Страна Онего: мыс Муромский и жизнь в Муромском монастыре

Dec 12, 2013 22:22

Продолжение. Предыдущая запись Пудож и Онежские петроглифы



24 августа собрался в дорогу поздно, нацелившись на Муромский монастырь. Перед 22-километровым переходом решил напоследок окунуться в прозрачные воды Онеги - по сравнению в недавней Пегремой, вода уже заметно остыла. Погода продолжала радовать - сохранялась тёплой, но чувствовалось - это продлится недолго.




Вид на мыс Гажий Нос

Бесов мыс - место туристическое, многие приезжают именно сюда и живут по несколько дней. Здесь не пропадешь: туристы оставляют на стоянках картошку, печенье, хлеб, - много продуктов. Знал бы, в магазине бы вообще ничего не брал. Даже апельсины нашлись - приятно жить в межледниковый период.



Километров через 8 смотрю - красуется парабола на сосне и тропка ныряет в лес. Прохожу метров 100 от реки, глядь - среди кущ малинника и бузины труба крыши виднеется. Распахиваю дверь - апартаменты! Бородатый хозяин оказался дома. Он невзрачен на вид, худоват и щупл, зовут Лёха. Глаза голубенькие, вострые. На Онеге 16 сезонов отзимовал. Как начались проблемы с поиском работы, он не в Москву поехал на заработки, а решил сюда переселиться из соседствующей деревни Красноборской. Ягоду стал собирать, рыбу сдавать. Стали и гости наведываться: туристы, рыбаки, деревенские. Кто телевизор привез, кто станцию подарил, кто тарелку презентовал - с мира по нитке, - целое хозяйство и получилось. Лёха - человек своеобразный, одиночеством не брезгует. Вот вы когда-нибудь холодильник топором рубили? А Лёха рубил. Из старого холодильника, приволочённого со свалки, он решил смастерить печку для летней кухни. «Болгарки не было, - рассказывает, - так я топором». Получилось очень практично! Хоть и не броско на вид.



Летняя кухня, вид на холодильник и избу)

Прозвище у Лехи - Леший. Пошел раз с бабами, да завел. Те:
-Ну-у, Алексей, у тебя брат-от леший!
-Чо эт?
-А вот ты кепку-то козырьком назад переверни, мы и проверим! Быстро выйдем, аль нет?
-Ну я и перевернул, - признался Лёха, - и мы тут же вышли в деревню. С тех пор и привязалось.



Леса на отрезке р Чёрная - мыс Муромский

Дом Лёха отгрохал отменный, и всё из подручных средств. По виду это прямоугольное вытянутое строение, условно поделённое на три части. Летняя кухня расположена посредине, в неё ведут единственные с улицы вход и выход, располагающиеся почти что напротив друг друга: один смотрит на Онегу, другой в противоположную сторону - к лесу. Две других части дома глухие. С южной стороны это изба с десятком кроватей вокруг небольшой «голландки», с северной - баня. Таким образом, в доме можно спать, есть и париться одновременно, не выходя на улицу.



Лесная симфония

Летняя кухня это горница, где расположены длинный стол, лавка и что-то напоминающее диванчик. Пожалуй, это самый практичный «северный» дом, который я видел в жизни. Избе не требуется высокого порога от сквозняков, и чем больше её заметает, тем теплее в ней становится. Для пущей изобразительности я бы сделал «зимний» выход через крышу, - как это было в традиционных  корякских жилищах, - и тогда бы даже «дорожки» прочищать не пришлось.



Леший!

Пожарив у Лёхи подобранной по пути на стоянках картошки, оставшиеся 15 км до мыса пролетел махом. Сосновые яры сменились кочкарниками, а песчаный берег крупным галечником.



Валуи

Дорогу осложнили завалы, протяжённостью метров 500.



Завалы на западном берегу Онеги - последствия урагана 2010 года. Чтобы добраться до противоположного конца, с рюкзаком и топором это не меньше часа.

Несколько раз встречались чёрные гадюки. Я увидел, что когда змея отдыхает, мышцы её тела расслабляются, и она провисает, как мешок; голова утыкается в песок.



Перед монастырем речка Муромка, никого. На том берегу привязана лодка. Переплываю за лодкой и перевожу вещи. От устья до монастыря километр по песчаным дорогам среди раскидистых сосен, сам монастырь располагается близко к лесу, с мыса обзор на 270 градусов. Место видное, историческое.



Муромский монастырь

В монастыре 5 монахов, электричества нет. Регулярные службы, строгие посты, но трапезничают монахи и трудники вместе. Настоятель отец Нил благословляет меня на ночлег.



