Silent Hill 2 - пара слов о римейке

Oct 25, 2022 01:51

Видели уже, наверное, на днях прошла новость, что Konami бахнула как из пушки сразу охапкой анонсов будущих проектов по сеттингу Silent Hill. Среди прочего, новые игры - Townfall, по которому дали только тизер дающий некое настроение, но минимум информации что это вообще будет и о чём. С тем же успехом это может быть вообще коопчик-выживач в стиле "выберись из Сайлент Хилла", а-ля Dead by Daylight или что ещё.
Есть тоже не сильно информативный трейлер Silent Hill f в котором мне не сильно понравились демонстрируемые образы (ну, "обыкновенные японские школьницы" в порваной школьной форме, с пьяной походкой и кровавыми потёками на бёдрах - что-то меня такое напрягает) и традиционный набор характерных для островитян "гигиенических" фобий. Сдаётся мне будет японщина-японщина, интересная больше тем, кто в материале и умеет на лету расшифровывать что какая хреновина в кадре значит и к чему относится.

Но меня больше зацепил трейлер намеченного римейка Silent Hill 2 да так, что я заорал матерно. Чтобы дальше было понятно, поясню свою позицию: оригинальный SH2 я считаю чем-то вроде "Преступления и наказания" от мира видеоигр. То есть вещь по своему уникальная и по производимому эффекту хорошо так залезающая под кожу и разносящая голову на осколки, особенно если в неё вникнуть и прочувствовать происходящее, а не побегать просто как в кривую бродилку и стрелялку по монстрам, похожим на чьи-то глюки.
Я в своё время офонарел до мурах по коже насколько точно, художественными средствами, показан спуск в этот ад, как показан мир, глазами человека в определённом душевном состоянии. И какой предлагается в финале выход, что, пожалуй, важнее всей истории.

И вот смотрю трейлер римейка и такое впечатление создатели вообще не понимают о ком и о чём эта история, а почитали про SH2 на википедии, посмотрели пару роликов на ютубе - "а, понятно, история про какого-то мужика, который бегает от каких-то монстров в каком-то глючном месте, ну, всё понятно, в принципе, ща сварганим!".
О чём речь, подробнее - под кат.

Одна из самых важных частей любого художественного произведения - игры, фильма, книги итд. - это вступление. Вступление должно не просто "цеплять" и увлекать, это примитивно и надолго так внимание не удержать, а оно должно давать как бы зародыш будущего произведения, сразу настраивать зрителя на определённый лад, погружая его в создаваемое автором пространство.
Если очень утрировать и упростить, то если автор создаёт пространство "фильма ужасов", то зритель с самого начала должен прочувствовать холодок дискомфорта, привкус тревоги страха. А если автор создаёт "крутой боевик", то зритель в первые минуты должен ощутить драйв, лихость и декалитры теостостерона. Если автор это сумел дать, а зритель поймал, то дальше он и пойдёт на этой волне, правильно понимая происходящее даже если он не анализирует (скорее всего нет), но на уровне эмоций он будет правильно воспринимать и переживать происходящие события, получая максимально сильный опыт от произведения.

Вступление оригинального Silent Hill 2

image Click to view



Как оно работает? По секундам, сразу после того, как игрок нажал "начать новую игру" вообще ещё не зная что его ожидает.

0:00 - 0:02
Чёрный экран, тревожно-дискомфортный музыкальный проигрыш.

0:02 - 0:17
Откуда-то из темноты выходит человек, подходит к грязному заплёванному зеркалу, пристально смотрит на себя (да, если хотели "криповую" деталь - он в этот момент смотрит на зрителя), облизывает губы, проводит рукой по лицу. Камера наезжает на него, берёт крупный план, сам человек как-будто стоит в темноте, за спиной у него глухая темнота, в зеркале видно только его лицо, из-за теней не видно глаз. Образ, который нам показывают - человек, окутанный темнотой, тонущий в ней, смотрящийся в мутное, заплёванное зеркало в каком-то грязном месте.

