Блогу 5-ть лет! В связи с этим, решил создать новый заглавный пост. И, по возможности коротко воспроизведя прежние вводные установки относительно того, что составляет основное содержание материалов блога, выставить новые проблемно-тематические акценты, которые обозначились в этих материалах за прошедший период существования этого блога. (Прим. от 23.10.2021. - Блогу уже 10-ть! - см. ниже пост _решающее-3_. Всё сказанное ниже в данном посте лишь возросло в своей актуальности. - a/p). Итак. Сначала, коротко о понятии метафизики, являющемся ключевым в этих выкладках. Оговорим исходные и простые значения этого понятия, дабы сходу не затруднять чтение для тех, кому оно непривычно. Философы, в чьём обиходе обретается понятие "метафизика", замечали, что именуемое этим понятием коренится в самой человеческой природе. А это, прежде каких-либо сложных интеллектуальных построений, значит, что человек есть существо, взыскующе смысла. Устремляясь к смыслу, человек может обнаружить его как определенную возможность, сопряженную как с интеллектуальным действием, так и с практическим или эмоциональным актами. И обретается эта возможность во вполне приземленных и самых обыденных обстоятельствах. Однако, обретаясь так в дольнем измерении, смысл может стать для человека путеводной нитью, возводящей его к высшим возможностям, в перспективе которых он начинает соизмерять свою жизнь с горним призванием. И вот, собственно, в чём начинаются сложности как теоретического, так и практического плана. Поиск и обретение смысла сопряжены с такой, тоже исконе занимавшей философов, вещью, как выбор. И то, какова одновременно предельно-фундаментальная (метафизическая) и сермяжно-злободневная (социально-политическая) проблематика, связанная с этим понятием, как раз является темой вводных установок к основному содержанию материалов блога. Так вот. Фундаментальная двусмысленность современной ситуации проявляется в том, что широкий спектр предлагаемых этой ситуацией каждому из нас возможностей выбора - как жить, кем и каким быть, куда и с кем двигаться по жизни и прочее в этом ключе, - сочетается с крайне узким туннелем реального воплощения этих возможностей. Метафизическая суть этого (само)обмана заключается в том, что выбор не удостоверяется относительно смысла, ввиду усмотрения которого должен осуществляться любой выбор. Происходит это потому, что смысл, составляя проектно-целевой полюс нашего отношения к жизни, отождествляется либо со средствами обеспечения его реализации, либо с тем, смыслом чего он является. Под средствами здесь подразумевается максимально широкий и всеобъемлющий спектр всего того, чем мы опосредуем своё взаимодействие с миром и друг с другом. Это и средства материально-технического обеспечения наших жизни и деятельности; и средства знаково-символического означивания и выражения всего, что составляет эти жизнь и деятельность в виде предметов в окружающем мире и определенного субъективного содержания; и средства социально-культурного поведения и отношений в обществе (социальные институты, способы организации и управления, роли, статусы и пр.). Все эти средства суть ресурс, который задействуется в обнаружении и реализации смысла. Этот смысл не будет обнаружен и реализован без этого ресурса, однако, вместе с тем, смысл является такой возможностью, поиск которой инициирует создание этого ресурса и направляет его развитие. Человеческая жизнь, по большей части, заполнена процессами обретения и развития ресурсной базы. Но когда эти процессы полностью отождествляются с жизнью, тогда происходит отождествление её смысла с обладанием тем, что должно служить средством его обнаружения и реализации. А тогда исчезает импульс к тому действительному развитию, которое связано с обеспечением исторического воплощения сущности - того, что есть в своём существе жизнь, мир, человек и всё то, благодаря чему человек становится способным творчески совершенствовать себя и мир, делать жизнь Историей. Причём, даже если это эссенциально-метафизическое _что_ сохраняет свою значимость для исторического развития, но при этом исчезает смысловой полюс, являющийся экзистенциально-метафизической _возможностью_, в устремлении к которой черпается исходный импульс и целевая направленность этого развития, тогда происходит ещё одно, весьма пагубное, отождествление. В данном случае, смысл отождествляется с самой сущностью и заключенными в ней потенциалами, а обнаружение и реализация смысла сводится к раскрытию и воплощению этих потенциалов. Отсюда тавтологические установки, типа: "жизнь ради жизни", "самореализация ради самореализации", "прогресс ради прогресса", "творчество ради творчества" и т.