Аутист хуже других ставит себя на место другого? Нет, "нормальные" этим заморачиваются ещё меньше

Aug 27, 2023 12:25

Психологическая грамотность как лучший способ преодоления токсичных форм как аутизма, так и "нормальности". Теория нейроразнообразия

Раздел 1. Что такое аутизм и что такое эмпатия

Центральный миф об аутизме - что аутист имеет плохую эмпатию. Или даже - что он эмоционально тупой, бесчувственный, чёрствый. Но в зависимости от того, о каком аспекте эмпатии идёт речь, это может быть не совсем так, а то и диаметрально не так. Прежде, чем развеять мифы, уточним два термина, как именно мы будем использовать их в статье.

Что такое аутизм

Аутизм - сложный зонтичный термин, который, возможно, в будущем будет разделён на несколько независимых расстройств. Но у него есть ряд признаков, которые должны обязятельно выполнены, иначе это не аутизм.

Признак 1. Нарушена способность к общению с большинством людей. Степень этого нарушения может быть разной - от почти полной неспособности говорить и/или умственной отсталости до великолепно поставленной речи, но проблемами с невербальным общением, взглядом в глаза, непониманием, на какую тему говорить с собеседником, чтобы ему это было интересно. В статье мы будем говорить в основном о высокофункциональных аутистах (аспергерах) - с нормальным или повышенным интеллектом, хорошей речью, но всё равно с проблемами со встраиванием обществом, непониманием намёков, тонкого юмора и тд.



Признак 2. Есть особенность развития мозга, врождённая или проявленная в раннем детстве. Аутизм - не следствие подростковых травм или плохого воспитания. По одной из теорий, при аутизме у человека есть недостаток связей между центрами мозга, зато обилие связей внутри центров. Это даёт свои преимущества (потенциальная гениальность) и недостатки (другой эмоциональный язык, чем у людей с обычным строением мозга, "нейротипиков").

Признак 3. Наличие «специальных интересов» - фанатичных увлечений, по сути влюблённостей, в те или иные явления или виды деятельности. Начиная от изучения наук и кончая простым коллекционированием однотипных предметов, но, например, разного цвета. Спецынтересы могут сменять друг друга или сосуществовать параллельно, иногда конкурируя, а иногда помогая друг другу. Влюблённость в человека у аутиста - фактически, тоже спецынтерес: восхищение, постоянные мысли о нём, желание побольше общаться, желание рассказывать другим об этом человеке. При этом, сексуальное влечение может отсутствовать или находиться не в центре влюблённости. Вопреки обидному мнению, что аутисты не могут любить, можно сказать, что аутист - это человек, способный регулярно и даже параллельно влюбляться не только в людей, но и во всё подряд.

Признак 4. Какие-то сенсорно-двигательные особенности. Самостимуляционные движения (дёргание ногами, регулярное повторение понравившихся фраз, расчёсывание рук и тд), сенсорные перегрузки от бытовых факторов (невыносимость яркого света, звука стиральной машины и тд), или, наоборот, сенсорная тупость или мягкое удовольствие от того, что неприятно большинству (например, звук перфоратора из соседней комнаты).

Что такое эмпатия

Наука об эмпатии пока что делает первые шаги, как и наука об аутизме. Поэтому она часто понимается людьми поверхностно и вульгарно - как "сердечность", "чувственность" и т. д. На деле есть разные виды эмпатии, которые могут и дополнять друг друга, но порой и мешать.

1. Аффективная эмпатия (АЭ). Это прямая способность "заражаться" эмоциями, движениями и эмоциональным поведением другого человека или даже животного. При этом, заражение может происходить помимо воли человека. Позитивный пример - заразительный смех. Негативный пример - психология толпы, когда человек эйфорично повторяет чужие действия, даже потенциально опасные. Чем более похож у людей мозг и чем ближе их культура - тем более «штатно» работает АЭ, вплоть до "телепатии". Но если люди разные, АЭ может давать ошибки. Человек "поймал" чужой эмоциональный сигнал, но «не теми нейронами». Например, чей-то издевательский намёк у него вызвал лишь дружескую ответную улыбку. Это может породить конфликт: автор намёка решает, что адресат всё понял, и лишь притворяется. Особенно сильная проблема - в том, что многие (если не большинство) людей уверены в безошибочности АЭ и не ставят под сомнение свою правоту. Этот конфликт трудно разрешить при недостаточной психологической грамотности.

2. Когнитивная эмпатия (КЭ). Это аналитическая надстройка, а иногда и замена АЭ (например, у психопатов), способная корректировать недоработки последней. Если АЭ - "детектор", то КЭ - распознаватель. АЭ даётся людям от рождения, а КЭ нарабатывается с возрастом по мере наблюдения поведения других людей. КЭ - это, в том числе, способность на основе жизненного опыта перестать воспринимать АЭ как откровение. Например: «я иду в агрессивной толпе, и мне это нравится. Но, возможно, эта эмоция не совсем моя, а прилетела от агрессивно настроенных людей, цели которых далеки от моих?» КЭ позволяет правильнее понимать эмоции других людей, как похожих на тебя, так и не совсем похожих. И не заражаться ими напрямую, а скорее получать информцию, на которую можно отреагировать, если это разумно.

