Warhammer 40000: Darktide, внезапно, после всех пафосных виляний толстой акульей жопкой, ставший доступным в ru-регионе, скорее разочаровал. И даже не оптимизацией, которую как-будто доверили банде пьяных гретчинов и в итоге, даже на хорошем железе, производительность местами заметно проседает сразу не поймёшь почему. Нет, это к релизу если не отполируют, то до какой-то кондиции доведут. Мне не понравилось куда они игру повернули идеологически. Вроде у нас как бы Vermintide, но не Vermintide, нет-нет, как вы могли подумать, у нас новая, самобытная игра! И при этом подмигивают фанатам Vermintide двумя глазами сразу. Понятно, что хочется привлечь новую аудиторию, а старую при этом не потерять, ну и в итоге сядешь на шпагат между двух стульев.
Первое. Завезли генерёжку персонажа, начиная от выбора внешности:
Забавно, что в списках на выбор нет выраженно "женских" и "мужских" запчастей, есть предельно толерантные "тело #1" и "тело #2". Говорят (говорят) можно свободно лепить затейливых транссексуалов, но мне в голову не пришло проверить да и транс-огрин - это уже за гранью...
Персонажу можно выбрать бэкграунд, где он родился, кем был до ареста и за что загремел на кичу:
Делается это примерно как набрасывается бэкграунд персонажа в Dark Heresy, начиная от выбора "родного мира" и дальше по всем остановкам. Только если в DH за эту накидку даются мелкие достоинства и недостатки (из разряда - выпало, что персонаж родился на ледяной планете, он получает небольшую устойчивость к холоду), а здесь ну вот просто биография, прикольно же.
Обилие вариантов и возможных сочетаний деликатно намекает, что в самой игре оно будет влиять примерно ни на что. Разработчики обещают, что иногда будет влиять на фразы персонажа, обусловленные биографией, мол "я этого пидора на Сигма-Прайм видел! он там деревянными транклюкаторами торгует!" и прочее.
Вроде здорово же, разнообразие! А мне наоборот резко не понравилось, что, вместо прописанных героев Vermintide, каждый со своей запоминающейся внешностью, биографией, регулярно проявляющимся характером и взаимоотношениями внутри группы, выдают каких-то рандомных болванчиков как в типовой многопользовательский шутер а-ля The Division. Причём в Дивизии в этом ещё был какой-то обусловленный сюжетом смысл, мол "правительство активирует спящих суперменов и прочих бэтменов, ты один из них!". А в Дарктайд просто "онаним легион" бегающих чубриков.
Чем это удобно разработчикам понятно - партии собираются не по конкретным персонажам, а просто под уровень задания. В итоге в партии может быть, например, 3 Зилота и один Гвардеец. Норм. И не надо париться, что у нас сейчас избыток одних персонажей и недостаток других, надо будет - вся партия будет из персонажей одного класса, не беда, ведь каждый из них Яркая, Самобытная Личность.
Отдельно насмешило по сюжету, что главгерой вроде как рандомный заключённый, перхоть подзалупная, попавший в некие события, где было принято решение ему и ему подобным выдать по черенку от лопаты с одним патроном и отправить на хаоситов, авось хоть какой-то урон нанесут. И вот вроде такой гримдарк, жизнь-копейка, мрачная готика и обречённость... а вокруг главгероя с самого начала на корабле инквизиции начинают водить хороводы - как дорогого гостя встречают, размещают, заботятся о нём, учат, помогают и прочее, чтобы игрок не расплакался и не убежал просить возврат средств за игру.
Так у нас гримдарк, жесть, кровища и безнадёга, "оружие добудете в бою" и прочее, или очередная агитка "мальчики и девочки, вступайте в КМП США, здесь не жизнь, а малина"?
То, что главная Инквизитор, ответственная за истребление захлестнувших улей орд повстанцев-хуистов - это, как положено, сильная независимая женщина (?), которой зачем-то приделали фейс от старенького транса, я ещё молчу, в сорокатоннике всякое может быть, тем более она там почти никак себя не проявляет.
В бету не завезли ни соло-мод когда играешь с ботами-напарниками, ни даже маленького подобия кэмпейна. Причём, если соло-мод ещё может быть со временем добавят (сейчас понятно, пока идёт платный бета-тест им выгоднее собрать 10 задротов в пару партий, чем нагружать сервера 10 одиночными партиями, где надо обсчитывать ещё и ботов), то отсутствие кэмпейна меня погрузило в печаль.
После туториала, выполненного в форме вступительной миссии, сделанной так, чтобы любой криворучка с косоглазием на оба глаза ощутил себя Батькой Ногебатором, тебя выбрасывает, как в Дивизии, в некий виртуальный "штаб", где можно бегать по магазинчикам и выбирать какое понравится из рандомных заданий на доске заданий.
В заданиях худо-бедно просматривается тактическое разнообразие, но все задания суть односложные забеги минут на 10-15 с одной конкретной целью в рамках этого задания.