0:18 - 0:22
Камера меняет угол, теперь мы видим персонажа спереди и в этот момент видно, что он вовсе не в темноте, а, в общем, в освещённом пространстве, за ним смутно видно облицованную плиткой стену, что-то похожее на стенку кабинки общественного туалета. Персонаж отстраняется от зеркала, делает глубокий вдох, запрокидывает голову назад и делает то ли выдох, то ли стон. Зритель об этом не задумывается, но он видит человека очень уставшего, человека, который давно не спал, возможно долго сидел в неудобной позе в машине.
Видно как он одет - какая-то босяцкая куртка из серии "купил когда мне было 20, ношу с тех пор", джинсовая рубашка, неаккуратная причёска, бледное не шибко привлекательное лицо. Это не герой-любовник, это не крутой бандит и не секретный агент из крутого шпионского триллера а-ля Леон Кеннеди, это какой-то простой человек, переживающий не лучшие для него времена, во всяком случае финансово. Он устал, измотан, у него нет или очень мало сил.

0:23 - 0:41
Снова смена плана, теперь зритель как-будто подглядывает за героем откуда-то из дальнего угла, как-будто из-под писсуара в загаженном общественном туалете, как-будто смотрит на героя не человек, а подглядывает за ним какое-то странное существо. Теперь видно пространство в котором находится герой, оно неприятно, создаёт ощущение чего-то грязного и заброшенного как-будто оказываешься в старом, давно пустующем заброшенном доме, грязном и ржавом. Собственно, это то, где персонаж и будет бродить бОльшую часть истории. Герой продолжает смотреть в зеркало, как-будто не замечает, что за ним "подглядывают" откуда-то сбоку. И да, обращаю внимание на плакаты на стене, правее персонажа, напротив точки, откуда за ним наблюдают, там изображена женщина и заголовок "HEAVEN'S NIGHT" - эта деталь, про которую не знаешь, не обратишь внимания, а она здесь вообще неслучайно.

0:42 - 0:50
Впервые слышим голос персонажа, причём видно, что он не шевелит губами, то есть это его мысли. "Mary... (долгая пауза) Could you really be in this town?". Голос уставшего, потерянного человека, живущего какой-то безумной надеждой.
Хлоп! Меньше минуты, а нам уже задали главного героя. Задали его характер, окружение, дали прочувствовать его внутреннее состояние и, самое главное, задали его цель. Нам показали небогатого, заурядной внешности и очень уставшего человека, которого сначала окутывает густой тяжёлый мрак, потом он находится в каком-то заброшенном, помойном помещении, в тысячный раз прокручивающий в голове одну и ту же навязчивую мысль о какой-то Мэри, о том может ли она в самом деле быть в этом городе?
Меньше минуты и мы понимаем в каком пространстве мы находимся и что это за персонаж

Дальше игроку дают возможность буквально 10 секунд поуправлять героем, показывая что да, это протагонист, вот им тебе и предстоит играть. И вступление продолжается с момента, когда герой выходит из придорожного туалета.

0:55 - 1:05
Персонаж стоит возле туалета. Пасмурный серый день, дальше за ним видны деревья, ещё дальше серое озеро и за озером, совсем где-то вдалеке, уходящий за край кадра лес. То есть герой не где-то в Нью-Йорке или Лос-Анджелес и не в аризонской пустыне, он в какой-то глубоко сельской местности, где растут ели и есть большие озёра. При этом загаженный и раздолбанный туалет, обклееный снаружи какими-то потемневшими от времени плакатиками не создаёт впечатления, что герой находится на каком-то элитном курорте или в каком-то статусном месте, больше похоже на что-то убогое, бедное и полузаброшенное.
Сам он при этом стоит оглядываясь из стороны в сторону, как-будто пытается сориентироваться - он в этом месте недавно, только что приехал и толком не знает куда ему идти. Логично предположить, что где-то здесь тот town (т.е на наши деньги посёлок) в котором может быть некая Мэри, которая ему зачем-то нужна, но он сам то ли не верит что она в самом деле может здесь быть, то ли не знает куда идти чтобы её искать.