3. Theory of Mind (ToM), способность ставить себя на место другого. Способность, тесно связанная с КЭ. Тоже развивается с возрастом. Отсутствие ToM называется абсолютным эгоцентризмом и наблюдается у детей до 3 лет. Ребёнок не понимает, что другой человек видит и слышит не то же, что и он. Как результат, он не может обманывать, но при этом - абсолютный эгоист. Ему кажется, что всё, что хорошо для него, хорошо и для других. Он не различает свои и чужие эмоции. С возрастом ребёнок понимает, что раз люди расположены иначе в пространстве, то они и воспринимают (да и думают) не то же, что и он. Его эгоцентризм перестаёт быть абсолютным, становится умеренным. Но преодолеть умеренный эгоцентризм куда труднее, и некоторым людям это так и не удаётся. Чтобы перестать быть эгоцентриком, надо понимать, что другие люди имеют не только разное положение в пространстранстве, но разные характеры и потребности. Сделать другому хорошо  - не значит, сделать то, что тебе лично хотелось бы для себя. Нельзя всех мерять по себе, нельзя в буквальном смысле понимать требование Канта желать всем того же, чего желаешь себе (кроме таких фундаментальных вещей как счастье и отсутствие страданий). Например, если ты натурал, это не значит, что другим надо запрещать гомосексуализм: у всех свои потребности.

Различие когнитивной эмпатии и ToM довольно тонкое. С КЭ можно порой не понимать чувства других людей, но научиться подстраиваться под них так, чтобы им было приятно, как это делают психопаты. При этом, однако, без хорошей ToM КЭ обычно всё-таки страдает. Идеал почти недостижим: ведь для этого надо знать особенности каждого человека, иначе всегда есть риск недопонимания и "медвежьей" услуги.

Раздел 2. Особенности эмпатии при аутизме и мифы о ней

Раньше считалось, что аутисты имеют в принципе плохую эмпатию в сравнении с нейротипиками, что роднит их с психопатами.

Но было исследование, что аффективная эмпатия ("детектор") у аутистов работает отлично, они заражаются эмоциональными сигналами других. В простых случаях (например, заразительный смех) это обычно работает на 100%. Но в других случаях, в силу различия мозгов различаются, нередки ошибки. Информация об эмоциях другого человека хотя и будет получена, но может быть неверно распознана. Чаще всего это можно заметить по аутической речи (АР). Аутисту трудно заранее понять, разговор на какую тему будет интересен собеседнику, а на какую нет. Поэтому они склонны "форсить" свои любимые темы в надежде заразить ими партнёра, а он не заражается. Тогда как нормотипик нормотипика заражает любимой темой куда легче. Поэтому формальные тесты показывают, что у аутистов хотя и нет проблемы с АЭ, есть проблемы с КЭ и ToM.

Кажется, что аутисты плохо умеют ставить себя на место большинства людей, тогда как у нейротипиков это получается замечательно. Формально это правда. Но если сделать поправку, что нейротипиков вообще большинство, то проблема симметрична. Ни аутист не может поставить себя на место нейротипика, ни наоборот. Зачастую ситуация даже обратная: аутист лучше понимает нейротипика (так как вынужден в той или иной степени изучать их поведение), а для нейротипика аутист - это просто редкий инопланетянин-чудак, которого не очень-то нужно понимать. Конечно, это ещё не означает хорошей КЭ аутиста: проблема может быть и в том, что аутист плохо показывает свои эмоции, а не в том что нейротипик хуже их читает.

Современная теория нейроотличий говорит, что проблема не в плохой природной способности аутистов развивать КЭ и ToM, а лишь в разном строении мозга, каждый из которых без ошибок чувствует лишь того, кто похож. Проблема в том, что подавляющее большинство нейротипиков в «эмпатическом пространстве» расположены рядом, а аутисты - далеко и от них, и зачастую друг от друга. Покажем это следующей картинкой.



Отметим, что эта картинка не совсем точна: среди аутистов тоже есть близкие группы, между которыми хорошо работает даже чистая АЭ, и они сразу видят друг в друге "своих". Но классификация аутистов пока что представляет собой большую проблему, и мы не знаем, сколько среди них таких кластеров. Как правило, высокое понимание есть между аспергерами в силу их хорошего владения речью включая интонации, которые передают эмоции. И, например, плохо понимают друг друга аспергеры и невербальные аутисты, которые сильны в языке лица и тела, но плохо общаются речью. Отдельное непаханное поле - особенности людей при общении в интернете. Есть аутисты, которым это даётся очень легко и успешно, а есть такие, кто избегает переписок, но неплохо ладит в реале.

Раздел 3. Понять, насколько люди разные - важнейший путь коррекции как аутистов, так и "нормисов"

Итак, дихотомия "аутизм vs нейротипичность" - не синоним дихотомии "плохое понимание людей vs хорошее понимание людей". Проблема имеет двухпараметрический характер, и проще изобразить это ещё на одной картинке.



Понимание степени различий между людьми, отказ от позиции «я дартаньян, а все пидорасы» - главный компонент психологической грамотности, помогающий преодолеть конфликтов между людьми из-за непонимания друг друга. Не только между аутистами и нейротипиками, но и внутри самих групп аутистов (из-за различий) и нейротипиков (в основном, из-за статусных игр).

Задача аутиста - не стать нормисом. Есть подозрение что связи между отделами мозга можно улучшить с помощью препаратов, усиливающих нейропластичность (в основном, всё что повышает серотонин и дофамин), но уменьшать связи внутри отделов вряд ли стоит. Не стоит забывать и о преимуществах аутизма, среди которых - способность сильно увлекаться задачами, более высокая целеустремлённость, более нейтральное и академичное отношение к словам, предпочтение видеть общую картину.

Задача аутиста - стать психологически грамотным человеком, понять степень различий между людьми и прекратить всех оценивать по себе. То, что прощается нормисам, не прощается аутистам. Психологически грамотные аутисты сразу могут найти контакт с психологически грамотными нейротипиками и чуть лучше научиться нравиться неграмотным нейротипикам. Впрочем, по моему личному опыту, с последними дел лучше таки не иметь.

Previous post Next post
Up