Что сделано прямо хорошо - собственно, уровни. Красиво нарисованные, любопытные по дизайну (по крайней мере, пока не приелись после тысячного забега), по дизайну и не прямая кишка, и не совсем лабиринт, где реально заблудиться в шести комнатах и двух коридорах. И да, повторю вслед за
sam_newberry, бегая по этим уровням ты веришь, что гоняешь по какому-то городу-улью в Гримдарке, и что здесь жили люди, велись какие-то работы и всё это взаправду. До мелочей, конечно, можно доёбываться бесконечно, но сравнить это с каким-нибудь Space Marine, где декорации были ну пиздец игрушечные и видно насколько большую и продуманную работу сделали художники и дизайнеры.
Причём да, уровни не клонированные, хотя дело происходит в одном конкретном Улье с общей стилистикой, но миссии в андерхайве и в рабочих блоках среднего уровня отличаются и визуально, и частично по противникам. Если в более-менее цивильных частях Улья в качестве основного мяса противников выступают одурманенные хаоситской пропагандой работяги и гвардейцы, то в андерхайве лезет всякая мутировавшая сволочь.
Здесь к разработчикам вообще ноль претензий - молодцы, безусловно.
Что касается механик, то вроде было заявлено сочетание рукопашки и огнестрела, по факту огнестрел (который я видел, во всяком случае) делится либо на бесполезные трещотки, которые высирают полный магазин за пару секунд и если куда-то попадают, то не дальше двух шагов и случайно, или на автоганы-лазганы, которые как-то дамагают со средних дистанций, но имеют небольшой боезапас и/или низкую скорострельность. Иными словами, ты можешь, конечно, пару раз пукнуть лазерной указкой в сторону одиночного врага и даже его свалить, но, когда на уровень вываливает очередная "орда", то игра тебе как бы тонко намекает - "не выёбывайся, Петрович, это тебе не каловдутье, бери сопатку и начинай валить повстанцев-хуистов в рукопашную!". И да, что характерно, в рукопашке, наработанные в Vermintide инстинкты и тактики для рукопашной сработали как родные.
Игровой "режиссёр" (алгоритмы, создающие на уровнях определённые ситуации и запускающие туда тех или иных монстров в зависимости от действий игроков, чтобы создать правильный драйв) на бете, мягко говоря, не поразил. Общее ощущение от событий на уровнях - то густо, то пусто, то нет никого. То есть или на вас противник просто валит толпами, то хуякс и несколько минут никого нет и несколько комнат пробегаются без единого выстрела, собирая разложенные по углам пополняшки и усиляторы.
Единственное, что я заметил - да, игровой режиссёр, карает самостийников, которые пробуют шарашиться отдельно от основной партии. Правда это в основном приводит к тому, что один гиперактивный дебил куда-то бежит, завывая "Лиииииироооой!" и не давая спокойно облутать пару комнат на полезные ништячки, пока игра даёт такую возможность. Два других дебила, повинуясь стадному инстинкту, бегут за ним (а то действительно вдруг там всё вкусное съедят) и тут уже хотите или нет, но вы с более адекватным товарищем должны бежать за ними, вопя "стойте, мудаки!" или задержаться и нарваться на внезапно сгенерённую орду.
Понятно, что всё субъективно и это вообще бета, но в стареньком Left 4 Dead игровой режиссёр работал куда-а лучше и интереснее.
Шмот в миссиях не выпадает* и нет, как в Верминтайде, заебавших "лутбоксов", когда ебался-ебался на высокой сложности, а тебе вываливают такую рандомом сгенерённую несуразность, что оторви и выбрось. В Дарктайд за миссии даётся вознаграждание, на которое можно в магазинчиках на базе покупать такую же рандомом сгенерённую несуразность, но уже вроде как тебе предоставили выбор (да, это лучше):
Тут можно сказать - стоп, дружище, так твои претензии к онлайновой многопользовательской стрелялке состоят в том, что она упорно отказывается быть сюжеткой с прописанными персонажами и кампанией, рассчитанной на одиночное прохождение?!
Отчасти да. Но это то, чем мне нравились обе части Vermintide - да, каждая в отдельности миссия была вроде бы одиночным забегом, но вместе они складывались в любопытную историю из мира Warhammer Fantasy, в которой каждый персонаж играл определённую роль, а вместе они успешно противостояли некоему Злу.
В Darktide тебе предлагают безусловно хорошо технически (за исключением оптимизации, но надеюсь её к релизу одолеют) и художественно выполненную онлайн-дрочилку в антураже сорокатонника, без сюжета как такового, в лучшем случае с намеченной фабулой, и большим набором рандомных миссий.
Вывод? Если любишь забеги в онлайне с механиками, близкими к Верминтайд (т.е явное доминирование рукопашки над огнестрелом), если любишь антураж Вахи и не паришься над сюжетом и характерами персонажей, а хочешь просто побегать-пострелять по движущимся мишенькам на уровнях - отличная игра, и свою фан-базу, я думаю, она найдёт.
Я ещё посмотрю, подожду, если завезут хоть какой-то сюжет и соло-партии, чтобы можно было настраивать напарников-ботов - поглядим плотнее, а пока на полку её.
* - поправили, при определённых условиях таки выпадает, как награда за успехи, но это всёж не основное, а как приятный бонус.