1:06-1:43
Персонаж медленно, походкой усталого, потерянного человека идёт к кирпичному ограждению. После того как он стоял оглядываясь, создаётся впечатление, что он не знает куда идти, не знает что делать. И вроде как "ну, пойду туда.." и при этом он больше погружён в свои мысли, чем в происходящее "снаружи".
Камера даёт общий план, видно изрисованный граффити газетный автомат, видно стоящую на площадке возле туалета одинокую машину - с пятнами ржавчины и настежь открытой дверью с водительской стороны. Это машина или очень бедного человека, которому не по карману было привести её в порядок, или у хозяина случилось что-то такое, что он перестал обращать внимание на то, как машина выглядит. Настежь открытая дверь, то есть он приехал, остановил машину, вышел - и забыл, не подумал или попросту забил даже закрыть дверь. Это уровень потерянности, когда человек идёт бездумно, как контуженный, не понимая и не воспринимая что вокруг происходит.
Идёт закадровый текст, женский голос и самый, наверное, каноничный отрывок из SH2, который знают даже те, кто в него не играл: "In my restless dreams i see that town. Silent Hill. You promised you'd take me there again someday. But you never did. (вздох) Well, i'm alone there now... In our ''special place''... Waiting for you..." - Беспокойные сны, навязчивые сны о каком-то определённом месте, данное когда-то героем обещание о том, что он привезёт (Мэри?) в этот город ещё раз, обещание, которое он не сдержал и странные намёки, что она теперь в этом городе одна, в "особом месте", ожидает его.
Уже здесь понятно, что "Мэри" - это не его дочь, коллега или приятельница. Что у них были какие-то непростые отношения, как-будто закончившиеся расставанием, которого никто из них не хотел, но остался привкус вины и не сдержанные обещания, не состоявшиеся события.

1:45-3:10
Общий план, красивый вид на озеро и холм за ним. Герой стоит опершись на ограждение в такой позе, как люди стоят когда глубоко задумаются и уйдут в свои мысли. Впечатление, что он задумчиво или наоборот бездумно смотрит на озеро и дальше идёт его внутренний монолог. Музыка от тревожных проигрышей меняется на гитарно-сентиментальное, как-будто персонаж в мыслях уходит куда-то глубоко в своё личное. Его текст: "I got a letter. The name on the envelope said "Mary". My wife's name... It's ridiculous... Couldn't possibly be true... That's what i keep telling myself... A dead person can't write a letter. Mary died of that damn disease three years ago. So then, why am i looking for her? Our "special place"... What could she mean? This whole town was our special place. Does she mean the park on the lake? We spent the whole day there. Just the two of us, staring at the water. Could Mary really be there? Is she really alive... waiting for me?"

Весь внутренний текст героя - это и его внутреннее состояние в этот момент, когда он снова и снова продумывает и проживает цепочку событий, которая привела его в это место и мы чувствуем в каком он состоянии приехал. И как он пытается рационализировать "Ну, это же не может быть правдой... Ну не может же так быть, мёртвы не пишут писем!.. Зачем я здесь?" и тут же без перехода "Так, но где именно она может быть?". То есть его желание найти её, увидеть её куда сильнее любых рациональных мотивов, они уже забыты и отметаются в сторону, настолько для него в этот момент важно её найти, настолько он в какой-то мере одержим.

Всё, три минуты вступления - игрок получил исчерпывающее представление персонажа, причём не навязчивое и не дидкативное, мол "прочитай три страницы нудного текста", а на уровне коротких сценок-зарисовок, показывающих персонажа, его окружение, его внутренний мир, его состояние. Мы уже знаем или чувствуем кто он такой, что у него случилось в жизни, куда, в какое примерно место он приехал и почему, в каком состоянии он приехал и что им движет. Нам дали атмосферу места - серое небо, серое озеро, какой-то маленький городок, какие-то заброшенные, ржавые, некрасивые места. И главный герой, усталый, вымотанный, глубоко несчастный человек у которого три года назад умерла жена и который приехал в этот городок в каком-то полуобморочном, депрессивном состоянии получив письмо как-будто от покойной жены с приглашением в "их особое место", где ей одиноко и она ждёт его. Ну, такое себе приглашение от умершего (?) человека, не порадуешься получив его.