На следующий день узнаю, что 28 - престольный праздник Успения Богородицы, приедут паломники из города. Решаю остаться. Так автоматически становлюсь трудником - это первая ступень монашеской иерархии, с которой начинает каждый вновь прибывший в монастырь. Где все трудятся в едином ритме жизни.



Воду с Онеги носят вёдрами на высокий берег - наполнить две 200-л кухонные бочки стало моим первым послушанием.  Вторую половину дня занимались опалубкой. Со мной в келье еще 3 человека, Виктор и двое Максимов. У одного из Максимов героин 9 лет, другой шизофреник. У обоих парней жизнь оказалась разрушена, и ребята оказались на краю гибели. Оба нашли спасение в монастыре, где через несколько месяцев пребывания стали как прежде. Известно, что молитва и вера оказывает благоприятное и лечебное действие, спасает людские души. О причинах, - то ли они отлаживает биоритмы, или настраивают на взаимодействие с Праной, - можно рассуждать долго, но механизм науке неизвестен: что-то происходит с электрической активностью мозга человека в этот момент. Транс шамана - самый яркий тому пример.



Скалы Онеги

Распространено мнение, что религия это своеобразная коммерция. В монастыре я наглядно увидел, что монахи это люди, спасшиеся сами и помогающие спасаться другим. "Мы за грехи человеческие молимся, - пояснил мне отец Артемий, - подобно как инженеры изобретают для нужд прогресса, но наш труд это духовная жизнь всего человечества, без которой материальная структура никогда бы не смогла организоваться в живую форму, и без которой может в один день сметена с лица Земли новым потопом". Монахи в это искренне верят, потому что имеют соответствующий мыслям опыт - каждый из них почувствовал проведение бога на себе, которое не дало пропасть.



Можно подумать, что это блажь, фрустрация, но вот что интересно. Если мы посмотрим на историю России, то заметим одно тенденциозное явление - в поисках божьего промысла принимали иноческий облик и обеспеченные люди. Например Кирилл Белозерский, или вот Лазарь Муромский, основавший эту обитель. Люди уходили от мирских дел и подвергали себя аскезе в том же ключе, что Сиддхартха и Христос. Не уж то все они были столь недалеки и невежественны, что разменивали "стол и кров" на место под ёлкой? Какими мотивами они руководствовались? Мало того, и сегодня мы наблюдаем в жизни общества те же качественные устремления, это выбор между "жизнь как все" и "собственный путь", между совестью и корыстью. Между мучительным и беспросветным образом жизни и непредсказуемой, опасной дорогой личных устремлений, где ты учишься действовать сам и поступать как того хочется в данный момент. Что это за выбор между материальным, восприятием себя как тела и между духовным - восприятием себя как души в теле? И зачем этот механизм выбора существует? Для вида, чтобы выжить за короткое время, проще 1 раз хорошо приспособиться.


Туристы у церкви Воскрешения Лазаря, Кижи. Церковь была перевезена с мыса Муромский в XX веке.

Попытаемся вывести некоторую хронологическую последовательность этого процесса:
1) оставаться "как все" или сделать иной выбор;
2) сделав выбор, ты начинаешь служить Богу. В ином месте - это принять жречество и посвятить себя тайнам жреческого искусства, стать шаманом. Но что это за искусство? Обратившись к примерам, мы увидим, что это - поиск откровения Божьего, или в случае с шаманизмом - контакт с параллельным миром духов.
Но роль откровения не однозначна; например Кириллу Белозерскому голос Божьей Матери сказал: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там я уготовала тебе место, где можно спастись».
3) получение откровения
4) применение его - жизнь в новом качестве



Часовня и храм сегодня, Муромский монастырь. Это тихое, уединённое место.

Этот процесс был своего рода "образовательной программой", ведь монастыри были распространены. Что послужило началом освоения монастырей? А. Т. Фоменко и В. Г. Носовский высказали интересную мысль, что основание было связано с регулярной армией Империи, так называемой ордой: по достижении некоторого возраста воин был вынужден "уйти на покой", объединениями отставных военнослужащих и стали монастыри. Но этого мало: монастыри были не только центром просвещения - кладезем опыта (с которым так зверски боролись Романовы и Миллеровская школа), но и духовным центром. И тогда возникает вопрос: что сформировало этот центр? Возможно, это были знания из прошлого о том, как человеку жить на земле, чем руководствоваться, чтобы не пропасть, чтобы достигнуть "откровения".