д. и т.п. Теперь, развивая эти проблемно-ключевые моменты, обозначим то, что связано с историософско-метафизической сутью современной ситуации. Есть множество чрезвычайно важных вопросов, затрагивающих происхождение человеческого рода, первоистоки родовых и видовых особенностей человека и его сущностных потенциалов. Есть также не менее важные вопросы, затрагивающие движущие силы и цели исторического развития общества, эволюционные закономерности этого развития и революционные импульсы, творчески воздействующие на закономерный ход общественно-исторических процессов. И есть множество ответов на эти вопросы, также подчиненных динамике исторического развития и включенных в его структуру. Эти ответы на конкретных этапах исторического развития образуют мировоззренческие парадигмы - системы представлений о мире и человеке, обществе и истории. Эти парадигмы складываются в рамках общественно-исторических миро-проектов - крупных макро-коллективных структур, объединенных общими целями и задачами. Миро-проекты выражаются в мета-нарративных системах - больших рассказах, которые являются условием возможности единомыслия, скрепляющего общественные отношения в виде плотной социальной ткани и, благодаря этому, образующего монолитное тело макро-коллективного субъекта. Возникновение и формирование мировоззренческих парадигм, выдвижение миро-проектов, складывание больших рассказов обусловлено определенными вызовами истории, как правило, непосредственно связанными с исчерпанием и крушением прежних парадигм/миро-проектов/мета-нарративов. В этих процессах выкристаллизовываются ценности - то, что является парадигмо-образующим началом, составляющим стержневое содержание исторического пути макро-коллективного субъекта и лежащим в основе культуро-творчества, в котором он выражает человеческую сущность. Основывая свои мотивацию и мировосприятие на ценностях, подчиняя свои поступки и отношения миро-проектным целям, общество и его конкретные граждане способны делать себя средством макро-коллективной реализации этих ценностей и целей. И это тоже является выбором, осуществляемым исключительно как свободное волеизъявление. Революционные ситуации, как ситуации зарождения новой мировоззренческой парадигмы, выдвижения нового миро-проекта и формирования нового мета-нарратива, суть тоже ситуации выбора. В данном случае, по преимуществу, макро-коллективного выбора. И эти ситуации, как правило, имеют вид именно узкого тоннеля, или горловины. Проходя через эту горловину, общество и его граждане становятся способны действительно выбирать и реализовывать множество возможностей. Либо, впадая в самообман "уже состоявшейся" высвобожденности всех и каждого для широкого выбора и реализации возможностей, но реально сталкиваясь с крайне ограниченным туннелем, общество пребывает в состоянии безответности в отношение вызовов ситуации. И это - состояние безответственности в отношение реализации ценностей своей культуры и целей своего исторического развития. Так вот, именно смысл - как смысл исторического бытия человека в мире, множество таковых смыслов, обретающихся в этом бытии, - является путеводным в совершении любого выбора. И особенно - того выбора, который связан с возможностью макро-коллективного прохождения исторической горловины. Именно благодаря усмотрению бытийно-исторического смысла, в каждом принятом решении обретается адекватный и соразмерный ответ на вызовы актуально-исторической ситуации. И именно благодаря этому усмотрению, решение будет действительно основываться на ценностно-целевом содержании, в котором запечатлена историческая Судьба народа (макро-коллективного субъекта) и возможность реализации его Предназначения в Истории человеческого рода. Теперь, сообразно стремительному ходу событий, на наших глазах кардинально меняющему социально-политическую реальность, обозначим определенную смену акцентов в понимании фундаментального жизненно-исторического вызова нынешней ситуации в стране и мире. Речь о первом элементе контр-позиции, зафиксированной пять лет назад в первоначальном варианте заглавного поста: расслабление ради получения максимума удовольствия contra напряжение ради обнаружения