В этом вступлении, как в капле воды вся дальнейшая история - о том кто это, зачем это, почему это и что кем движет. Плюс нам уже здесь даётся несколько намёков и ключей к дальнейшим событиям. Не вспомню точно, но по-моему только в SH2 из всей серии (почему эта история и стоит как бы отдельно от всех) на самом деле нет никакой потусторонней ебанины, "таинственных культов", "изнанки реальности" и прочей дребуды. А всё происходящее, хотя и выглядит как классический еппонский хоррор про непонятную ебанину, впоследствии получает вполне рациональное объяснение. Да такое, от которого пробирает куда сильнее, чем от истории про демона Барабашку - потому, что понимаешь, что какая-то такая история могла бы случиться плюс-минус с любым человеком. Причём понятно, что авторы во многом вдохновлялись "Лестницей Иакова" (фильмом), но удержались от прямого копирования, а создали своё произведение и свою историю только отдалённо схожую по мотивам.
Ну, мой поклон и респект, чего уж там.

И тизер римейка. Я понимаю, что это тизер, некая нарезка кадров, которых потом в конечном варианте игры может не быть вовсе. Но тем не менее, что нам показывают?

image Click to view



0:03-0:13
"Панорама по воде Тарковского" Проход камеры над каким-то грязным, загаженным полом, который показан крупным планом, фоном тревожная музыка. В кадре появляется... таракан. Он шевелит усами, ползает зигзагами между окурков, камера следует за тараканом, он залезает на стену... Эта игра про симулятор таракана в сортире?

0:14-0:21
Резко, снаружи-внутрь открывается дверь. Откуда-то из ярко освещённого пространства в туалет заходит некий человек, лица которого мы не видим, только его ноги и тело. Он заходит быстрой походкой, слышно тяжёлое дыхание. Впечатление, что он если не бежал, то быстро шёл, торопился или выполнял какую-то тяжёлую физическую работу, что он куда-то целеустремлённо спешит. Человек подходит видимо к раковине - мы её не видим, но слышим шум льющейся воды.
То есть какой-то (пока незнакомый и непонятный нам) человек, чуть ли не пинком открывает дверь в какой-то помойный общественный туалет, торопливо туда заходит, подходит к первой же раковине, включает воду и видимо моет руки (потому, что когда он зашёл, то видно, что в руках у него ничего нет).

0:22-0:34
Нам показывают руки главного героя, как он поворачивает левую руку ладонью к себе, рука его мелко дрожит, она мокрая и вроде бы грязная. Герой берёт себя правой рукой за левую ладонь, как-будто она у него онемела, болит или просто это какой-то нервный жест. Слышно его частое дыхание. Крупным планом показывают нижнюю часть лица, видна небритая щека, стекающие по лицу капли не то человек промок под дождём, не то обильно употел, последнее выглядит более вероятным учитывая тяжёлое дыхание. Человек в кадре стискивает губы. Чёрный экран.

Пока что я вижу какого-то человека на нервяках, который торопливо зашёл в загаженный общественный туалет и запыхавшись мыл руки и тёр их какими-то нервными движениями. Человек который или бежал от кого-то или от чего-то, или выполнял тяжёлую неприятную работу, но ключевое - он скорее взвинчен, чем вымотан.

