Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 - 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков

Apr 20, 2012 16:03

С удивлением обнаружил, что большинство современной молодежи ничего не знает о генеральных планах развития Москвы, считая прошлогодний собянинский план первым, единственным и лучшим. Это не так. Только в Советское время существовали: «Город будущего» Бориса Сакулина (1918), «Новая Москва» Ивана Жолтовского и Алексея Щусева (1918-1924), «Большая Москва» Сергея Шестакова (1921-1925), «Реконструкция Москвы» Николая Ладовского, Прямоугольная сетка Ле Корбюзье, Москва как деревня Эрнста Мая, Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг., Брежневский генплан, пара лужковских....

Генпланы 1918 - 2025 Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков




Другие публикации:.
Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 - 1925 гг.)
Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.
Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 - 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков
Дранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов



За всю историю Москвы с ХVIII по ХХ век действовало семь генеральных планов города. В советское и постсоветское время было разработано четыре генплана.

С приходом советской власти и возвращением Белокаменной статуса столицы архитекторы и руководство страны озаботилось созданием новой Москвы. Фактически это был новый этап разработки планировочной документации по развитию, реконструкции и застройке города. В двадцатых годах у авторов проектов переустройства столицы были идеи и предложения рассматривать в качестве объекта проектирования не только сам город, но и его окружение.
«Город будущего» Бориса Сакулина

В 1918 году профессор Борис Сакулин при разработке плана «Города будущего» предложил объединить поселения вокруг Москвы в своеобразные транспортные кольца. Первое кольцо провести через Звенигород, Нарофоминск, Подольск, Бронницы, Люберцы и Мытищи и создать из них зеленые города с минимальной долей промышленности. Второе и третье кольца должны были пройти через крупные города на территории современной Московской области и через соседние областные центры. Эти территории отводились под развитие экономической зоны. В теории проект был прекрасен, но не решал детального развития самой Москвы.



«Новая Москва» Ивана Жолтовского и Александра Щусева

В том же 1918-м была создана архитектурная мастерская по планировке центра и окраин Москвы и к 1923 году под руководством Ивана Жолтовского и Александра Щусева возник подробный проект, который можно было считать первым советским планом реконструкции города. Щусев и Жолтовский предлагали максимально сохранить исторический центр, сделав внутри кремля культурный центр, сместив административную зону на Ходынку. Новые кварталы предполагалось застроить малоэтажным жильем. Такой пример застройки был частично реализован в районе нынешнего ЗИЛа (не сохранился). Однако этот проект реконструкции города был отвергнут, т.к. не отвечал требованиям времени.



«Большая Москва» Сергея Шестакова

В 1925 году под руководством главного инженера города Сергея Шестакова был разработан проект «Большая Москва». Согласно этому проекту Москва должна была состоять из центрального ядра - существующего города и четырех окружающих его поясов-колец. Последнее - железнодорожное - должно было проходить примерно в том месте, где сейчас проходит современная МКАД, но со сдвигом на севере в сторону Лобни. Между этими кольцами проектировались различные типы зон, жилые, садовые и промышленные, которые были бы разделены большими зелеными массивами. Все это опоясывалось зеленым и железнодорожным кольцами. Для жилых зон Шестаков предлагал идею частного домостроения, отголоском которой стал поселок Сокол.



«Реконструкция Москвы» Николая Ладовского

К концу 1920-х годов экономика страны начала постепенно приходить в себя после военных и политических событий. Москва начала бурно развиваться. В связи с этим в 1931-1932 годах состоялись конкурсы на составление для города нового градостроительного плана. Наиболее интересный проект представил архитектор Николай Ладовский, который отказался от традиционного радиально-кольцевого развития Москвы, т.к. считал, что такое решение приведет к «сдавливанию» внутри колец. Ладовский предложил параболическую систему планировки Москвы в северо-западном направлении вдоль луча на Ленинград с историческим центром города в качестве ядра. Вдоль этой оси располагались зоны жилья, промышленности и сельского хозяйства, которые могли расширяться в сторону Ленинграда и в перспективе должны были слиться с городом на Неве.



