офф топ - по Сути

May 30, 2016 17:47

- в тему идее-образующего »»» ...
В виде несколько развёрнутой реплики - о том, о чём в виде развёрнутого проектно-аналитического наброска говорится в цикле-диалоге _К возможности нового нарратива_ (см. по ссылке в подзаголовке крайний в серии очерков этого цикла).
Эта реплика возникла по поводу определенных заметок о злободневных проблемах виртуальной коммуникации (в нижеприведенных выдержках из одного ЖЖ-поста). Но адресует эта реплика к предельно реальным вещам.
Итак.
sergs-inf - в Размышления о блогосфере, и её будущем:Последнее время мутные воды нашей блогосферы всколыхнули два события. Первое - окончательное желание менеджеров СУПа превратить самую популярную блог-платформу рунета в типичную интернет-газету, наподобие «Лента.точка.ру». С главной страницей, на которую будут вручную выбираться темы, актуальные по мнению редакторов. Но не всегда актуальные с точки зрения реального времени. Интересно, что в рубрикаторе на главной странице нет рубрики «Политика». Нет вообще, следовательно можно делать вывод на некий «намек» со стороны менеджмента ЖЖ блогерам, пишущим на политические темы. Намек на то, что политических тем на главной не будет.
<...> на другом ресурсе- КОНТе. Там админы не срезают рейтинг, там всё относительно честно, пишешь - читают, популярность растет, не пишешь- не читают, соответственно - снижается. <...>
Всё же очень неприятной новостью стало изменение формата, и скатывания ЖЖ до очередной «Ленты.точка.ру» и им подобным. Но как знать, возможно именно это решение и станет отправной точкой в создании идеальной блог-платформы, такой, какой она нужна именно блогерам, социальной журналистике, а не такой, какой её видит очередная команда наёмных хипстеров- «сейлзов».
Так вот. Прежде всего, то, что на поверхности. А именно то, что касается критерия: "всё относительно честно, пишешь - читают, популярность растет, не пишешь - не читают, соответственно - снижается".
Во-первых, - то, что на самой поверхности, - просто наличие контента и количество этого наличия. Что касается просто наличия, это не критерий, ибо если не пишешь, то на нет и суда нет. Что же касается "количества контента на душу населения", здесь следующее.
Во-вторых, сам этот, назовём его так, _рейтингоёмкий_ критерий, в нынешней ситуации, крайне двусмыслен. Причём, двусмысленным он становится именно в самих своих заявках на "честность". Ибо апеллирует этот критерий к потребительскому обращению с информацией.
Соответственно, акцент здесь уже не столько на написании, сколько на чтении. Тогда проблема в следующем.
Смыслы - как существо ин-формации, как то содержание, которое вкладывается in forma знаково-символических носителей, - в этом качестве, смыслы не столько усваиваются, сколько оцениваются с точки зрения приемлемой "упаковки". То есть - с точки зрения формы. Которая, конечно, важна, - а именно в части адекватности отражения реальности и отчётливости выражения смыслов того, что происходит в этой реальности. Но, что касается самого заключенного в этих формах содержания, усваивается в нём тогда только то, что "итак уже ясно" - с точки зрения "картины реальности", имеющейся у "квалифицированного потребителя" информации.
В этом формате напрочь отчуждается творческая сила слова. При том, что именно эта сила сегодня является крайне востребованной. Ибо, реально же, никакой полноценной картины реальности, которая бы действительно и полномасштабно отражала эту реальность, нет. Она, длительное время, целенаправленно и массированно, разрушается. В связи с чем, вместо этой картины реальности остаётся отражение фрагментов этой реальности, редуцированных к "инфо.поводам" и в этом качестве потребляемых группами по интересам.
Кстати, что касается отсутствия в рубрикаторе на главной странице ЖЖ рубрики "Политика". От того, что появится такая рубрика, ровным счётом ничего не изменится по сути. Равно, как и претензии, что всё решают некие "команды наёмных хипстеров- «сейлзов»", здесь суть не более чем претензии потребителя к обслуживающему персоналу. В том-то всё и дело, что каков потребитель (в соответствие всё с теми же "квалификационными" кондициями), таковы и криеэйторы, форматирующие всё на потребу, чтобы "пипл хавал".
Посему. Вопросы о формате соц.сетей, притязающих на то, чтобы быть народными СМИ и гражданской площадкой публично-политической коммуникации, это сегодня, по преимуществу, экзистенциальные и метафизические вопросы.
И это - нечто существенно и сущностно иное, нежели рефлексии на тему: как нам "благоустроить" информ.простарнство, какие ещё "прикрутить" сервисы и чего такого ещё "замутить", чтобы оно эффективнее функционировало.
Более того, пока проблема рассматривается на уровне "сервисного функционала в представлении реала" и конкурсов на "более эффективные проекты, концепции, образцы" в таком представлении, до тех пор это будет движением,
во-первых, прочь от самой чаемой возможности обретения эффективного формата,
во-вторых, прочь от самой реальности и смыслов нашего в ней бытия (собственно, экзистенциальное измерение),
в-третьих, прочь от самих себя как субъектов, творчески преображающих себя и реальность в соответствие с тем, что есть человек и мир в предельном смысле исторического бытия человека в мире (собственно, метафизическое измерение).
И вот в чём состоит то несложное, что нам, прежде всего, следует уразуметь в осмыслении тех сложных экзистенциально-метафизических вещей, от которых мы отчуждаем себя посредством конструирования информационно-коммуникативных форматов и рефлексий на тему эффективных продуктов такого конструирования.
Человек есть существо интенционально-трансцендирующее - обретающее себя в своей (экзистенциально-метафизической) сути там и тогда, где и когда оказывающееся способным выйти за пределы "само-собой-разумеющегося" в пределах своего субъективно-индивидуального мирка и привычных идентификаций себя и мира в этих пределах. Насколько эта способность задействуется человеком, настолько он способен соприсутствовать тому, что и как есть на деле, соизмеряя с этими _что и как_ свои представления - как с их собственным первоистоком. И в этом соизмеряющем сопристутствии обретается основа решений о конкретных _что и как_, составляющих конкретные практические акты, эмоциональные переживания и акты мышления в конкретных ситуациях. И именно здесь обретается мера эффективности тех или иных проектных решений, - в том числе, концептуальных и технических решений в проектах по совершенствованию информационно-коммуникативного пространства (в то числе, виртуального).
Намерения же конструировать эффективные модели функционирования этого пространства в обход такого - экзистенциально-метафизически полноценного - контекста суть попытки "ставить телегу впереди лошади". Соответственно, результаты, очевидно, будут ровно те, какими бывают всякие результаты, получающиеся там и тогда, где и когда дело делается "через задницу".
Простота этих свидетельств состоит в том, что человек, насколько он существо интенционально-трансцендирующее, настолько он существо парадоксальное - достигающее реальных результатов там и тогда, где и когда он минимизирует свои притязания на достижение этих результатов. Минимизирует, тем самым высвобождаясь для решающего в реализации миро-проектных целей своего исторического бытия!
Ровно то же, кстати, выполняется и в данной развёрнутой реплике. А именно так, что, представляя собой явный _офф топ_ в отношение "размышлений о будущем блогосферы", эта реплика максимально приближает к решающему в уразумении сути проблемы затронутой в этих размышлениях.

Сущность человека, Проектная методология, Смыслократия, Коммуникация, Императивы развития, философская диагностика, Метанарратив, Двусмысленность

Previous post Next post
Up