0:35-0:53
Мы первый раз видим его лицо. Да, обычный, заурядной внешности мужчина среднего возраста. Он прищурившись рассматривает себя в зеркало, слышим его внутренний текст "Может ли она в самом деле быть здесь? Ждать меня?".
Кто "она", где "здесь"? В туалете? Я ещё вообще не понимаю где он находится, в каком месте, в какое время и кто такая "она". И как это связано с его нервяками, почему он куда-то спешил, забежал запыхавшись в туалет и залип у зеркала.
Хорошая деталь на 0:47 - когда герой поднимает руку к лицу, то видно у него на пальце след от обручального кольца. То есть он долго носил обручальное кольцо, потом почему-то его снял, но не так давно, чтобы след перестал быть заметен.
Продолжается его текст "Мэри умерла от этой чёртовой заразы три года назад."

Здесь у меня опять нет связки между "может ли она быть здесь и ждать меня" и "Мэри умерла от этой заразы три года назад". Если не знать о чем речь, я бы был уверен, что он говорит о двух разных людях. О том, что кто-то (например, его дочь) "может быть здесь и ждать меня", а некая Мэри "умерла от этой заразы три года назад". Потому, что так сходу вывернуть мозги, что герой приехал в какое-то странное место в поисках заведомо и давно умершего человека - "чиииво, блять?"(с)

0:54 - 1:18
Герой выходит из туалета и да, чётко та же самая локация что в первой части, восстановленная скрупулёзно и дотошно, та же машина, тот же перегороженный тоннель, даже тот же серый и ветренный холодный день, неуютное место. Это ок. Герой мельком смотрит на карту города на стенде, частично облезлую, так что впечатление какого-то заброшенного, неухоженного места.
И дальше он уже идёт по какому-то заброшенному городу, мимо дайнера с хлопающей дверью, мимо каких-то домов через туман и звучит строчка-фрагмент "In my restless dreams...", но без завершения, только говоря нам, что кто-то в своих беспокойных снах видела это место, Сайлент Хилл. Точка. И герой уходит куда-то в туман по пустынным улицам.

Первое - у меня нет внятного персонажа. У меня нет его бэкграунда. Кто это, откуда он, зачем он, самое главное - в каком он вообще состоянии и с какой он целью туда приехал? Кого-то найти и убить? Кого-то спасти? Выполнить задание? Сдержать обещание?
Или он просто ехал куда-то по своим делам, у него сломалась машина и он застрял в странном месте, где в тумане бегают странные и страшные существа?

И даже по тем отрывкам что есть - они или в корне поменяли историю и подоплёку персонажа (я могу предположить почему он забежал такой запыханный и почему так нервно мыл руки, но это совсем другая история и другой персонаж), или просто в упор не поняли о чём это и зачем это, почему важен именно такой персонаж каким он был задан в начале оригинальной второй части.
Потому, что в римейке я вижу больше героя типового Resident Evil, "какого-то чувака, который неожиданно обнаружил себя в стрёмном месте с монстрами, но у него есть нож, пистолет и дробовик", а не героя второй части, каким он для той истории должен быть.

И здесь два варианта, первый - они всё это ещё переиграют и развернут нормально, как и должно быть, с пониманием общей логики и подоплёки истории, и тогда тизер просто плохой. Или они плюнули на оригинальную историю, мол нахрена нам все эти грустные истории про путешествие в глубины исковерканного сознания, давайте сделаем просто бродилку-стрелялку в жанре хоррор, типа "наш ответ Resident Evil". И тогда я буду материться. Потому, что хоррорных бродилок-стрелялок - да полно, и ничем особым сеттинг Silent Hill здесь похвастаться не может. А вот всрать мощную и тонко построенную (в оригинале) историю, со всем её психологизмом и тем, как на мой взгляд местами гениально через внешнее окружение передаётся внутреннее состояние человека - это как поверх отличной старой картины намалевать яркий плакат с рекламкой. И ещё удивляться, мол - чем вам не нравится? Хорошо же получилось, ярко!

Такие дела. Кто скажет я неправ и смотрю не туда - аргументируйте, будет любопытно почитать.

игровое, глазами большого флегматичного котэ

Previous post Next post
Up