Прямоугольная сетка Ле Корбюзье

Существовали также и радикальные проекты. Так, например, франко-швейцарский архитектор Ле Корбюзье фактически предлагал построить новый город на месте Москвы, сохранив лишь кремль и Китай-город. Зодчий считал, что «в Москве все нужно переделать, предварительно все разрушив», и предлагал вместо традиционной радиально-кольцевой структуры прямоугольную сетку улиц. Получался такой некий идеальный город. Эти идеи Ле Корбюзье предлагал и Парижу.



Москва как деревня Эрнста Мая

Совсем иной план предложил немецкий архитектор Эрнст Май, который был сторонником дезурбанизации. Он предлагал оставить в существующих границах города административно-деловой центр, а вокруг города создать своеобразные драбанты - города-спутники с малоэтажной застройкой, между которыми располагались зеленые и сельскохозяйственные зоны. В целом его проект развития был довольно типичен для европейских городов, но, увы, не подходил для Москвы.



Сталинский Генплан

Поняв, что все конкурсные работы не отвечают поставленным требованиям и задачам, ЦК партии уделил на июльском пленуме 1931 года особое внимание развитию и реконструкции Москвы. Именно на основе решений этого пленума началась работа по созданию нового Генерального плана Москвы, который был утвержден в 1935 году. Его авторами стали архитекторы Вадим Семенов и Сергей Чернышев. Суть Генплана состояла в сохранении основы исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Особое внимание уделялось созданию архитектурных ансамблей и транспортных схем. Реализация этого проекта требовала колоссальных средств. Подготовительный этап был сделан в первые годы утвержденного Генплана. Тогда была благоустроены главные площади столицы и развернута реконструкция ее центральной части. В мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена, а к 1939 году были в основном завершены реконструкции на улице Горького. В те же годы была частично осуществлена комплексная застройка 1-й Мещанской, Большой Калужской улиц и Можайского шоссе. Было обустроено русло реки Яузы и выстроены новые мосты через реку Москву. Началась закладка 3-го транспортного кольца и 4-го, которое назвали Парковым. Тогда же должна была появиться система каналов, объединяющая Яузу и Химку в единую водную систему. На месте взорванного храма Христа Спасителя началось строительство 420-метрового Дворца Советов, а в Измайлово - масштабного центрального стадиона. Но начавшаяся Великая Отечественная война оборвала реализацию генплана.




В 1947 году началось строительство 8 высотных зданий (реализовано только 7), которых не было в довоенном проекте. Они должны были поддерживать градостроительно массивный объем Дворца Советов. В 1951 году был создан Институт генплана и принят 10-летний план реконструкции Москвы под руководством архитектора Дмитрия Чечулина. В целом новый план основывался на старом довоенном, но главный акцент ставился на развитии новых территорий Москвы. После постановления об архитектурных излишествах в ноябре 1955 года план был кардинально переработан. Главной задачей этого этапа было массовое домостроение и создание новых транспортных магистралей. Именно в те годы появился МКАД, Калининский проспект и часть будущего 4-го кольца. Новые районы стали застраивать панельными и блочными жилыми зданиями.



Построить Город Солнца.
Проект архитекторов В.Калинина и других, 1970


В 1967 году был проведен конкурс на проект планировки центра Москвы, где предусматривалась прокладка новых радиальных магистралей. Строящийся тогда Новый Арбат был взят в качестве образца. Самым радикальным оказался проект коллектива архитекторов под руководством Калинина, который мог дать фору изрядному числу архитектурных фантазий японских метаболистов. В пределах Бульварного кольца архитекторы предлагали устроить зеленую зону, оставив из исторической застройки только памятники истории и архитектуры. Само кольцо раздваивалось и превращалось в скоростную бессветофорную трассу. Вдоль радиальных магистралей были запланированы 11 лежачих небоскребов между Бульварным и Садовым кольцами на всю длину этого промежутка. Таким образом Москва переставала существовать как исторический город, зато буквально напоминала бы город Солнца. Осуществиться фантазиям не дал художник Глазунов, который накануне утверждения нового генплана передал в ЦК альбом с возможными утратами.