Царские Врата церкви Воскрешения Лазаря, музей Кижи

Победить в некой извечной борьбе между странными силами, - только вдумайтесь во всё это! Схема отречение - служение(знания) - откровение - личный путь связывает все религии мира и прослеживается в становлении многих культур (индуизм, христианство, каббала, и т. д.) Очень красиво эта тема выражена в "Interstella 5555: The 5tory of the 5ecret 5tar 5ystem", рекомендую посмотреть



Но вернёмся к теме Муромского монастыря.

Третьим соседом по келье был Виктор, человек пожилой и своеобразный.  Добрый, отзывчивый, но не более того. Разговаривает с маленьким внуком: «Что делаешь? Телевизор смотришь? Нет? А почему мама не включила?»



Перед праздником эпохальная уборка территории, Виктор подходит и говорит:
-Дима! Собери пожалуйста коровьи какашки .
-А зачем? - отвечаю, зная, что по правилам послушание даёт монах, а не мирянин, - пускай лежат, мир украшают, о грехах праведных напоминают!



Но Виктор не понял, побежал и втихую нажаловался отцу Нилу, что мол я работать не хочу. Виктор сердечник. Говорю: поголодай, пройдёт. Отвечает: я итак одну траву ем, а за обедом смотрю - бух сахару в чай! Я это заметил и на банку с кабачковой икрой показываю: состав масло, сахар.  «Я сам знаю! - вдруг взрывается Виктор. - Ты мне не указ!» Как будто я его моськой в миску. Гордыня!



28 рыбаки привезли рыбу, отправился чистить на озеро. Смотрю - идут берегом девки, приехали на лодке с Пудожи. Одну окликнул:
-Пойдём чистить!
-Я не умею.
-Научим. Что это за рыба? - показываю на окуня.
-Не знаю…



Девчонке лет 17. Ничего, что она с Онеги? Зато маникюр издалека виден. И Пудож, заметим, небольшой провинциальный городок. Да, что бы  с человечеством уже было, если бы мужчины окончательно перестали ходить в лес, ругаться матом и спать у костра?



Я коптил))

Минут тридцать чистили. Вдруг на краю обрыва появляется толпа людей. «Дочка-а!» - кричит плачущая мать. Оказывается, девочку родители уже потеряли. Мужской монастырь всё-таки!
-Слышь, - подходит ко мне уже поддавший новый русский-квадрациклист с таким видом знатока, как будто здесь, в монастыре, цеплять девочек - само собой разумеющееся действие, - ты че это, а?
-Не ты, а вы, - предупреждаю я диалог. - Каждый мыслит в меру своей испорченности.
Хорошо, что этот товарищ в монастыре не задержался.



Затем я сходил в лес за ольховыми ветками и накоптил рыбы. Тем временем прихожане поставили столы, накрыли скатерти и разнесли трапезу - картошку, овощные салаты, хлеб, фрукты и другие вкусности, привезённые из города. Поставили бутылки с вином.



Затем батюшка Игнатий благословил, и народ принялся за окончание поста. День выдался жаркий и ясный. А ночью перед праздником Успения Богородицы небо особенно светилось и мерцало, как будто из него поочередно выступали и таяли блестящие органные тубы. Полярное сияние в августе, не на пике частотности, и на таких широтах? Не может быть! Но оказалось - это было именно оно. Фотографий сияния нет, потому как я рассчитывал зарядить батарейки в монастыре.



Местные взрослые, а невинны - как дети!

Ближе к вечеру заиграл гармонист, и даже батюшки спели. Праздник получился душевный, как из книжек про старые времена. Так мне посчастливилось побывать в Карелии на двух престольных праздниках - в Кижах  и в Муромском монастыре.





К вечеру народ на лодках двинулся обратно в город, и я вместе со всеми.





Муромский монастырь место отдалённое. Сюда можно попасть на частных лодках по воде, или прийти пешком с Красноборска (20 км).



Местные ездят с деревни Гакугса, сначала по протоке до Муромского озера, затем по озеру до другой протоки, соединяющей уже с Онегой. В спокойную погоду при тихом ветре это 2 часа ходу. Прощай, Онега!



В августе на Онеге уже низкое солнце

Оказавшись в Гауксе, я вернулся в Пудож, решив переночевать на подворье Муромского монастыря у отца Иосифа. А утром 29 августа отправился дальше, уже в Вологодскую область, и покинул Карелию.

Кому интересно - координаты Муромского Свято-Успенского мужского монастыря: Пудож, Пионерская, 38, тел. +78145251187, отец Иосиф. От путешественника привет:)



Продолжение Ода Карелии

Муромский монастырь, Карелия, философия, Онега, религия, монашество, прошлое, Онежское озеро, душа

Previous post Next post
Up