Сегодня в беседе с известным московским философом Антоном Кузнецовым понял одну свою ошибку, которая долгое время затрудняла мою аргументацию в проблеме целостности сознания.
Я как физик долгое время думал что неделимость души (равно как и нашего "я" в материализме) означает одновременно две вещи.
1. Невозможность дробного числа "я", например 0,5 или 1,5.
2. Невозможность деления одного "я" на два, точнее - невозможность того, что одно "я" будет у двух информационно несвязанных тел
И то и другое я по ядерной аналогии называл делением, хотя в строгом смысле в торой пункт - не про деление, а про размножение или копирование.
Как ни странно, признание этой ошибки сильно упростило мне аргументацию, что проблема границ нашего "я" (вспомним строчку из песни "нет мы не нашли границ отдельных сознаний") более очевидна, чем кажется.
Дело в том, что моя ошибка распространена, многие думают аналогично и сходу ставят неделимость под сомнение (особенно, сторонники копирования сознания). Мол, это чисто про душу у Декарта и иных авторов-дуалистов. Но когда есть два разных пункта (выше), то отрицать проблему сложнее. Пункт 2 многими ставится под сомнение, тогда как пункт 1 трудно отрицать. Можно представить себе размножение «я», но не половинку. Даже существо с примитивным сознанием, предположительно, имеет 1 своё «я», является одним наблюдателем. «Я» у него может быть множество (раздвоение личности), но точно не меньше 1.
Из этого следует, что при рождении "я" возникает только в строгий момент времени, как вспышка. В природе же подобное происходит постепенно. Даже пресловутое зачатие. То есть пока не открыт момент хотя бы нашего рождения, все остальные аспекты проблемы целостности можно даже не обсуждать: проблема есть, и наукой она не решена. И есть нехилая вероятность, что никакого рождения там не происходит, а наше "я" существует уже давно. По крайней мере, иного наукой не доказано. А если сказать, что это и недоказуемо - это отказ от материализма и утверждение, что есть в мире есть нечто принципиально непознаваемое наукой, хотя и важное практически и этически.
Этот аргумент не решает проблему но показывает её наличие тем, кто отрицает её со словами «ну значит «я» формируется постепенно".