и реализации максимума смысла. Подразумеваемое в первом элементе пресловутое потреблятство, с присущими ему беспринципной травоядностью и теплохладным безучастием к историческим вызовам и смысловому наполнению ответов, всё это, конечно, остаётся и продолжает приобретать широкое распространение в мотивации, мировосприятии, отношениях, образах жизни и мысли людей. Однако гораздо важней то, чему служит "почвой" этот экзистенциальный инфантилизм. Это совсем иные мотивационные и мировоззренческие установки. Так же, как в случае второго элемента контр-позиции - волевого устремления к смыслу, - здесь присутствует напряжение, а удовольствие не является самоценным, будучи производным от причастности полноте жизни. Кардинальная же разница состоит в том, что, вместо полноты как предельной осмысленности жизни, здесь так же предельно взыскуется полнота власти. Именно полновластие - как то, что взыскуется и вожделеется перед "лицом" Ничто. А по сути - перед той безликостью, которая порождается предельным отрицанием осмысленности жизни. Отрицанием самой возможности и необходимости усматривать какой-либо смысл в историческом свершении человеческого бытия, как и бытия всего сущего в целом. То есть широкое распространение обывательски-нигилистического отождествления смысла жизни с нею самой создаёт основания для волюнтаристски-нигилистического отождествления самой жизни со средой властных устремлений. Нигилизм властного самоутверждения, взрастая на рыхлой "почве" обывательского нигилизма, активно возделывает эту "почву" - для тотального распространения своих автократических притязаний. Пассивно-почвенный субстрат и активно-возделывающий субъект - как структурные элементы нигилистического вызова, - будучи наиболее отчётливо отображены в притче о Великом Инквизиторе, сегодня на наших глазах становятся реальностью. И тем самым грозят уничтожить историю, как процесс воплощения человеком своей сущности, и культуру, как средство, форму и плоть этого процесса. Точнее, уничтожается подлинное предназначение означенных качеств культуры, а сами они превращаются в средство, форму и плоть отрицания родовой сущности человека, как и сущности любого рода и вида сущего. Собственно это сущностное отрицание, вкупе с отрицанием осмысленности жизни и бытия, призывает то самое Ничто, перед "ликом" которого распахивается безмерный простор для мощных и тотально всепроникающих устремлений к власти и к удовольствию. Итак: Ничто - против того сущностного, что есть в своём существе Человек, Небытие - против смысла исторического бытия Человеком. Ничто и Небытие, в устремлении к которым находит свой импульс воля к обладанию. Воля, которая может иметь как пассивно-потребительскую, так и автократически-активную направленность. Но в любом случае, эта нигилистическая воля является стремлением к самоутверждению на фоне отрицаемых сущности человека и бытийно-исторического смысла его жизни. Вот более полноценное выражение метафизической сути современного исторического вызова. Поэтому контр-позиция, образующая архиполемический нерв нынешней ситуации, выглядит как противоборство в наших мотивации и мировосприятии, отношениях, образах жизни и мысли двух базовых установок: самоутверждаться - для того чтобы по максимуму обладать CONTRA высвобождаться - для того чтобы предельно осмысленно быть. Первое достигается ценой отрицания бытийно-исторического смысла и превращения себя в средство отчуждения от человеческой сущности и возможности её общественно-исторического воплощения. Второе достигается ценой жертвования себя - в становлении средством общественно-исторического воплощения человеческой сущности, обнаружения и реализации бытийно-исторического смысла. Элементы этой контр-позиции, представляя собой, соответственно, вызов и ответ текущей ситуации, в то же время являются полюсами, в экстремуме которых располагается каждый из нас, живущих в этой ситуации. Задумываемся ли мы, в таком предельном экстремуме, о тех или иных проблемах своей жизни или нет, в любом случае, наши мысли, переживания и поступки включены в этот экстремум. И, таким образом, в тех или иных конкретных ситуациях мышления, переживания или поступка мы всегда тяготеем к тому или другому из двух полюсов. А тем самым, пусть и в бесконечно малой степени, но реально, воздействуем на свою жизнь - либо в направлении возможности сделать её осмысленной историей, либо в направлении отрицания её смысла и отчуждения её историчности. Столкновение этих предельно антагонистичных сил в нашем конкретном жизненном опыте составляет проблемно-тематическое средоточие материалов данного блога. Этим же обусловлено его наименование. И, ввиду этой же проблемно-тематической сосредоточенности, в заглавном посте, вместо личного кредо автора, излагается всё то, более приоритетное, что связано с вызовами текущей ситуации, затрагивающими всех и каждого. В том числе, затрагивающими и таким образом, что, прежде разговора о каких бы то ни было верованиях, убеждениях, точках зрения и т.