потребителя"
8. Эффективное, слишком эффективное
    - высокомерно симпатизировать vs. быть на стороне человечности
9. О будущем одного учения
    - к 160-летию основателя психоанализа: Фрейд и некто
10. Выполняя пожелания
      - превратиться в инструмент полит.игры vs. быть гражданином
11. аутизм и Аутентичность
      - пророческая функция неврозов и внятие импульсам духовного начала
12. на рынке "труда"
      - о работе ради перспективы - корпоративно vs. по-настоящему
13. Гуманизм в сумерках "покемоноборчества"
      - к метафизическому обоснованию гуманизма - сквозь интерпретационно-конфликтологические контроверзы
14. Об элито-генезе в условиях социально-политических мутаций
      - "цинично-лоховская" структуризация общества и супротив того
15. Перманентный полит-гейт и имманентный гейм-овер
      - игра на понижение в функционировании института государства и бытийно-историческое "фейсом об тейбл"
16. Своевременно всмотреться и приуготовиться
      - трампнациональный мутапатриотизм vs. транснациональный мутакапитализм
17. К аналитике предложения и диалектике выбора
      - о трендах предвыборной кампании-2018: методологический минимум в уразумении цены вопроса


_
[ Отстоять Хайдеггера. Заметки в хвост Приложениям ]
Отстоять Хайдеггера. Заметки в хвост Приложениям
0. Приложения: о политическом, поэтическом и личностном измерениях философского проекта Хайдеггера
    - против дехайдеггеризации проблемы гуманизма
1. О человеко-образующем
    - классический эссенциализм vs. нигилистический волюнтаризм vs. экстатический осново-образ
2. И ещё против дехайдеггеризации
    - маркер "сквозной" политико-философской проблемы - в контексте вопрошания о судьбе гуманизма
3. Дело идёт
    - о возможности отделить дельность мышления философа от мутных делишек вокруг его персоны
4. Кому - люди, а кому...
    - собственно человеческое - на фоне превратного "как люди"
5. Тяжба бытийной чуткости и экспертократической глухоты
    - "свой среди чужих, чужой среди своих": апории классики/авангарда - в связи с "несовершеннолетием"
● Развитие
    - Тяжба о Своевременном »»» ...

livejournal, polemics, welcome

Previous post Next post
Up