Брежневский генплан

В 1960-х годах стало понятно, что городу требуется новая концепция развития, так как прежние устарели. В 1966 году под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина началась работа над новым Генеральным планом, который был утвержден в 1971 году. Часть проектов были взяты из старых документов - третье и четвертое кольца и магистраль Юг-Север, которая должна была фактически пройти через весь город. Но особое внимание было уделено созданию 8 самостоятельных зон, которые должны были стать новыми культурными и инфраструктурными комплексами. В 1991 году именно эти зоны и определили новое административное деление Москвы. В результате появились Рижский путепровод, Аминьевское шоссе  и Олимпийский проспект. В 1980-х годах у этого Генерального плана появились противники в лице общественности, которые предлагали свои варианты развития. В те же годы начало подниматься движение в защиту старой Москвы, которое на время сумело остановить некоторые проекты Генплана 1971 года. В 1989 году под руководством главного архитектора Москвы Леонида Вавакина начата разработка нового плана развития до 2010 года. Но он не был принят.


Первый лужковский генплан

Уже в середине 1990-х годов стало понятно, что Москве опять нужен новый генеральный план. Работы по его созданию начались в конце девяностых и закончились в 2005 году. Согласно этому плану к 2015 году в Москве должны были появиться 4-е транспортное кольцо, дублеры Дмитровского, Ленинградского, Варшавского шоссе, а также Северная и Южная рокады. Предполагалось электрифицировать Московскую окружную железную дорогу для пассажирского движения и пустить линии легкого метро и скоростного трамвая. Все это, по планам градостроителей должно было разгрузить центр города и общественный транспорт. Особое внимание уделялось реконструкции ветхого жилого фонда и сносу хрущевок. Однако хаотичное развитие города в девяностых годах и неупорядоченная застройка в 2000-х годах привели к провалу этого проекта.



Стратегический план развития Москвы.
Пьер Витторио Аурели, 2006


Этот план создан преподавателем роттердамского Института Берлаге Пьером Витторио Аурели и его студентами. Главный новаторский ход Аурели заключается в том, что он решил использовать городскую территорию вдоль реки как единое целое. Благодаря радиально-кольцевой планировке Москвы река плохо вписывается в эту схему - с ее извилистыми берегами, где находятся главным образом выводимые за город промзоны. Архитектор устраивает новую Москву как архипелаг, располагая свой город островками на месте промзон. В местах пересечения реки и МКАД он спланировал два прямоугольных квартала - «Сфинкса», которые препятствуют растеканию города в область. Между «Сфинксами» и островами прокладывается монорельс, наводятся мосты и строится восемь гигантских зданий-пластин для создания визуальных связей между частями архипелага. Чтобы сбалансировать план и придать новый импульс депрессивному Юго-Востоку столицы, Аурели предлагает возвести на территории ЗИЛа новую штаб-квартиру ООН.

Второй лужковский генплан

В 2010 году городские власти представили на суд общественности новый Генеральный план развития города до 2025 года, который стал предметом различных споров среди экспертов и общественности. Специалисты НИиПИ Генплана предложили развивать город между Третьим кольцом и запланированным Четвертым для коммерческой застройки, а социальное строительство развернуть за границами современной Москвы за счет приобретения земель у Московской области. Несмотря на многочисленную критику общественности и экспертов, новый Генплан был утвержден правительством города.



Источники: http://www.afisha.ru/article/8761/
http://www.rb.ru/inform/116517.html

Другие публикации:.
Дранг нах Зюйд-Вестен 1. Проект «Большая Москва» С. Шестаков (1921 - 1925 гг.)
Дранг нах Зюйд-Вестен 2. Проект «Новая Москва». А. Шусев (1918-1924 гг.) )
Дранг нах Зюйд-Вестен 3. Схема районной планировки Москвы. 1918 г. проф. Б. Сакулин)
Дранг нах Зюйд-Вестен 4. Схема реконструкции Москвы. Н. Ладовский. 1932 г.
Дранг нах Зюйд-Вестен 5. Прямоугольная сетка Ле Корбюзье
Дранг нах Зюйд-Вестен 6. Москва как деревня Эрнста Мая
Дранг нах Зюйд-Вестен 7. Сталинский Генеральный план реконструкции Москвы. 1931-1935 гг.
Дранг нах Зюйд-Вестен 8. Генпланы 1918 - 2025. Какой город хотели построить Сталин, Брежнев и Лужков
Дранг нах Зюйд-Вестен 9. Каким виделось будущее Москвы из 1920-30-х годов

Все мои посты сначала выходят в моем журнале: http://www.livejournal.com/editjournal.bml?journal=bdb_2000
Нажмите на эту ссылку и добавьте меня в друзья, чтобы быть в курсе следующих публикаций
Previous post Next post
Up