п., оказывается востребован архиполемический контекст, в котором всё это может быть удостоверено в своей подлинности. То есть удостоверено как способность быть ответом на вызовы жизни и истории! Теперь коротко о том, как этот контекст формируется в проектно-аналитических циклах, коллекция ссылок на которые представлена ниже. (Часть ссылок отобрана из коллекции, размещенной в старой версии заглавного поста, часть перемещена из коллекций ссылок в двух других постах, прикрепленных на первой странице блога. В целом, это материалы, охватывающие период 2013-2016 гг. Возможно, коллекция будет пополняться дальше). Помимо вышеозначенной контр-позиции - с полюсами самоутверждения для обладания vs. высвобождения для осмысленного бытия, в связи с, соответственно, отчуждением vs. воплощением родовой сущности человека, - в сложившейся ситуации имеется также контр-позиция глобализма и альтерглобализма. Эта контр-позиция адресует к современным проблемам национально-цивилизационной самоидентификации народа на основе культурных кодов, формирующих его уникальную идентичность. Сохраняется ли эта идентичность и действенность культурных кодов в опыте конкретного взаимодействия граждан, если это взаимодействие строится на отрицании каких бы то ни было глобальных миро-устройств (антиглобализм)? Не сливается ли это отрицание с нигилистическими энергиями отчуждения от сущностно человеческого начала в народе и проектно-смыслового содержания в его историческом бытии? В этих вопросах тоже обозначается серьёзный вызов. В крайних циклах сверху и снизу, соответственно: _ребром - в лоб_ и _Заметки в хвост Приложениям_ к циклу _Отстоять Хайдеггера_, специально зафиксирован тот экстремум, который подчёркивает крайние пункты, соответственно, вопрошания/ответствования и ту чрезвычайную каверзность, которая, учитывая фундаментальную двусмысленность ситуации, появляется в самом постанове вопроса и рефлексии на возможность ответа. То, как заданный в этом экстремуме контексто-образующий контур прочерчивается в ключе осмысления возможности альтернативно-глобальных ответов нашей страны на вызовы глобализма, представлено в материалах цикла-сборника _идентификационное vs. Идентичностное_. Рефлексивный взгляд, особо акцентирующий актуально-политические и метафизически-фундаментальные препятствия в самих процессах формирования контекста и осмысления, изложен в цикле _Июльские антитезисы_. В общем-то, о таких препятствиях говорится и в материалах цикла-сборника _Политико-психоаналитическая феноменология_. Но здесь акцент ставится, во-первых, на внутренних барьерах и формирующей их экзистенциальной психодинамике, во-вторых, на том, как эта динамика связана с полит.играми. Наконец, то, что особо надо подчеркнуть в связи с темой политической игры. Перекрестье вышеозначенных контр-позиций (самоутверждение vs. высвобождение и глобализм vs. альтерглобализм), во всех названных материалах, как и, в целом, в материалах блога, дополняется ещё такой контр-позицией, полюсами которой являются Игра и История. Соответственно, представленная в материалах блога структурная констелляция вызовов/ответов адресует также к следующему каверзному моменту. Если положение вне игры становится, по сути, безучастием к историческому восхождению, то в ещё большей мере в наше время возникает та опасность, при которой активное стремление к выигрышным позициям в политическом процессе может вылиться в игру на понижение по отношению к процессу историческому. И здесь, во упреждение такого рода пагубных превращений, также является решающей путеводная роль смысла и оказывается спасительной возможность сделать стремление к смыслу предельным основанием наших мыслей, переживаний и поступков. Тем основанием, к которому апеллирует осмысление метафизической сути исторического бытия Человеком. проектно-аналитические циклы